1 телевизор

Большой экран… Пульт в руке… Любимая программа, выбранная на множестве каналов. Жена (или муж) смотрят другую передачу по другому телевизору в другой комнате… Знакомо? А теперь представьте.. Вся семья в сборе. Каждый занял любимое место – кто в кресле, кто на диване. Пришли соседи, некоторые со своими стульями или табуретками. Глава семьи аккуратно снимает ажурную вязаную салфетку с телевизора, поворачивает ручку и … Если вы спросите своих бабушек и дедушек, они наверняка расскажут вам, как смотрели телевизор в их время. И не удивляйтесь, что было всего два канала, что семья, имеющая телевизор, считалась в СССР обеспеченной. И что картинка на экране была черно-белой, поэтому комментаторы состязаний по фигурному катанию описывали зрителям цвета костюмов, в которых выступают спортсмены. Пультом для переключения каналов был самый младший член семьи, и иногда для этой нехитрой процедуры нужны были плоскогубцы — чтобы захватить и провернуть рычажок, с которого отвалилась собственно ручка…

Техника развивается быстро и за несколько десятилетий телеприемники – телевизоры – прошли огромный путь. И сейчас те аппараты, которые в 70-80-х годах ХХ века считались суперсовременными – заняли свои места на полках магазинов для коллекционеров и антикваров.

Видео ремонта Телевизора КВН — 49. 1956 года выпуска.

Правда ли что идею телевидения придумали советские ученые?

Не смотря на то, что идея передачи на большие расстояния не только звука, но и изображения, появилась еще в конце XIX века, практическую реализацию она получила в 30-х годах ХХ века. Русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин при поддержке радиооператора, изобретателя радоприемника, а затем генерального менеджера Radio Corporation of America (RCA) Дэвида Сарнова в США и С.И. Катаев в СССР создали иконоскопы – устройства, транслировавшие изображение. С этого момента начинается «эра телевидения».

«Эволюция вещей»: История телевизора

Как назывался первый советский телевизор?

Когда появился первый советский телеприемник?

Начало эры телевидения, 1920 год

Когда пришла мысль о том, как передать изображение с помощью радиоволн. Инженеры начали изобретать прототипы телевизоров, затем началось производство телевизоров, и можно увидеть, как дизайнеры и инженеры доводили телевизоры до совершенства от момента изобретения до наших дней.

Эра современного телевидения

Передача телевизионного сигнала ограничивается прямой видимостью, поэтому антенны транслирующих станций устанавливали на высоких объектах или строили специальные вышки. Позже стали строить небольшие ретранслирующие станции, расположенные на расстоянии прямой видимости. После начала космических полетов стали запускать специальные спутники связи. Нескольких таких спутников достаточно, чтобы ретранслировать сигналы в любую точку Земли.

Предлагаем ознакомиться с краткой историей изобретения телевизора.

другие наши публикации об истории изобретений:

Телефон
Персональный компьютер
Интернет
Сотовая связь
Роботы

Телевизоры 2000-2010 годов

2000-2010 в начале 21 века к плоским телевизорам изготовленным по плазменной технологии начали выпускать плоские ЖК телевизоры. К концу десятилетия свёрнуто производство кинескопных телевизоров (CRT). Телевизоры ведущими производителями выпускаются или LCD или плазма.

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий,размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электрический телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Диск Нипкова

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось «словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Предпосылки к появлению телевидения

По мнению большинства историков, своеобразным прародителем телевизора стало радио. Примечательно, что мнения о создателе первого радиоприемника разнятся. В нашей стране лавры первенства приписывают знаменитому физику — Попову, тогда как на Западе эту честь приписывают Тесле, Маркони и Бранли.

Интересно, что историки также не могут дать однозначный ответ на вопрос, кто создал первый телевизор. Над разработкой этой технологии на протяжении многих лет трудились лучшие умы своего времени, периодически, заимствуя инновационные разработки, друг у друга.

Чаще всего изобретение телевизора приписывают гениальному технику Паулю Нипкову. В далеком 1884 году он представил миру уникальную по многим параметрам технологию, впоследствии получившую его имя. Нипкову удалось создать специальный диск, который позволил считывать изображение и передавать его на экран.

Через несколько лет, другой изобретатель — Джон Берд на основании разработки Нипкова и был создан первый в мире телеприемник. В считанные годы проект получил невероятную популярность и начал реализовываться во всех развитых странах мира. Аппарат работал без звука, при этом позволял передавать четкую и вполне детализованную картинку. Первый озвученный видеоряд был продемонстрирован телезритель после изобретения электронно-лучевой трубки.

Когда был изобретен первый механический телевизор? Принято считать, что механический телеприемник был создан в Германии, однако, реализовать идею на практике смог шотландский исследователь Джон Брэд. В тридцатых года прошлого столетия он даже создал фирму под собственной фамилией, которая занималась изготовлением и продаже телевизоров.

Изобретение и использование ЭЛП

По сути, современная история развития телевизора и телевидения начинается с ЭЛП. Электронная пушка представляет собой специальный прожектор, который концентрирует и направляет электроны на принимающее устройство. Пушка способна осуществлять сканирование светочувствительной мишени, которая в свою очередь накапливает электрические заряды, передаваемые от изображения, спроецированные на нее.

Создание электронной пушки ознаменовало начало эры современного телевидения. Принцип работы ЭЛП заключается во взаимодействии катодов и фотокатодов. Итак, катод — это электрод, проводящий электричество в электронно-лучевой пушке. Отрицательные катоды получили название фотокатодов. Для их создания используются специальные чувствительные к свету вещества, которые отличаются высокими токопроводящими свойствами. Принцип взаимодействия катодов и фотокатодов основан на внешней фотоэффекте, изобретателем которого является Генрих герц.

Впервые катодные лучи были открыты в пятидесятых годах прошлого века. Именно в этот временной период начали широко использоваться люминофоры — особые химические соединения, которые способы не только поглощать, но и отдавать свет. Технология взаимодействия катодных лучей и люминофорами легла в основу электронно-лучевых приборов.

Люминофоры тонким слоем наносятся на внутреннюю поверхность прозрачной трубки, на которую от катодного излучателя передается энергия, что заставляет ее светиться. Данная разработка на протяжении нескольких десятков лет применялась при производстве различных видов телевизионных трубок и всевозможных электронно-лучевых приборов. Наиболее известным электронно-лучевым устройством стал кинескоп.

Вплоть до девяностых годов двадцатого века электронно-лучевые трубки использовались отечественными и зарубежными предприятиями для выпуска и поставки на рынки телевизоров, мониторов и проекторов. Кинескопы способны преобразовывать получаемые электрические сигналы в световой луч, который под воздействием люминофоров формирует часть демонстрируемого изображения

В истории телевизоров изобретателем кинескопа считается Борис Розинг, который представил передовую для своего времени технологию, еще в 1911 году. Именно Розинг смог с научной точки зрения обосновать принципы работы электронно-лучевой трубки и добиться трансляции картинки с помощью построчной передачи световых лучей. Однако, человеком, который придумал и воплотил в жизнь идею телевещания, является Владимир Зворыкин.

Имея российское происхождение, Зворыкин был вынужден эмигрировать в США. В 1923 году, ученый запатентовал в Америке заявку на телевидении, в основу которого лег электронный принцип. В 1929 году изобретатель запустил производство вакуумные трубки для приема изображения, которые получили название кинескоп конструкции Зворыкина.

В 1940-х года ученый продолжил исследования, в ходе которых ему удалось разделить световой луч на синие, красные и зеленые цвета. Впоследствии это изобретение широко использовалось при создании цветного телевидения.

Телевидение в СССР

Первые телевизоры в СССР появился в 1939 году. Их производством занимался ленинградский завод «Коминтерн». Основой аппарата стал диск Нипкова. Приставка с небольшим экраном размером 3*4 сантиметра, подключалась к радиоприемнику. Для приема телевизионного сигнала приемник нужно было переключить на нужную частоту. При желании советский телезритель мог смотреть даже те передачи, которые транслировались за рубежом.

Примечательно, что создать собственный телеприемник в те времена мог абсолютно любой человек. Подробная инструкция размещалась в журнале «Радиофронт», а необходимые детали можно было приобрести в специальных магазинах радиоэлектроники.

Впервые регулярные телетрансляции были запущены в 1938 году под руководством Опытного Ленинградского центра. В первые несколько месяцев смотреть передачи могли лишь жители Ленинграда и Ленинградской области, однако, уже через пол гора телеэфир стал доступен и столичным зрителям.

Интересно, что разные телецентры использовали собственные стандарты телевещания, что в свою очередь требовало использования специальной техники. Так в Ленинграде получило распространение устройство под названием «ВРК» — Всесоюзный радиокомитет. Аппарат представлял собой достаточно громоздкий прибор с монитором 130*175 мм, для работы кинескопа в нем использовалось сразу 24 лампы. Всего было выпущено около 20 устройств этого типа. Они устанавливались в дворцах культуры и домах пионеров с целью культурного просвещения подрастающей молодежи.

В свою очередь Московский телецентр использовал приборы «ТК-1», которые представляли собой более сложные приборы сразу с 33 лампами. Только за 1938 год было выпущено около 200 подобных аппаратов, а к началу Великой отечественной войны по стране работало порядка 2000 экземпляров.

На этом изыскания в этой области не прекратились — слишком уж сложными в использовании и не совершенными в техническом плане оказались описанные выше модели. В 1940 году на Ленинградском заводе «Радист» был создан серийный телеприемник «17ТН—1», который смог принимать сигнал и вещать программы, передаваемые как Ленинградским, так и Московским телецентрами. Всего было создано и продано более 2000 тысяч подобных приборов.

Хронология событий

Уже в 1895 году соотечественник Нипкова по имени Карл Браун придумал самый первый кинескоп. Затем ученик Брауна сумел получить патент на специальную трубку, после чего использовал изобретение своего наставника для передачи изображения. Ученика Брауна звали Макс Дикман. Именно он первым представил широкой общественности телеприёмник, имеющий небольшой экран. Затем учёный из Великобритании Джон Брэд сумел изобрести телеприёмник, работающий без звука. Этого было достаточно, чтобы заявить о начале новой научно-технической революции.

Несколько позже русский инженер Владимир Зворыкин, эмигрировавший в США после Октябрьской революции, запатентовал своё уникальное изобретение, которое называлось телевидением. В основу разработки Зворыкина легли наработки многих других учёных, физиков и инженеров, однако именно он сумел соединить все изобретения воедино.

Модели первых телевизоров были специфическими и имели массу недостатков, однако со временем учёным и инженерам удалось решить массу проблем и сделать эти устройства более совершенными.

Первый телевизор в СССР

Первая телетрансляция на просторах Советского Союза состоялась в апреле 1931 года. На тот момент отечественных телевизоров ещё не выпускали. Первый телевизор в СССР появился позже, так как власти делали ставку на радиовещание, поскольку считали, что такой способ передачи информации эффективнее с точки зрения пропаганды. Тем не менее, в СССР на тот момент выпускались бумажные диски Нипкова. Телевизионные сигналы транслировались на длинных и средних частотах. Отдельно передавался звук, отдельно – картинка.

Отечественные умельцы быстро освоили премудрости сборки телевизионных приёмников. Картонный перфорированный диск дополнялся неоновой лампой, обеспечивая приём сигнала и формирование изображения на миниатюрном экране. Для приёма звукового сигнала приобретался радиоприёмник. Схемы сборки самодельных телевизоров публиковались в журнале «Радиофронт».

Позже ленинградское предприятие «Коминтерн» начало выпуск отечественных телевизоров, действующих по системе Нипкова. Устройство напоминало приставку с экраном 3 х 4 см, предназначенную для подключения к радиоприёмнику. Телевещание стало регулярным. В течение долгого времени на территории СССР вещал всего один канал – Первый, работа которого была прервана в годы Великой Отечественной Войны. В послевоенное время стал использоваться принцип электронного телевидения, был выпущен первый кинескопный телевизионный приёмник. Начал вещание второй отечественный телевизионный канал.

Кто изобрел телевизор

Всё чаще телезрители задаются вопросом о том, кто и когда изобрел первый телевизор. Вызывает интерес и вопрос о том, в каком году это произошло, ведь изобретение телевизора полностью изменило привычный образ жизни миллионов человек по всему миру.

Ответить на этот вопрос однозначно не так просто, ведь очень многие люди внесли неоценимый вклад в изобретение ТВ. Без их наработок другие учёные не смогли бы получить патенты на свои изобретения.

Телевизор – это механическая игрушка и его история

История создания телевизора начинается с доклада о переносе светового пятна на расстояние, представленного в 1877 году французом Сенлеком, португальцем Адрианом де Павиа и итальянцем Карло Марио. Селеновый фотоэлемент, меняющий свое электрическое сопротивление в зависимости от освещенности, управлял на расстоянии свечением электрической лампочки, яркость которой изменялась пропорционально освещенности селенового фотоэлемента. Мгновенно родилась идея табло – предшественника телевизионного экрана, состоящего из 10 тысяч лампочек, расположенных в 100 рядов по 100 лампочек в каждом ряду, связанных 10 тысячами линий с передающей камерой из 10 тысяч селеновых фотоэлементов. Идея реализована не была ввиду возникших технических сложностей.

В 1879 году была обнародована идея, как обойтись без 10 тысяч соединяющих передатчик и приемный экран линий. Число линий сокращалось до одной – селеновый фотоэлемент предлагалось последовательно проводить по всем точкам передаваемого изображения, а на приемном конце линии синхронно двигавшийся с фотоэлементом карандаш должен был прижиматься к листу белой бумаги с силой, пропорциональной освещенности соответствующей точки на передающем конце линии, оставляя отпечатки разной интенсивности.

В 1880 году было предложено «ощупывать» точки картинки посредством вращающегося переключателя, что также позволяло обойтись одной линией связи. Но технические возможности не позволяли перемещать единственный селеновый фотоэлемент со скоростью, достаточной для передачи хотя бы 12 кадров в секунду. Техническую проблему элегантно разрешил немецкий изобретатель Пауль Нипков, но, как выяснилось, слишком рано, изобретение телевизора еще не состоялось. С его слов, идея разложить изображение на точки и строки посредством вращающегося диска с нанесенными по раскручивающейся спирали отверстиями пришла к нему в 1883 году.

Селеновый фотоэлемент собирал свет, просачивающийся через единственное отверстие диска, перекрывающее в данный момент изображение, и преобразовывал его в яркость свечения лампочки на приемном конце линии. Свет от которой через диск с отверстиями, аналогичный диску на передающем конце, и вращающийся с ним синхронно, создавал на экране световое пятно, яркость которого соответствовала яркости пятна на передающей стороне. При достаточно быстром вращении дисков на экране, вследствие инерции человеческого зрения, воссоздавалось передаваемое изображение.

В 1884 году Нипков получил патент на «электрический телескоп». Воплощение своей идеи «в железе» Нипкову довелось увидеть через 44 года, в 1928 году на выставке связи. Еще через 7 лет, в 1935 году, к 75-летию изобретателя, фирма «Телефункен» подарила Нипкову настоящий электронный телевизор.

Кто изобрёл плазменный телевизор

В начале двадцать первого века морально и физически устаревшие кинескопные телевизоры окончательно ушли в прошлое. В 2000-х года началась новая эпоха — современных жидкокристаллических панелей и функциональной плазмы. И если до 2010 года в некоторых магазинах можно было встретить бюджетные кинескопные модели, то сегодня найти их уже вряд ли удастся. Им на смену пришли удобные, функциональные, плоские PDP и LCD. Некоторые модели были способны воспроизводить видео в формате 3D и подключаться к интернету.

Принято считать, что изобретателем плазменного телевизора стал Дональд Битцер, который использовал в своем устройстве инновационные технологии, запатентованные Гином Слоттоу и Робертом Вильсоном. Примечательно, что впервые идея о создании плазменных ТВ была озвучена уже в шестидесятых годах прошлого века, однако, она сумела получить распространение лишь спустя двадцать лет после того как мир начал стремительно осваивать цифровые технологии.

Прогресс не стоит на месте

Современные телевизоры отличаются широким разнообразием моделей и дисплеев. Сегодня технологии не стоят на месте и последним достижением стали инновационные LCD-дисплеи, функционирующие на основе жидких кристаллов, и LED-дисплеи, которые сочетают в себе жидкие кристаллы и светодиоды. Не меньшей популярностью пользуются плазменные панели, которые работают на уникальных газоразрядных элементах. Рассмотрим каждый вид дисплеев более подробно.

Плазменные телевизоры — экраны этого типа обеспечивают передачу глубокого, яркого и насыщенного изображения. К несомненным плюсам плазменных панелей эксперты относят объемный эффект картинки, высокое динамическое разрешение в сочетании с низким уровнем черного.

Современные плазменные телевизоры способны стать оптимальным решением в ситуации, когда зрители заинтересованы в покупке устройства с широчайшими углами обзора и отличной демонстрацией динамических изображений. В числе недостатков плазменных моделей можно назвать повышенное потребление электроэнергии и достаточно высокая стоимость.

Жидкокристаллические или LCD-телевизоры — отличаются весьма привлекательной для среднестатистического покупателя ценой. Из пюсов этих бюджетных моделей можно назвать низкое потребление электричества, яркую картинку и высокое качество демонстрации статического изображения.

В основе совершенно плоского LCD экрана лежат жидкие кристаллы. К недостаткам ЖК телевизоров многие эксперты относят искажение картинки при просмотре под углом и низком качество динамического видеоряда. Ведущие производители телевизионной техники сегодня проводят разработки и исследования, направленные на устранение перечисленных выше недостатков.

LED-телевизоры — это современные и высокотехнологичные модели, которые еще только начинают появляться на прилавках магазинов. В их основе лежат жидкие кристаллы и специальные светодиоды. В зависимости от используемого типа подсветки LED устройства делятся на Direct и Edge. Телевизоры с технологией Direct отличаются более высоким ценником, яркой, насыщенной и невероятно четкой картинкой. Устройствах Edge отличаются уменьшенной толщиной — до 3 сантиметров.

OLED-телевизоры являются наиболее продвинутыми телеприемниками. Подобные экраны представляют собой множество самостоятельных, органических светодиодов, излучающих свет. Вот только для большинства потребителей такие устройства являются всего лишь чудом техники и недостижимой мечтой.

Вне всяких сомнений история развития телевидения знала свои взлеты и падения. На протяжении многих лет ученые, физики, исследователи и изобретатели по всему миру создавали все новые и новые технологии, которые позволили бы воплотить в жизнь мечту человечества о передаче картинки на любые расстояния.

И если в начале двадцатого столетия — телевизор представлял собой громоздкий аппарат, который смог передавать черно-белую картинку без звука, то уже в начале нового двадцать первого века обществу стали доступны современные и функциональные модели. Плоские и изогнутые жидкокристаллические и плазменные панели могут иметь диагональ более 100 дюймов, при этом они являются полноценным мультимедийным центром, обеспечивающим свободный доступ к интернету, трансляцию видео в сверхчетком формате 4К и реалистичным, объемным звуком.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+enter

Развитие телевидения в России

Регулярное вещание и распространение телевизоров охватывает период с 1930 по 60-е гг. в этот период количество телеприемников в нашей стране превысило 1 миллион. Промышленностью были освоены новые модели телевизоров, экран которых превышал 35 см по диагонали. Была выпущена ограниченная партия телевизоров «Янтарь», диагональ экрана которых превышала 53см. улучшение аппаратов позволило расширять линейку изобразительных передач. Телепередачи, транслируемые с помощью приемников с диагональю 35 см, не могли передавать общих планов или эффектных панорамных съемок.

Вскоре количество телецентров в нашей стране возросло до двадцати. К 1960 году телецентров стало 84, а к 1965 было открыто еще около 40 новых телецентров в разных городах СССР. В этот период телецентры являлись автономными. Их вещание между собой никак не синхронизировалось. Телепередачи, новостные программы и концерты снимались в Москве на пленку и пересылались в другие телецентры.

Разветвленная телевизионная сеть, синхронизирующая телевещание в стране появилась только к середине 70-х гг. для нее понадобилось создавать целые комплексы тех. средств, основными составными частями которых являются:

  • телевышки,
  • линии электросвязи.

В этот период телевидение стало самостоятельным общественным явлением, институтом, для которого были созданы особые выразительные средства, который сформировал собственный специфический язык, позволяющий оказывать сильное влияние на формирование общественного мнения.

Пока аппараты были распространены нешироко, телевидение в разных странах мира, по сути, являлось особым техническим, созданным учеными, средством развлечения, которое помогало приобщать широкие массы к явлениям культуры:

  • музыке,
  • театру,
  • цирку,
  • кино.

С того момента, как телевидение приобрело массовое распространение, правительства разных стран стали использовать телевещание, в качестве серьезных агитационно-пропагандистских средств, позволяющих, наряду с печатью или радиовещанием решать их задачи.

Именно благодаря этому в 1957 году было принято Постановление Совета Министров СССР, на основании которого телевидение было выведено из подчинения Министерства Культуры и получило отдельный статус. Был создан Государственный Комитет по телевидению и радиовещанию, напрямую подчинявшийся Совету Министров СССР. В ЦК КПСС тогда же без излишнего шума был создан сектор телевидения при отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС.

Такое преобразование научного изобретения в ведущий орган лидирующей партии характерно не только для нашей страны. Экспериментальное развитие телевидения и распространение его среди населения характерно для стран, имевших лидирующие позиции в области промышленного совершенствования. В развивающихся странах создание телевидения и использование его правительством было близко к нулю. Там все эксперименты свелись к закупке импортного оборудования и опробации его работы.

Принципы действия

В 1928 г стало развиваться вещание по сетке. Это и явилось точкой, с которой и начинается история распространения телевидения. Долгие годы ученые трудились над усовершенствованием электронно-лучевых трубок, улучшали трансляцию изображения и увеличивали поверхность экрана. Эта история завершилась в момент создания цифрового телевидения. Цифра сделала электронно-лучевой кинескоп ненужным. Цифра передает изображение посредством кодирования и предается с помощью специальных каналов или через интернет.

В начале развития телеаппараты передавали исключительно черно-белое изображение. Это положение сохранялось вплоть до 1950 года. Затем телеприемники обрели возможность принимать цвет. Появились стандарты цветной передачи изображения:

  • SECAM и
  • NTSC работают в некоторых странах и по сию пору.

В наши дни телевидение было разделено на каналы. И некоторые из них предлагаются телезрителю только платно. Средняя статистика по Миру платных каналов составляет примерно 30%.

В зависимости от метода передачи, телевещание делится:

  • эфирное — получающее телесигнал посредством антенн и вышек (этот способ передачи широко распространен в некоторых странах),
  • кабельное, где сигнал передается при помощи кабеля, подключенного к телеприемнику,
  • спутниковое – сигналы проходят через спутник и улавливаются приставками, подключенными к телеприемникам, через специальные антенны – тарелки,
  • интернет трансляции.

История возникновения телевидения в нашей стране

Создание технологии передачи и приема сигнала проходило поэтапно. Первый этап – строительство аппарата, имеющего механическую развертку экрана. Первый телевизор в России был создан 01.10.1931г. Экспериментальная передача проходила из московской студии, расположенной при радиоузле на Никольской.

Кто изобрел советский телевизор?

В 1931 году в СССР была произведена первая передача «изображений по радио». Иногда картинка не сопровождалась звуком, но уже с 1932 года в советский эфир выходят регулярные передачи со звуком – радиолюбители получают возможность слушать и смотреть новости, музыкальные и развлекательные передачи. Первые телеприемники советские радиолюбители конструировали самостоятельно.

В 1932 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был создан первый советский телеприемник – Б-2 (по имени изобретателя – А.Я. Брейбарта), а с конца 30-х годов на этом заводе стали производить телевизоры ТК-1. Чтобы удобнее было смотреть изображение с горизонтального экрана 14х18 см к телеприемнику под углом приделывалось зеркало.

Читать по теме: Когда в советское время придумали игру КВН, какие правила у игры?

Когда в СССР телевидение стало массовым и общедоступным?

Начавшаяся Вторая мировая война прервала развитие телевизионной техники. Но уже в конце 40-х годов в СССР появляется первый телеприемник массового производства – КВН-49. Его название – первые буквы фамилий разработчиков этого аппарата – В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Достаточно объемный деревянный ящик имел экран размером 10х14 см; для того, чтобы увеличить изображение перед экраном ставилась сферическая или прямоугольная пластиковая или стеклянная линза. Ее нужно было наполнять дистиллированной водой, покупаемой в аптеке – если использовать обычную воду, на линзе быстро образовывался ржавый, плохо смываемый налет. Чуть позднее дистиллированную воду сменил более долговечный и удобный глицерин. Несмотря на то, что этот телевизор был вполне работоспособен, в народе быстро расшифровали его название как «Купил-Включил-Не работает». Но несмотря на столь скептическое прозвище, к этому телевизору относились бережно и трепетно. Ему отводилось почетное место в гостиной, а просмотр телепередачи становился семейным ритуалом. Поскольку стоил такой телевизор около 900 рублей – несколько месячнх зарплат – купить его могла только обеспеченная семья, и наличие телеприемника становилось показателем социального статуса. Именно такой телевизор смотрели жители дружной коммунальной квартиры недалеко от Покровских ворот. Реализуя государственную программу всеобщей телефикации страны, «КВН-49» выпускался сразу на четырех заводах страны – в Воронеже, Ленинграде и Баку и мог принмать три канала.

История российского тв 1930-69

С развитием возможностей телетрансляции – в первую очередь это связано со строительством Останкинской телебашни – изменяются и телеприемники. С 1953 года в СССР самым популярным (а, точнее, единственным в СССР, в силу особенностей плановой централизованной экономики) становится телевизор «Зенит», с 1962 года уступивший место лидера «Рекорду».

По-настоящему революционным событием стало появление цветного телевидения. В 50-летнюю годовщину Октябрьской революции была проведена масштабная акция под названием «Радуга, зажгись!». В витринах магазинов были установлены телевизоры, на экранах которых – одновременно на всех! – черно-белое изображение (транслировали спектакль Большого театра) вдруг сменилось цветным… Одним из первых цветных телевизоров стал телеприемник «Минск-1», на смену ему пришел – и долгое время оставался единственным – телевизор марки «Рубин» во множестве модификаций.

5 лет назад в СССР раскрасили телеэфир

Появление цветного телевидения неожиданно чуть не стало кризисом для самого телевидения. Цветной телевизор стоил дорого, его могли позволить себе не все, а покупать черно-белые – было уже немодно. В конце 70-х – начале 80-х годов цветные телевизоры продавались по цене ниже себестоимости, и благодаря этому пришли во многие семьи.

Интернет

Сегодня каждый крупный канал имеет интернет-трансляцию. Она позволяет настроить расширенные, по сравнению с обычным вещанием, функции. Зрители:

  • могут участвовать в программах и шоу,
  • оставить комментарии,
  • сделать заявку.

Интернет трансляции позволяет вовлечь зрителей в процесс создания программ. Зрители могут голосовать, задать вопрос любому герою программы. Сетка вещания уходит в прошлое. Каждый зритель выбирает и смотрит только те программы, которые ему больше нравятся. Изменяется форма подачи информации. Происходит интеграция телевидения с электронными СМИ. Телевизор вскоре станет не только передатчиком контента, но и многофункциональным аппаратом.

Виды телепередач

Если говорить общими словами, то история телевидения кратко представляет собой – поиск новых способов передачи информации. Борьба за зрителей приводит к тому, что страны создают новые виды телепередач. Современный телеконтент условно делится:

  • развлекательный,
  • информационные выпуски,
  • образовательный,
  • социально-активизирующий.

Телевизор для большинства населения является способом украсить досуг и скоротать свободное время. Поэтому каналы предлагают различные развлекательные программы, ориентированные на различные группы населения.

Массовое распространение телевидения стало следствием необходимости нести информацию. И по сей день, многие люди смотрят только новостные блоки и включают телевидение, чтобы получить информацию о различных актуальных событиях.

Развлекательные программы, которые любят телезрители, в наши дни большинство каналов совмещает с информированием населения и ведением пропагандистской деятельности. Информационно-развлекательные блоки собирают огромное число зрителей.

Образовательные передачи призваны углублять и расширять знания населения по различным проблемам. Они несут массу необходимой информации общеобразовательного и житейского плана.

Социально-активизирующие передачи призваны мобилизовать население и вовлечь его в общественно-значимые мероприятия.

(от теле … и лат. viso ≈ гляжу, смотрю), телевизионный приёмник, радиоприёмник , предназначенный для усиления и преобразования радиосигналов изображения и звукового сопровождения телевизионной вещательной программы, которые принимает телевизионная антенна , в изображение и звук. Т. делятся на цветные и черно-белые и бывают стационарные и переносные (рис. 1). Выпускаемые в СССР Т. позволяют принимать сигналы телевизионных станции , передаваемые в специально отведённых участках в диапазонах метровых (48,5≈100 Мгц и 174≈230 Мгц, 12 каналов) и дециметровых (470≈638 Мгц, несколько десятков каналов) радиоволн.

Специфичным для Т. является одновременное усиление и преобразование радиосигналов изображения и звукового сопровождения. Т. обычно строится по супергетеродинной схеме; её варианты различаются способами выделения и усиления сигнала звукового сопровождения.

Основные функциональные части Т. показаны на рис. 2. Селектор каналов осуществляет выделение сигналов нужного канала и преобразование их частоты в промежуточную. Устройство обработки сигнала содержит усилитель промежуточной частоты сигнала изображения, амплитудный детектор, видеоусилитель сигнала яркости, а также узел обработки сигнала цветности (только в цветном Т.). В этом устройстве вырабатываются: сигнал яркости и цветоразностные сигналы, подаваемые на управляющие электроды кинескопа , сигнал звукового сопровождения, направляемый в звуковой канал; строчные и кадровые синхронизирующие импульсы (или полный телевизионный сигнал ), поступающие в генератор развёртки. Узел обработки сигнала цветности системы цветного телевидения , принятой в СССР, состоит из полосового усилителя, в котором выделяется сигнал цветности, каналов прямого и задержанного сигналов, электронного коммутатора, двух частотных детекторов цветоразностных сигналов, матричной схемы, усилителей трёх цветоразностных сигналов; он обеспечивает выделение и декодирование сигнала цветности, а также опознавание строк и отключение цепей канала цветности при приёме программ черно-белого телевидения. Блок генераторов развёртки содержит строчной развёртки генератор и кадровой развёртки генератор , создающие пилообразные токи в строчной и кадровой катушках отклоняющей системы. Высокое напряжение для питания второго анода кинескопа (в цветном Т., например, 21≈25 кв) получается в блоке высокого напряжения от специальной (высоковольтной) обмотки выходного строчного трансформатора либо выпрямлением импульсов этого трансформатора, как и напряжение для фокусирующего электрода (в цветном Т. ≈ около 5 кв). В цветном Т. в эту схему входят корректирующие трансформаторы, служащие для коррекции так называемых подушкообразных искажений телевизионного растра . При использовании трехлучевого цветного кинескопа для обеспечения динамического сведения его лучей применяется устройство сведения лучей, в котором из импульсов, следующих с частотой строк и полей, формируются токи специальной формы, подаваемые в обмотки электромагнитов сведения; последние выполняются в виде постоянных магнитов, служащих для статического сведения лучей, с обмотками. На горловине кинескопа устанавливается регулятор сведения лучей, содержащий три электромагнита сведения, а также магниты «синего» луча и чистоты цвета. Устройство присоединения кинескопа содержит регуляторы статического и динамического баланса белого цвета (см. Видеосигнал ), выключатели электронных прожекторов кинескопа, регуляторы фокусировки лучей кинескопа. Устройство размагничивания кинескопа (цветного) создаёт в петле размагничивания, окружающей экран кинескопа, затухающий переменный ток для размагничивания теневой маски и бандажа кинескопа, сделанных из стали. Блок звукового сопровождения состоит из усилителя разностной частоты, которая в СССР равна 6,5 Мгц, частотного детектора сигнала звукового сопровождения и усилителя низкой частоты, с которого сигнал звукового сопровождения подаётся на высококачественную акустическую систему (обычно из нескольких громкоговорителей). Блок питания преобразует напряжение сети в напряжения питания всех элементов Т., включая накалы кинескопа и электронных ламп.

По качественным показателям, размеру экрана и эксплуатационным удобствам Т. в СССР подразделяются на четыре класса: Т. 1≈3-го классов ≈ стационарные, выполняемые в напольном и настольном оформлении, 4-го класса ≈ портативные, переносные. Обычно Т. выполняют в виде отдельных конструктивных блоков, широко используя печатный монтаж . В современном Т. применяются главным образом полупроводниковые приборы и интегральные схемы (вытесняющие приёмно-усилительные лампы ). Проводятся разработки Т. с прямоугольным экраном в виде плоской панели, выполненным с использованием электролюминофоров (см. Люминофоры ), жидких кристаллов и т. д.

На передней панели Т. обычно размещают следующие элементы управления: выключатель для включения и выключения Т.; переключатель каналов; переключатель диапазонов частот «метровые ≈ дециметровые волны» (в случае применения отдельных селекторов каналов метровых и дециметровых волн); регуляторы яркости и контраста изображения, насыщенности цвета и цветового тона изображения, громкости и тембра звука. На задней стенке Т. обычно размещают: переключатель ручной и автоматической настройки гетеродина и регулятор настройки, выключатель канала цветности; регуляторы частоты строк и кадров, центровки растра, линейности и размера растра по горизонтали и вертикали. Здесь же размещают разъёмы для присоединения антенн, гнёзда для подключения головных телефонов и магнитофона, а также переключатель напряжения сети. Для удобства телезрителей в Т. используется автоматическая регулировка усиления, яркости, контраста, частоты гетеродина, частоты и фазы строчной развёртки, размера изображения и др. Пульт дистанционного управления позволяет зрителю, находящемуся на некотором расстоянии от Т., осуществлять включение и выключение Т., переключение каналов, регулировать яркость и контраст изображения, громкость звука. Пульт содержит ультразвуковой передатчик, излучающий сигналы телекоманд, принимаемые ультразвуковым приёмником в блоке дистанционного управления Т. С выхода последнего подаются сигналы в устройство управления, которое вырабатывает управляющие напряжения, поступающие в различные точки Т.

С. В. Новаковский.

Помогите телИку. Об одной распространенной орфографической ошибке

Вот какую заметку я опубликовал в газете «Русский язык” (еженедельном приложении к учительской газете «Первое сентября”) в № 24 за 1998 год.

Есть такое слово – телик, синоним слова телевизор. Пишут его двояко: и так, как написано выше, и телек. Это ошибка, которая, увы, укоренилась достаточно прочно в нашей печати. Вот несколько примеров, попавшихся на глаза. В еженедельнике «7 дней” (1996, № 20) помещена заметка под заголовком «Кто смотрит телек по утрам…” В «Книжном обозрении” (1996, № 24) читаем: «Привычный жест из прошлого – войдя на кухню, включить радио. Да-да, не магнитофон, не «телек”, а именно радио”. В «Известиях” (11 ноября 1997) говорится, что очередная годовщина Октябрьской революции «прошла как-то ненавязчиво, даже буднично… И «Ленина в Октябре” не показывали по телеку”. Это одно из любимых слов нашего уважаемого поэта А.Вознесенского; оно встречается в его стихотворных сборниках десятки раз – и только в неверном написании. Один из примеров – его стихотворение «Неужто?!”, опубликованное в «Известиях” (24 мая 1997), где это слово появляется дважды: «По телеку шлемы и шабаш…”; «Ты что-то кричишь из телека…”

Слово телик появилось в нашем просторечии сравнительно недавно, и относится оно к продуктивному типу непринужденно-разговорных экспрессивных образований. Сравним другие образования того же типа: велосипед – велик, мультфильм – мультик, шизофреник – шизик. Из недавних, более «свежих” слов этого ряда можно отметить: видеомагнитофон (или просто видео) – видик, бадминтон – бадик, гомосексуалист – гомик. Можно вспомнить еще, что при Хрущеве, в годы борьбы с так называемыми тунеядцами, их в газетах зачастую пренебрежительно именовали словом туник. А еще раньше, в Отечественную войну, употреблялось слово дезик: «Контингент заключенных значительно пополнился за счет военнопленных и «дезиков” – так ласково-снисходительно называли дезертиров”, – пишет А.Антонов-Овсеенко в книге «Портрет тирана”. Такого же типа образования: бронетранспортер – броник (в жаргоне военных), туберкулезник – тубик (последнее, характерное для тюремно﷓лагерного жаргона, можно встретить, например, у В.Шукшина). К этому ряду относится и слово телик. Во всех этих словах суффикс -ик, а основы производящих слов в них сильно сокращаются, усекаются.

Слову телик, в отличие от других слов этого ряда, не повезло с орфографией. Видимо, второе е пишут в нем под влиянием сложных слов с первой частью > теле (телевизор, телевидение), от которых оно образовано. Тогда получается, что к суффиксу относится одна только согласная к, но так не бывает: суффикса -к (в существительных мужского рода) в русском языке нет. Значит, гласная перед к относится в этом слове к суффиксу.

Впрочем, вместо всех этих рассуждений, чтобы правильно написать слово телик, достаточно просто обратиться к орфографическому словарю. В академическом «Орфографическом словаре русского языка”, начиная с 29-го издания его (1991), слово телик можно легко найти. Есть оно и в последних изданиях «Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Вообще хочется посоветовать всем преподавателям русского языка, редакционно-издательским работникам, всем, считающимся людьми грамотными: почаще заглядывайте в словари. Для того их и издают, чтобы в них заглядывали, а еще лучше – регулярно ими пользовались.

Теперь, спустя пять лет, к этому тексту я могу добавить немногое, но, увы, очень грустное. Около года назад на телеканале «Культура” появилась новая детская вечерняя передача, конкурирующая с передачей «Спокойной ночи, малыши”. Называется она «Помогите Телеку”. Слово Телик написано как Телек, это тиражируют во всех телепрограммах, во всех газетах, на телеэкранах (передача ежедневная), и наше младшее поколение воспитывается на таком безграмотном написании. У авторов передачи нет не только языкового чутья, но и никакого желания обратиться к словарям, где это слово есть в правильном написании.

Если они возразят мне, что Телек в этой детской передаче – имя собственное, поскольку телевизор персонифицирован здесь в виде мальчика, – возражу им, что и в собственных именах написание суффикса подчиняется общему правилу: Алик, Владик, Славик…

А из словарей – добавлю к своей старой публикации – правильное написание телик можно теперь увидеть еще и в «Большом толковом словаре русского языка” С.А.Кузнецова (СПб., 1998), и в «Русском орфографическом словаре” (М., 1999).

История с многострадальным словом телик наводит на мысль о пренебрежительном отношении наших журналистов, работников СМИ к вопросам грамотного письма, при всем их внешнем, нередко даже преувеличенном, интересе к орфографии.

В. В. Лопатин, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИРЯ РАН.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *