Армирование плиты фундамента

Вертикальное армирование конструкций по месту выполняется чаще всего в элементах с большим количеством выпусков и большого тоннажа метала конструкции. Армокаркас такой конструкции сложно заготовить заранее в армоцеху и его приходится выполнять непосредственно по месту возведения. Таким методом чаще всего реализуется армирование каркасов диафрагм, опорных стен, а в реалиях нашего строительного производства и колонн когда на стройплощадке отсутствует даже базовая подъемная техника, которая способная поднять заготовленный заранее армокаркас конструкции.

Весь процесс армирования состоит из нескольких этапов:

  1. геодезическая разбивка возводимой конструкции;
  2. подготовка к армированию арматурных выпусков;
  3. монтаж вертикальных стержней арматуры;
  4. армирование горизонтальных;
  5. армирование дополнительных элементов вертикальной конструкции.

Геодезическая разбивка возводимой конструкции

Разбивка армируемой коснтрукции

Начинается армирование с предварительной разбивки возводимой конструкции. Разбивка включает в себя обозначение осей, проходящих рядом с конструкцией, что выполняет геодезист или другой ИТР строительного участка при помощи геодезических приборов. Делается это непосредственно в месте пересечения осей или на условной отметке от нее:

  • забиванием дюбеля в поверхность бетона перекрытия или фундамента;
  • разграничение краской;
  • карандашом;
  • маркером на бетоне.

Последние три метода являются менее надежны т. к в процессе работы такая разметка может быстро стираться под воздействием погодных условий.
После того как условные обозначения осей даны, остальную часть работы по разбивке конструкции могут на себя взять опытные рабочие. От осей производится более детальная разбивка периметра бетонирования самих возводимых конструкций. Делают это:

  • натягивая капроновый шнур по периметру конструкции;
  • непосредственно расчерчивая края конструкции краской или карандашом;
  • или как менее точный ориентир, натягивают вязальную проволоку вдоль периметра.

Подготовка к армированию арматурных выпусков

Фундаментная плита с выпусками

Арматурный выпуск — это окончание вертикального стержня, который является базовым в армокаркасе и проходит, как правило, через всю конструкцию. Начало выпуск берез из фундамента и заканчивается последним перекрытием здания, создавая непрерывный стержень.

Выпуска начинаются с фундамента, затем к ним монтируется первый вертикальный стержень, который дает выпуск уже на следующем перекрытии, затем следующий и так далее до последнего перекрытия здания.
Чистота выпусков является одним из тех самых моментов, на который инженеры технического надзора особо обращают внимание, когда принимают армокаркас конструкции на подпись акта скрытых работ. Чаще всего на выпуск налипает:

  • бетон, который укладывали на перекрытие;
  • грязь при разгрузке арматуры;
  • лакокрасочные материалы;
  • излишняя коррозия.

Очистка арматурных выпусков

Если технадзор строго следит за чистотой выпусков, то их края, перед приемом бетона, оборачивают защитным слоем целована, чтобы избежать его налипания.

Очищают уже налипший бетон небольшой турбиной (УШМ или болгарка) с щеткой на ней из жестких металлических волокон. Турбинка дает максимальный результат, очищая, как правило не только налипший бетон, но и коррозию на металле, в то же время забирает максимальные трудозатраты на время очистки. Также очистку выпусков производят ручными щетками с металлическими щетинами или просто постукиванием по выпускам молотком или коротким стержнем арматуры в качестве ударного инструмента, что дает меньший эффект очистки и чаще производится там, где строгий контроль за этим моментом не ведется.

Параллельно с очисткой выпусков производиться их выравнивание, в случае их выпадения из края бетонирования, загибания в проектное положение. В особо сложных случаях, когда выпуск уже выпал настолько, что в проектное положение его уже не вернуть, тогда производится ликвидация выпуска, срезание болгаркой или резаком, а затем высверливание в проектном положении канала в бетоне, перфоратором со сверлом диаметром, совпадающим с диаметром арматуры и монтированием выпуска с нанесением специального клеящего компонента. К слову, срезание выпуска является исключительной мерой, которую всегда стараются избежать.

Монтаж вертикальных арматурных стержней

Монтаж на обжимные хомуты

После всех подготовительных работ начинает непосредственное армирование конструкции с установки вертикальных выпусков арматуры, на строительном слеге «камыш». В зонах повышенной сейсмической опасности, любая стыкующаяся арматура в вертикальных конструкциях диаметров выше 20 мм должна:

  1. Либо привариваться на ванночки (устаревший метод, который требует больших трудозатрат сварщиков).
  2. Либо как более современный и быстрый вариант монтажа на хомуты с гидравлическим обжатием.

Оба варианта при правильном исполнении дают стык, который превышает прочность самого стержня арматуры на разрыв.

В зонах с отсутствием сейсмики и при согласовании проекта, вертикальные стержни стыкуются внахлест не менее 20 диаметров, то есть если диаметр стыкующихся стержней равен, к примеру, 12мм то стык двух стержней должен быть не менее 20х12=480мм.

Стык связывается вязальной проволокой в трех местах , 5 см от краев и в середине. Затем стержни арматуры, находящие в зоне краев конструкции, крепятся дополнительными стержнями строго в вертикальном положении при помощи уровня. Делается это во избежание выпадания стержней из защитного слоя бетона в зонах где есть повышенный риск утраты стержнем проектного положения:

  • рядом с углами;
  • рядом с технологическими проемами.

Армируем фундаментную плиту

Невозможно обустроить фундамент без процесса бетонирования. Этот материал является основополагающим компонентом в закладке плитного основания. Но, следует отметить, что сам по себе материал плохо выдерживает нагрузки на изгиб.

А в случае фундаментной плиты подвергается таким испытаниям. Для того, чтобы повысить данный показатель необходимо проводить армирование фундаментной плиты.

В таком тандеме роли распределяются следующим образом: бетон хорошо выдерживает нагрузку на сжатие, а арматурный каркас – на изгиб.

Этапы армирования

Основные моменты заключаются:

  • в выборе подходящей схемы;
  • в правильном подборе диаметрального сечения стержней;
  • в способе соединения арматурных прутьев между собой.

Нельзя допускать использование материала с высокой степенью коррозии. Лучше применять вязальную проволоку, а не пластиковые затяжки.

Попробуем представить подробную инструкцию выполнения этапов усиления плиты арматурой.

Выбор схемы для армирования

Существуют требования к монтажу армирующего каркаса для плитного фундамента, которые отображены в СНИПах. Итак, схема армирования монолитной плиты выглядит следующим образом:

  • каркас монтируют двухслойным. Каждый слой представляет собой металлическую решётку с квадратной ячейкой габаритами 300 мм. Перехлёст между собой обеспечивается посредством вязальной проволоки;
  • каждую часть необходимо расположить как можно ближе к граням плиты, то есть слой покрытия как в верхней, так и в нижней зоне бетоном не должен превышать 30 мм;
  • в торцах решётки соединяют металлическими хомутами, имеющими П-образный вид;
  • для дополнения плиты фундамента монолитными конструкциями типа колонн или несущих стен необходимо установить стержни. Здесь необходимо предусмотреть выпуски арматуры из основания на некотором расстоянии;
  • рекомендуется под несущие стены или под печь уменьшить размеры ячеек решёток.

Требования к проёмам

Зачастую при монтаже плитного основания приходиться обустраивать проёмы, в частности для проведения инженерных сетей. По данному этапу следует обратить внимание на такие нюансы:

  • в процессе вырезания отверстий в металлическом каркасе следим за тем, чтобы концы обрезанных прутьев были загнуты вверх;
  • если проём составляет больше чем 300 мм, необходимо произвести усиление. Для этого по периметру проёма прикрепляем прутики с диаметральным сечение 10 – 14 мм;
  • проёмы по габаритам менее 150 мм усиливать не нужно.

Способы вязки арматуры

Вязка осуществляется несколькими способами: с помощью сварочных работ и посредством вязания проволокой. В случае использования сварочного аппарата, соединения могут разрушиться под действием нагрузок.

Вязка арматуры может осуществляется при помощи сварочных работ или посредством вязания проволокой.

Вяжется арматура в плитном основании с помощью калёной проволоки, диаметральное сечение которой составляет от 1 мм до 1,4 мм.

Из неё нарезают заготовки длиной 20 мм, а затем с помощью специальных инструментов необходимо связывать стержни между собой. Перед тем как вязать арматуру, необходимо выбрать инструмент:

  • вязальный крючок;
  • вязальный пистолет.

Вязальный пистолет продуктивный. Но практичнее вязальный крючок. Для ускорения процесса подготавливают шаблон. В доске толщиной 3 см проделывают отверстия с шагом равным местам вязки каркаса. Длина доски составляет около 3 м. Связать таким способом получиться быстрее.

Требования к арматуре

Следующий вопрос, какую арматуру использовать? Для любого материала, который используется в строительстве, существуют требования, обоснованы в ГОСТе. Для плитного фундамента также так же классифицируется. Представим краткий перечень:

  • А-III – совпадает с маркировкой А-400. Сечение переменное, другими словами – ребристых;
  • А-II – маркируется как А-300. Отличается периодическим разреженным сечением;
  • А-I- соответствует маркировке А-240 – гладкая.

Кроме перечисленных выше отметим такие виды арматурных стержней, как марка А-500С, используемая для сварных конструкций. Такой материал для частного строительства почти не используется, так как дорогой. Для изготовления берут легированную сталь.

Укладка арматуры в плитный фундамент при малогабаритном строительстве выполняется по упрощённой схеме. В верхней и нижней зоне размещается сетка с одинаковыми ячейками. Расстояние между сетками составляет 100 мм. Для толстой плиты данный параметр увеличивается.

Расчёт арматуры

На практике часто оказывается, что арматура для монолитной плиты с диаметральным сечение 12 мм сможет выдержать оказываемые нагрузки. Для надёжности используют диаметр 16 мм. В принципе, следует придерживаться следующего правила, чем больше нагрузка планируется на плиту, тем толще арматуру необходимо использовать.

Сколько арматуры надо чтобы произвести армирование плитного фундамента определяется расчётом. Если данная процедура составляет сложность, то можно воспользоваться онлайн-калькулятором. Начинают с параметров толщины плиты:

  • габариты пролёта разделяют на 20, максимум 25;
  • допустимы отклонения до 1%;
  • в результате получается толщина плиты.

Далее рассчитывается количество арматуры. Для этого используются габариты плиты по длине и ширине:

  • делим параметры на количество пролётов;
  • умножаем на длину и на ширину количество пролётов, получая длины поперечной и продольной арматуры, затем цифру удваивают;
  • при следующем расчете устанавливают, сколько стержней нужно для соединений нижней и верхней сетки.

Альтернатива металлическим стержням

Заменить металлические стержни можно стеклопластиковой арматурой. Особенности использования композитной продукции состоят в следующем:

  • использование прутиков из стекловолокна аналогично стальным, соединяя пластиковыми затяжками или же металлической проволокой;
  • специалисты не приводят ни одно довода, который бы говорил о том, что использовать композитную арматуру при армирование монолитной плиты не следует;
  • большее распространения для армирования стекловолоконные прутья для ленточных фундаментов. В частном строительстве данный тип укрепления подойдёт и для плиты;
  • к достоинствам можно отнести долговечность и удобность в использовании. Во-первых, транспортировка бухт стекловолокна на участок проще, а вес настолько мал, что справиться можно с армированием и в одиночку.

Укрепление плитного основания процесс, которым пренебречь нельзя. Прочность и надёжность монолита обеспечит комфорт и уют будущего жилища.

Этапы монтажа каркаса

На самом деле работы по армированию на столь сложны, их легко выполнить, самостоятельно имея минимальные навыки строительных работ. Перечислим этапы. При этом не будем уделять внимания тому, с помощью какой технологии проводится соединение, так как (что уже говорилось выше) нет разницы сварка это или вязка. Связывание занимает больше времени но не требует специального оборудования при сварных стыках затраты времени на устройство сокращаются. Перед началом монтажа каркаса выполняем все предварительные операции — устройство подушки и гидроизоляции, опалубки. Заготовку материала (нарезание по размеру) можно проводить как предварительно, так и в процессе работы. Второй вариант предпочтительнее, так как может потребоваться подгонка отдельных узлов. Затем собираем арматуру:

  • Вначале укладываем и соединяем между собой нижнюю сетку, для того чтобы обеспечить необходимую толщину защитного слоя используем фиксаторы.
  • К нижней сетке крепим вертикальные элементы. В местах их сближения с боковыми стенками плиты также устанавливаем фиксаторы.
  • Крепим остальные ярусы горизонтальных сеток.
  • При необходимости устанавливаем закладные детали.
  • По окончании сборки проверяем соответствие размерам и прочность соединений. По необходимости устраняем огрехи.

После всего этого можно приступать к бетонированию.

От чего зависит расположение стержней?

Согласно СНиП расстояние между стержнями не может превышать 40 сантиметров. Шаг также зависит от диаметра и класса арматуры. Минимальный зазор, как и понятно, должен быть больше чем фракция самого крупного заполнителя, хотя мелкие ячейки применяют редко. При отсутствии проекта лучше всего взять расстояние не меньше чем 20 сантиметров. Также нужно учитывать, что в местах опоры на фундамент стен и колон расстояние между вертикальными элементами каркаса нужно уменьшать из-за увеличения нагрузок.

Самые распространенные ошибки

Хотя правильно смонтировать армирование плиты фундамента несложно, все-таки часто допускают ошибки при выполнении этой работы, приводящие к снижению прочности и долговечности. Перечислим наиболее распространенные недочеты.

  • Соединение стержней встык. Для того чтобы арматурный прут работал как целый его необходимо (даже необязательно сваривать) соединять с предыдущим внахлест на длину не менее 15 диаметров.
  • Несоблюдение защитного слоя бетона. Для фундаментов он должен быть не менее 30 миллиметров. Точно его выдержать помогают фиксаторы.
  • Крепление стержней к опалубке или установку их в землю. Таким образом создается место для проникновения влаги к металлу, кроме того заглубление вертикальных элементов в грунт неизбежно повреждает гидроизоляцию. Требование по защитному слою относится не только к расстоянию от поверхности бетона до плоскости сетки, расстояние от торцов стержней должно быть не меньше.
  • Использование вместо фиксаторов деревянных брусков или других нестандартных материалов. После заливки раствора они остаются внутри монолитного бетона и нарушают его целостность. Кроме того пористые материалы могут послужить мостом для проникновения воды к арматуре а дерево разбухнуть и разрушить фундамент. Поэтому для крепления арматуры нужны, использовать только стандартные фиксаторы.

Пластиковые хомуты для арматуры.

При сооружении армирующих сеток используют ещё один вид хомутов – пластиковые. Они используются для фиксации композитной заливочной сетки, или скрепления железных прутьев с пластиковыми.

Их роль сводится к быстрой увязке различных элементов арматуры, поперечных и продольных жил. Они заменяют фиксирующую увязочную проволоку и сварку. Создавать прочные соединения – не их задача, главное удержать каркас неподвижно во время заливки и застывания раствора.

О пластиковой арматуре можно узнать подробнее в отдельной статье: пластиковая арматура — виды, характеристики, использование.

Хомуты значительно ускоряют процесс работ и облегчают труд вязальщика, позволяя справляться с работой непрофессионалу. Однако, их использование имеет свои минусы:

  • пластик делается хрупким при отрицательных температурах и может не выдержать ночных заморозков;
  • такие конструкции нельзя переносить, а тем более ронять;
  • нельзя наступать на арматуру, увязанную пластиковыми хомутами;
  • во время заливки бетоном, фиксация может скрыто нарушаться;
  • закупка большого количества единиц этого изделия потребует дополнительных финансовых затрат;
  • если необходимо скорректировать положение арматурной сетки, то придётся перекусывать пластиковые фиксаторы, так как большинство из них неразъёмные.

Как правильно применять увязочные хомуты, можно посмотреть на этом видео:

Пластиковые фиксаторы состоят из головки с зубчатым замком и хвостика с пиловидными насечками. Стоит вставить хвостик в замок и обратный его ход станет уже невозможен. Следует только потуже затянуть для плотной увязки.

Другое его название – кабельная стяжка. Для целей строительства подойдут стяжки, длина которых варьирует от 120 до 150 мм, более короткие или длинные элементы не нужны.

Они разнятся по ширине, а значит – по выдерживаемой нагрузке. Качественные хомуты выполняются из нейлона и выдерживают значительные натяжения: при ширине в 10 мм, усилие разрыва равняется 200 килограммам.

Существуют многоразовые модели с раскрываемым замком, их можно снимать, когда потребуется внести поправки в конфигурацию арматурных жил.

В последнее время, на рынке появились модели с замком из нержавейки и стальной лентой. Они лишены всех недостатков пластиковых хомутов, но стоят дороже и могут увеличить себестоимость строительства.

Шпильки и винты для крепления опалубки

Качество бетонных конструкций зависит не только от состава раствора или армирующего каркаса, также, очень важна формирующая опалубка, которая будет оконтуривать жидкий бетон и удерживать его во время застывания.

Деревянные щиты, для сооружения малых конструкций, можно подпирать снаружи упорами или стягивать проволокой. При большой массе используемого бетона, требуется принять дополнительные удерживающие меры. В подобной ситуации нужно прибегнуть к помощи шпилек и винтов для стяжки опалубки.

Фиксирующие элементы принято делить на шпильки и винты (стяжные болты).

Стандартные шпильки используются при небольших объёмах заливки. Эти изделия очень распространены и постоянно есть в продаже, поэтому, многие применяют именно их для опалубки.

Длина шпилек варьирует от 1000 до 3000 мм, а диаметр от 2 до 52 мм. Самые ходовые изделия имеют 12-18 мм в диаметре. На всей её поверхности нарезана метрическая резьба под шестигранные гайки.

Несмотря на то, что они очень часто применяются в строительстве, использование их для стяжки опалубки нежелательно, по ряду причин:

  • метал мягкий, а резьба довольно мелкая, поэтому часто возникает повреждение витков и заклинивание гаек;
  • в комплекте отсутствуют герметизирующие устройства для отверстий в щитах, и раствор может просачиваться из него. Это приводит к образованию пустот и цементированию зажимных элементов;
  • приходится использовать гаечные ключи;
  • треть шпилек невозможно извлечь для повторного использования, нужно обрезать их края и оставлять в бетоне.

Как альтернативу универсальным изделия, гораздо лучше использовать специализированные винты, тем более, что их не обязательно покупать – есть возможность взять на прокат эти крепления вместе с элементами опалубки.

Винты выпускаются в самом ходовом размере – диаметр его равен 17 мм, а длины варьируют от 500 до 6000 мм. Материал металлического стержня чрезвычайно прочный и способен выдержать значительные нагрузки, а цилиндрическая резьба с большим шагом, весьма устойчива к деформациям.

Благодаря 10 мм шагу резьбы, закручивание фиксирующих элементов происходит быстрее. Да и сами гайки применяются модифицированные. Они имеют увеличенный наружный диаметр, что значительно облегчает завинчивание их вручную. Профильные насечки на их поверхности позволяют работать рожковым ключом или фомкой. Покрытие винтов и фиксаторов защищает их от коррозии и позволяет применять многократно. Под гайки можно подкладывать оцинкованные панели, которые перераспределят давящую нагрузку на большую поверхность.

В комплект к стяжным болтам добавлены герметизирующие конусы, которые заглушают отверстия в опалубке изнутри. Полимерные трубки, диаметром 22 мм, надеваемые на винт, изолируют его от контакта с бетоном и позволяют легко извлечь в конце работ. ПВХ трубки и конусы – это расходный материал, который остаётся внутри бетона и не идёт в комплекте с прокатной опалубкой. Их нужно приобретать отдельно.

Схема их использования такова:

  • в противоположных листах опалубки сверлятся два сквозных совпадающих отверстия по 22 мм. Если, опалубка съёмная многоразовая, то отверстия в ней уже имеются – их нужно просто совместить;
  • ПВХ трубки нарезаются по длине, которая на 10 мм меньше, чем планируемая ширина бетонного слоя;
  • в отверстие опалубки вставляется винт, изнутри на него одевается герметизирующий конус, ПВХ трубка и второй конус, а винт просовывается во втрое отверстие и выходит наружу, с другой стороны опалубки;
  • на стяжной болт одеваются накладные прокладки и накручиваются гайки, пока опалубка не примет заданных параметров;
  • чтобы устранить все перекосы, на один щит потребуется не менее трёх фиксирующих стержней;
  • для исключения сужения просвета между опалубкой в результате затягивания гаек, между щитками устанавливают вымеренные деревянные распорки.

Кроме винтов можно для стяжки стенок опалубки можно использовать куски обычной арматуры. Фиксация в этом случае выполняется с помощью пружинных зажимов. В этом случае после затвердевания бетона, зажимы снимаются, а арматура остаётся в бетоне.

Подробнее об этом виде зажимов можно узнать в отдельной статье: пружинные зажимы на арматуру.

Фиксаторы для арматуры

Чтобы зафиксировать положение арматурного каркаса относительно основания и опалубки до заливки бетона используют фиксаторы для арматуры. Они позволяют создавать вокруг арматурного каркаса внешний слой бетона нужной толщины. Чаще всего они выполнены из пластика и имеют разные формы.

Фиксаторы для арматуры в виде звёздочек.

Также их используются для дистанцирования арматурных прутьев внутри каркаса. Более подробно о фиксаторах можно узнать в статье: фиксаторы и подставки для арматуры.

Правильно применяя рассмотренные элементы при возведении железобетонных конструкций, можно быть уверенным в качестве произведённых работ и том, что построенное сооружение будет надёжно служить продолжительное время.

Межсеточные поддерживающие каркасы (фиксаторы «Змейка»)

Применяется в монолитном строительстве для двухслойного армирования при заливке бетонных плит.

Задействование межсеточных поддерживающих каркасов в строительстве помогает в более короткие сроки провести двурядное армирование горизонтальной поверхности в целях получения межсеточного пространства.

Использование готовых межсеточных каркасов «змейка» значительно сокращает продолжительность технологических операций на стройплощадке при соблюдении требуемых качественных показателей армирования конструкций из железобетона.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИКСАТОРА «ЗМЕЙКА»

1. Снижение трудозатрат и издержек производства до 60%.

2. Снижение расхода материала.

3. Повышение качества армирования.

4. Гарантия точного пространственного расположения плоских сеток двухрядной конструкции.

Межсеточные каркасы «змейка» позволяют существенно сократить производственный цикл на строительной площадке при повышении качества армирования железобетонных конструкций.

На 1 м2 плиты расходуется всего 1,5 метра фиксатора «ЗМЕЙКА»

При установке арматуры в опалубочные формы плит перекрытия по требованиям СНиП 52-01-2003 должна быть предусмотрена надежная и точная фиксация арматурных стержней в проектном положении, обеспечивающая невозможность смещения арматуры в процессе ее установки и бетонирования конструкции.

КЗМС предлагает модульный ряд пространственных облегчённых каркасов с раскосной решеткой марки «КД» (каркас дистанционный), изготавливаемых из проволоки арматурной холоднотянутой и предназначенных для массового применения в качестве фиксаторов положения арматуры у верхней грани железобетонных плит толщиной от 120 до 250 мм.

Преимуществами данной системы фиксации, в сравнении с другими, является:

  • снижение трудозатрат на установку каркасов на 20-60%

  • снижение расхода стали для фиксации верхнего ряда на 15-50%

  • гарантия качественного выполнения работ.

Каркасы изготавливаются с помощью контактно-точечной сварки на полуавтоматической линии, обеспечивающей требуемую прочность сварного соединения ГОСТ14098, ГОСТ 10922).

Отличительной конструктивной особенностью данного каркаса является образование треугольной решётки, путем сварки горизонтальных стержней с непрерывно изогнутым поперечным стержнем, что обеспечивает пространственную жёсткость, исключает случаи среза или отрыва горизонтального стержня.

Устойчивое положение каркаса в плите обеспечивается приданием ему пространственной формы путем плавного выгиба из плоскости в виде синусоиды (змейки), что значительно сокращает трудозатраты на его фиксацию вязальной проволокой.

Предлагаемый потребителю модульный ряд позволяет, не нарушая допусков, предусмотренных СНиП 52-01-2003 и СНиП 3.03.01-87, обеспечивать проектное положение верхнего ряда арматуры плоской плиты в любой комбинации переменных значений, заданных проектом: высоты плиты, диаметров продольных и поперечных стержней, толщин защитного слоя.

Условное обозначение каркаса (марка)

Пример.

КД 90-4

Каркас дистанционный для фиксации верхнего ряда сеток (стержней) высотой 90 мм при армировании плоских плит перекрытия и полов, изготавливается из проволоки периодического профиля марки Bp-I по ГОСТ 6727-80 «Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций» диаметром 4 мм для армирования железобетонных конструкций

Рекомендуемый шаг каркасов в зависимости от диаметра поперечных стержней (d3) сеток верхней зоны армирования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Диаметр стержня d3

Рекомендуемый шаг каркасов КД при размерах ячейки сетки верхней зоны армирования, мм

50

100

150

200

300

400

4

350

300

250

250

250

500

5

400

350

300

300

300

500

6

500

500

400

400

400

500

8

800

800

600

600

600

800

10

900

900

800

800

800

900

12

900

900

800

800

800

900

14

900

900

800

800

800

900

Как связывать арматурный каркас

Эскиз создания правильной связки арматуры фундамента

Некоторые чертежи уже предусматривают метод соединения, если проведен расчет допустимой нагрузки на основание. Но большинство строителей используют метод сварки или связывания. Сварку сейчас мало используют, ведь из-за длительного локального нагрева металл меняет свою структуру и слегка деформируется. А вот связывание обеспечивает достаточную гибкость. Для связывания рекомендуется использовать мягкую прочную стальную проволоку диаметром 3−4 мм, а также плоскогубцы или зажимы.

Принцип армирования монолитной плиты:

  1. Сначала нужно сделать опалубку, на внутренней части за 5 см от края установить рулонную гидроизоляцию.
  2. Затем установить на расстоянии до 5 см от песчано-гравийной подушки горизонтальный арматурный пояс, укрепить его колышками или уплотнителями. Арматура не должна соприкасаться с подушкой и боковыми стенками опалубки.
  3. С интервалом 200−400 мм устанавливают вертикальные прутья, в нижней кромке связываются с горизонтальным поясом. С целью увеличить прочность здания, в углах армирование устанавливают чаще, дополнительно усиливают продольными прутьями.
  4. Горизонтальные пояса монтируют с интервалом 15 см, но учитывают толщину плиты. В некоторых случаях дистанцию можно уменьшить, но не увеличивать. Последовательно связывают вертикали с горизонтальным поясом.
  5. Выводят вертикальный слой арматуры выше залегания верхней кромки фундамента. Она затем свяжется с нижним краем несущих стен.

По окончании армирования вся конструкция заливается бетоном.

Армирование по ширине плиты

Эскиз армирования плиты перекрытия

Принимается стандартный квадратный размер плиты, где шаг арматурного каркаса будет одинаковым в любых направлениях. Для бетонных зданий армирование делают с интервалом 200−400 мм, для кирпичных зданий достаточно 200 мм, чертеж будет напоминать шахматную доску.

Для легких каркасных зданий шаг будет еще меньшим, ведь нагрузка на фундамент значительно меньшая, но тут также многое зависит от типа почвы и ее несущих способностей. Но, в соответствии с СП «Бетонные и железобетонные конструкции», максимальное расстояние между стержнями не должно составлять 1,5 толщины плиты в целом.

Инструкция по армированию перекрытия

Чтобы понять, как правильно армировать плиту перекрытия, необходимо рассмотреть несколько важных правил. Главные материалы для выполнения задачи – стальные стержни с рифленой поверхностью из стали класса А4 и бетонная смесь на базе цемента М300, щебня средней фракции и мелкого песка.

В работе пригодятся:

  • Для опалубки – влагостойкая фанера либо доски
  • Для перевязки – отожженная проволока и специальный инструмент
  • Оснастка для гибки заготовок из арматуры
  • Специальные кусачки или болгарка для резки прутьев
  • Все необходимое для создания раствора: измерительные приборы, инструменты, емкости и т.д.

Подготовка к выполнению работ простая и включает такие этапы: выполнение расчетов, составление чертежа и схемы усиления, просчет и закупка строительных материалов, инструмента, нарезка заготовок из стержней, подготовка щитов для опалубки.

Краткий алгоритм работы:

  • Нарезка заготовок из арматуры, связка первого слоя сетки
  • Расположение сетки с зазором 3-4 сантиметра до поверхности опалубки, закрепление вертикальными стержнями
  • Привязка сетки второго слоя, монтаж на объекте
  • Заливка бетоном

Порядок армирования и заливки

Устройство опалубки

Опалубка должна свободно выдерживать вес сырого раствора, визуально не деформируясь – а это около 500 килограммов нагрузки на квадратный метр при условии, что толщина бетона составляет 20 сантиметров. Для создания щитов выбирают фанеру толщиной 18-20 миллиметров, для стоек, ригелей, балок подойдет брус с сечением 10 на 10 сантиметров. Хорошо показала себя в работе профессиональная опалубка.

После сбора опалубки ее проверяют нивелиром.

Монтаж арматуры

Плетение каркаса в один слой выполняется очень редко, обычно делают два слоя (это норма и для обыкновенной, и для ребристой плиты перекрытия). Сначала устанавливают пластиковые фиксаторы (специальные опоры высотой 25-30 миллиметров, необходимые для заливки защитного слоя), на них выкладывается нижний ряд упрочнения, потом параллельно монтируются стержни с одинаковым шагом, на них идет следующий ряд под углом 90 градусов и перевязывается проволокой.

Далее следует установка разделителей слоев, которые сгибаются и вяжутся с одинаковым шагом. По краям нужно усиление продольными П-образными элементами. Верхний слой должен быть ниже опалубки на 25-30 миллиметров. Сборная арматура должна получиться в формате жесткого каркаса, без проблем выдерживающего вес работников.

Далее выполняют заливку, используя бетононасос и уплотняя смесь специальным глубинным вибратором. Заливают за один подход, потом в течение 2-3 дней поверхность смачивают водой, чтобы она сохла дольше и удалось избежать микротрещин. В общем все сохнет 30 дней, лишь после снимается опалубка.

Последовательность установки монолитной плиты

Для обеспечения сохранности железобетонной плиты в течение длительного срока, она должна располагаться на подушке из песчано-щебенчатой смеси, и защищена утеплителем и гидроизолирующим слоем. Общий ход работ можно разделить на следующие этапы:

  1. предварительная очистка строительного участка от растительности и посторонних предметов;
  2. выкапывание котлована, параметры которого рассчитываются согласно СНиП, с учетом массы здания и особенностей грунта;
  3. дно котлована оснащается канавами для дренажа, поверхность канав покрывается геотекстильным материалом;
  4. по всей площади котлована засыпается песчаный слой толщиной 30 см, поверх него размещается 20-сантиментровый слой щебня;
  5. поверх образовавшейся подушки укладывается дополнительная прокладка из рубероида;
  6. монтаж опалубки, состоящей из досок толщиной 2 см, скрепленных вместе гвоздями за зафиксированными наружными подпорками;
  7. возведение армирующего каркаса, расстояние между металлическими прутками и деревянной опалубкой не должно быть меньше 5 см;
  8. после заливания бетона, его обработки и застывания проводится демонтаж опалубки и начинаются основные строительные работы.

Заливка и заземление плиты своими руками

После завершения монтажа армированного каркаса монолитной плиты необходимо провести заземление. Данная процедура предполагает установку наружного кольца из оцинкованной ленты. Данное кольцо будет выступать внешней стороной плиты, являясь ее составной частью. Заземление оснащается присоединительными шинами, к которым будут крепиться элементы дождевого слива и громоотвод. Также шины можно вывести в месте подключения электрической сети к дому, чтобы обеспечить заземлением внутреннюю электрическую проводку.

Заливка фундамента проводится после завершения всех работ, связанных с монтажом армирующего каркаса. В процессе замешивания раствора в бетон можно добавить фиброволокно, если требования СНиП предполагают дополнительное усиление бетонного основания. Процесс заливки осуществляется в непрерывном режиме до заполнения всего объема. По его окончанию смесь необходимо освободить от пузырьков воздуха посредством вибропрессования. Плита обретет необходимую прочность по истечении 4 недель.

Как армировать монолитное перекрытие

Добрый день! Строим дом сами и столкнулись с размерами и видами арматуры на заливку перекрытия 1/2 этажами. Вопрос таков, дом 10 х 12м, какая необходима арматура, какой диаметр, размер ячейки по связке и какая высота перекрытия должна быть по заливке. Спасибо.

Дом 10х12 м, монолитное перекрытие. Понятно. А есть ли несущая, пятая стена в центре? Или ригель? Может быть, колонны? Сколько, как располагаются? Длина пролёта? Какова будет нагрузка на перекрытие? От перегородок, стяжки (опять-таки, конструкция пола)? Вероятно, крыша будет опираться не на одни лишь стены, должны быть центральные прогоны, балки, опоры передающие нагрузку (немаленькую) на перекрытие. Конструкция крыши, шифер или черепица (10 или 100 кг/м2)? И так далее. «Голой» цифры «10х12» категорически недостаточно для того, чтобы дать вам конкретный ответ. По этой причине наши рекомендации будут довольно общими.

В процессе подготовки к заливке бетона, не забудьте про вентиляционные отверстия и шахты для коммуникаций, для них следует установить короба в опалубку

Пролёт 10х12 м, если, помимо наружных стен, других опор нет, великоват. Конечно, и не такие монолитные конструкции возводят. Но зачастую в современных жилых и офисных зданиях шаг между опорами (несущими стенами, колоннами) не превышает 6 метров. Это позволяет делать рациональные, довольно тонкие перекрытия, 14-20 см толщиной в зависимости от нагрузки. И относительно экономичное армирование: нижний уровень из арматуры периодического сечения Ø12, верхний Ø8, шаг 20х20 см.

Оговоримся: это примерная усреднённая схема, она может быть иной в зависимости от типов опор, наличия ригелей, планируемой нагрузки. Для плиты 10х12 метров без промежуточных опор по весьма и весьма приблизительным прикидкам толщина может составить 20-24 см. Ориентировочное армирование нижнего пояса — сетка из Ø18-22, верхнего Ø10-12, ячейка 20х20 см. Вертикальная арматура не так важна, она лишь фиксирует обе сетки. Достаточно Ø8, шаг 40 см. По стороне 10 м вы сможете положить цельные пруты. На длине 12 м придётся стыковать, перехлёст не менее метра.

Каркас лучше собирать с помощью вязальной проволоки. Арматуру АIII сваривать категорически не рекомендуется, А500с допускается. Кстати, вес перекрытия получится ближе к 50 тоннам, как насчёт несущей способности стен и колонн, если они есть? Есть ли армопояс? Выдержит ли опалубка? Сможете ли залить всю площадь перекрытия сразу, уплотнить бетон?

Принципиальная схема армирования монолитной плиты перекрытия. Обратите внимание на узел опирания, недостаточно просто завести арматуру на стену. Для вашего пролёта сетка должна быть уложена в два слоя

Советуем вам обратиться к профессиональному конструктору-проектировщику, он просчитает вам точную схему армирования, предоставит чертежи всех необходимых узлов. Расходы на проект составят незначительную долю от общей сметы, а по итогам помогут вам оптимизировать расходы. Вы не переплатите за лишний металл и бетон, но будете знать, что не поступитесь надёжностью. Перед тем, как обращаться к специалисту, рекомендуем подготовить полный проект дома. Это не только планы, разрезы и фасады, но и конструкция крыши, узлы полов. Если подробного проекта нет, визит к проектировщику может быть полезен вам вдвойне, делать крышу без проекта не стоит.

Пластиковые дистанциаторы для каркаса, устанавливаемые на поверхность опалубки — очень удобная вещь. Они обеспечат необходимое расстояние от поверхности бетона до арматуры. Стоят недорого

Понравилась статья? поделитесь ей в соц. сетях

Преимущества и недостатки сплошного армированного перекрытия

Железобетонное перекрытие производится из двух основных материалов – цементный раствор и металлические стержни (упрочняющая металлическая сетка). Из-за того, что бетон твердый, но хрупкий и боится деформации, он легко рассыпается от ударов. Металл более мягкий, но стойкий к деформациям, на кручение и изгиб. Поэтому тандем этих двух материалов обеспечивает наилучший результат.

Армирование перекрытия производят в зданиях, сооруженных из ячеистых бетонных блоков и кирпича. Такой вариант позволяет выполнить работы самостоятельно, сэкономив на привлечении профессионалов и спецтехники.

Основные преимущества армирования монолитных плит перекрытия:

  • Возможность реализовать любой нестандартный проект, где опорой могут быть как несущие стены, так и декоративные колонны
  • Сооружение пола любого размера, конфигурации – ограничений нет
  • Отсутствие стыков и швов
  • Выполнение всех монтажных и других работ на объекте
  • Данная схема устройства плит используется там, где нет возможности привлекать специальный транспорт
  • Конструкция с жестким основанием создается идеально ровной, без каких-либо прогибов
  • Высокий уровень прочности, стойкости к силовому напряжению, механическим нагрузкам, воздействию температур, влаги
  • Равномерное распределение больших нагрузок на фундамент
  • Легкость выполнения разных коммуникационных колодцев, отверстий между этажами для лестничных проходов
  • Шанс защитить конструкциями поперечного и продольного исполнения чердаки, мансарды от морозов
  • Высокая огнестойкость

Из минусов стоит выделить длительность и трудоемкость процесса, необходимость привлечь к работам минимум трех человек, обеспечить инструменты и инвентарь, постоянный контроль и уход за монолитом на первых порах, более высокая стоимость в сравнении с деревянным строительством.

Монтаж горизонтальных стержней вертикальных армокаркасов

Армирование горизонтальных стержней

Когда вертикальные стержни смонтированы в проектное положение начинается армирование горизонтальных стержней конструкции. При высоте конструкции выше 3 метров, для этих целей нужно использовать леса или подмости.

Начинается монтаж горизонтальных стержней с расчета позиции крайнего стержня верха армокаркаса. К примеру, если высота заливаемой конструкции 4м, то крайний стержень будет находиться на высоте 4м. минус толщина защитного слоя, что, как правило, составляет 2см., то есть в нашем примере 3.98 метра. Его позиция отмечается при помощи мела и рулетки на крайних вертикальных стержнях, затем отметка переносится при помощи уровня на все остальные стержни.

После этого начинается связывание вертикальных и горизонтальных стержней между собой. Первый стержень связывается на каждом узле сетки каркаса, последующие стержни связывать в каждом узле не обязательно, а достаточно через один в шахматном порядке.

Если первый стержень выставлен четко в горизонтальной позиции, то следующие за ним выставлять при помощи уровня не обязательно, а достаточно подвесив специальные заготовленные крючки-шаблоны, равные длине проектного шага армирования, уложить на них последующий стержень, и затем связать его при помощи вязальной проволоки. Затем, следующий и так до крайнего стержня в конструкции.

Горизонтальные стержни должны быть строго параллельны

Крючки-шаблоны изготавливаются либо из арматуры малого диаметра на гибочном станке либо из электродов. Применение крючков при монтаже горизонта дает максимальную точность шага армировании, что является одним из основных моментов, который определяет качество выполненных работ и строго контролируется инженером технического надзора. Если этот момент не полежит строгому контролю, то точность шага размечают простыми метками мела или даже ориентировочно на глаз.

В процессе армирования строго следят, чтобы вертикальные стержни рядов армокаркаса совпадали между собой в горизонтальной плоскости. И были параллельны.

Дополнительное армирование конструкций вертикала по месту

Когда все ряды сетки каркаса готовы монтируют проектные крепежные элементы самих рядов, как правило, это крючки с параллельными зигзагами, расставленные в шахматном порядке.
Затем, монтируют все проектные элементы усиливающие каркас сетки в местах повышенной концентрации нагрузок, как правило, это дверные и оконные проемы, технологические отверстия. Усиливаться они могут как при помощи дополнительных стержней арматуры, так и при помощи сложных балочных систем, с применением хомутов. К слову, в зависимости от проекта, возможны варианты, когда армирование конструкций приходится начинать монтировать именно с этих элементов. Чаще всего в лифтовых шахтах, совмещенных с лестничными маршами, где балочные элементы могут составлять основную часть армокаркаса конструкции. И такие технологические моменты решаются индивидуально в зависимости от проекта конструкции.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *