Как разобрать пневматическую шлифмашинку?

Шлифовальная машина – это электроинструмент, который нужен не каждому домашнему мастеру. Однако если человек занимается столярными или иными работами, где подобное оборудование необходимо, его поломка может полностью сорвать все планы и графики. А вот выбрать и приобрести новую ─ не всегда возможно, да и свой инструмент привычнее. В сегодняшней статье рассмотрим вариант решения подобной проблемы автором YouTube-канала Ты Же Ремонтёр!

Шлифовальная машинка «Festool ETS 150/3 EQ»: слабые места

Любой электроинструмент имеет слабые узлы, которые чаще всего выходят из строя. Если говорить о шлифмашинке «Festool ETS 150/3 EQ», то наиболее уязвимыми у неё считаются кнопка включения и регулятор оборотов, а также щётки двигателя. Что касаемо самого электромотора, то пользователи утверждают, что он практически вечен. Что ж, для начала следует осмотреть шлифовальную машину визуально на предмет видимых повреждений или мест подгорания.

В нашем сегодняшнем примере таковых не обнаружилось, а значит, следует «копать» дальше.

ФОТО: YouTube.com

Шлифмашинка «Festool ETS 150/3 EQ» перестала включаться, нужно искать причину

Порядок производства ремонтных работ

Производя любой ремонт в случае, если домашнему мастеру неизвестна причина поломки, необходимо начинать с самого простого, продвигаясь к сложному. Визуальный осмотр ничего не выявил, значит, нужно проверить кабель питания и подачу напряжения на щётки двигателя. Для этого требуется вывернуть 4 винта, которые фиксируют верхнюю крышку. Здесь всё крайне просто.

Скорее всего, после вскрытия устройства внутри придётся пропылесосить. Ведь шлифмашинка – это инструмент, которым пользуются для обработки, а значит, попадания пыли внутрь не избежать. Кстати, для тех, кто далёк от электротехники, стоит сказать. Если работать во влажном помещении новой шлифмашинкой, то вряд ли ей будет нанесён какой-то вред. А вот пыль внутри, впитав влагу, становится прекрасным проводником. Именно этот фактор является одним из немногих, способных вывести электромотор машинки из строя.

ФОТО: YouTube.comПод верхней крышкой скопилось много пыли, которую следует удалить

Проверка целостности проводов и подачи питания на щётки

Для проверки работоспособности кабеля понадобится мультиметр. Лучше всего проверять на целостность каждую жилу по отдельности, прозванивая их. Однако те домашние мастера, которые знакомы с электротехникой, зачастую проверяют всё при включённом питании. Подобные действия более эффективны, но ведь и технику безопасности никто не отменял. Не стоит брать пример с автора YouTube-канала. Стоит всё-таки надеть на руки диэлектрические перчатки или же прозванивать цепь без напряжения.

Если провод в порядке, можно двигаться дальше. Необходимо проверить, доходит ли питание до щёток. Как можно увидеть на фотопримере, напряжение на щётках в норме. Остаётся только достать и проверить щётки на износ. И если они в порядке, значит, под замену пойдёт двигатель.

ФОТО: YouTube.comНапряжение на щётках в норме, значит, проблема не в подаче напряжения

Демонтаж и осмотр щёток электродвигателя

Осталась последняя надежда обойтись «малой кровью». Всё же замена щёток обойдётся значительно дешевле, чем приобретение нового двигателя.

Щётки вытаскиваются довольно просто. И уже сняв первую из них, станет понятно, требуется ли их замена. В нашем случае ответ однозначен – такие щётки точно работать не будут, они стёрты до пружины. Понятно, что их необходимо заменить. Но что делать, если под рукой — только элементы другого размера. Здесь придётся выбирать, нарушить технологию и установить нестандартные щётки или искать родные.

ФОТО: YouTube.comЩёткам уже помочь нечем, только под замену

Установка нестандартных щёток на электродвигатель

Если в наличии есть родные элементы, то поставить их на место труда не составит. А вот щётки от другого прибора придётся модернизировать. В нашем случае пришлось немного поработать ножницами по металлу, чтобы нижняя контактная платформа вошла в посадочное место. Времени подобная модернизация займёт не более пяти минут.

ФОТО: YouTube.comНожницы по металлу тоже могут творить чудеса

Остаётся лишь установить щётки в латунные корпуса и разместить их на положенных местах. На этом этапе мастеру остаётся только надеяться на исправность электромотора. Хотя процент вероятности, что проблема была именно в щётках, можно обозначить на уровне 99 из 100.

Единственной проблемой того, что установлены щётки меньших размеров, может стать их быстрое истирание. Ведь площадь прилегающей поверхности здесь меньше. Однако это повод приобрести родные элементы про запас. Замена щёток – дело 5-10 минут.

ФОТО: YouTube.comНовые щётки устанавливаются в посадочное место и фиксируются в нужном положении

Проверка шлифмашинки и её последующая сборка

Пока верхняя крышка открыта, необходимо проверить шлифовальную машину на работоспособность. Для этого прибор нужно включить в сеть, а значит, пора снова вспомнить о диэлектрических перчатках. Без них к кнопке, находящейся под напряжением, подходить не стоит. Помните, что поражение электрическим током опасно не только для здоровья, но и для жизни.

Сначала следует аккуратно разложить по местам органы управления шлифовальной машиной (клавиша запуска, регулятор скорости). После того как вилка включена в розетку, нужно кратковременным нажатием проверить, запускается ли двигатель.

ФОТО: YouTube.comЩётки на месте, теперь нужно уложить регулятор и можно приступать к проверке

Следует быть осторожным при первом пуске. Ведь пока мастер ремонтировал шлифмашинку своими руками, вся пыль осыпалась вниз. Поэтому при первом же нажатии она вылетит полностью и может попасть в глаза или дыхательные пути.

ФОТО: YouTube.comПервичные испытания прошли успешно, можно собирать машинку

Финальная сборка отремонтированного устройства

После того как шлифовальная машинка проверена на работоспособность, можно закрывать верхнюю крышку. Для начала винты просто наживляются, после чего нужно поправить кнопку включения, регулятор частоты оборотов. Когда они встанут на своё место, можно основательно протянуть крышку.

ФОТО: YouTube.comВсе органы управления шлифмашинки должны встать на свои места

Крышка фиксируется на четырёх винтах. Слишком сильно её перетягивать тоже не стоит, ведь винты здесь вкручиваются в пластик, а значит, есть опасность просто провернуть шуруп. Но и слишком слабая затяжка чревата неприятностями. От вибрации винты могут совсем ослабнуть, что вновь приведёт к раздалбливанию пластика. Здесь необходимо найти «золотую середину».

ФОТО: YouTube.comПоследние штрихи, и шлифмашинка снова готова выполнять возложенные на неё обязанности

Поломка поломке рознь. Это говорит о том, что не стоит по каждой мелочи обращаться к специалистам, оплачивая их услуги. Чаще всего проблема проста, и требуется совсем немного времени на её устранение. Поэтому при возникновении неисправности стоит попробовать отремонтировать шлифмашинку своими руками или хотя бы определить проблемное место. Как наверняка стало ясно из статьи, сделать это вовсе не сложно. А раз так, к чему лишние траты? Хотя, в конечном итоге, решать владельцу.

Очень надеемся, что уважаемому читателю пригодится инструкция, представленная в сегодняшней статье. С любыми вопросами вы можете обратиться к редакции Homius через обсуждения ниже. Мы обязательно разъясним все непонятные моменты. Там же вы можете прокомментировать сегодняшний обзор, поделиться своим опытом в ремонте электроинструмента (если таковой имеется) или изложить свою точку зрения на стиль написания и информативность. Это поможет автору более ясно подавать материал в будущем. И ещё, не забывайте ставить оценку. Ваше мнение для нас крайне важно.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные истории от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

Предыдущая #ЛучшедомаРабота в радость: простейшая самоделка для болгарки Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы ничего не пропустить! Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

Болгарка дымит и греется

Любой электроинструмент со временем может выйти из строя. Обычно это происходит из-за нарушения правил его эксплуатации. Не является исключением и болгарка. Если у вас случилась такая неприятность, не стоит впадать в панику и сразу же вызывать мастера, потому что в большинстве случаев устранить неисправность можно самостоятельно.

Рисунок 1. Устройство болгарки.

Для этого нужно знать азы электротехники и немного разбираться в конструкции шлифовальных машинок. Далее будет рассмотрено, как осуществить ремонт болгарки своими руками.

Устройство и принцип работы болгарки

Чтобы разобраться, как устроена угловая шлифмашинка, сначала необходимо ознакомиться с принципом работы этого инструмента. С помощью электроэнергии осуществляется работа двигателя, который через специальную шестерню передает вращательное движение на вал. На его конце закреплен шлифовальный или отрезной круг.

Высокое качество работ, проводимых с болгаркой, будет зависеть от количества оборотов режущего полотна за 1 мин. У профессионального электроинструмента это значение может достигать 10000 об/мин и больше.

Первым делом при поломке болгарки следует ее разобрать и тщательно прочистить, в большинстве случаев инструмент начинает работать.

У разных изготовителей компоновка болгарки может несколько отличаться, но основные части у всех моделей одинаковы (рис. 1):

  • корпус, сконструированный из двух частей;
  • электрический двигатель определенной мощности;
  • редуктор;
  • электрическая часть.

Корпус изготавливается из ударопрочного пластика. Основная его задача заключается в удерживании всех составных частей на своих местах и передаче усилий, прикладываемых оператором, на режущий элемент.

Электрический двигатель приводит в движение ведущую шестерню редуктора, вращающую ведомую, на оси которой размещается диск. Редуктор состоит из шестерней, через которые ось вращения поворачивается на 90°. Благодаря использованию шестерней различного диаметра достигается оптимальная скорость вращения режущего полотна.

Основные неисправности болгарки и их устранение

Перед тем как отремонтировать болгарку, необходимо приготовить инструменты и материалы, которые могут понадобиться в процессе ремонтных работ:

  • тестер;
  • отвертка;
  • гаечные ключи;
  • нож;
  • пинцет;
  • наждачная бумага;
  • изолента;
  • солидол;
  • спирт;
  • ветошь.

Главный принцип, которого нужно придерживаться при ремонте любого электроинструмента, заключается в том, что следует двигаться от простого к сложному, то есть последовательность ремонтных работ сперва должна исключать элементарные неисправности.

При выходе из строя угловой шлифмашинки первым делом необходимо вспомнить обстоятельства, при которых возникла поломка. Это поможет с большой вероятностью установить причину поломки, что позволит произвести успешный ремонт болгарки.

Самыми распространенными поломками болгарки являются обрыв или короткозамкнутые витки в обмотках статора или якоря.

Самим уязвимым местом болгарки является электрическая часть, поломки которой случаются наиболее часто. Она может сгореть от чрезмерной нагрузки инструмента во время выполнения работ, от попадания внутрь устройства воды, от скачков питающего напряжения и т.п.

Механическая же часть не любит нештатных режимов работы, плохого или несвоевременного ухода за подшипниками и зубчатыми элементами редуктора, падения инструмента на пол. Поэтому перед тем, как отремонтировать болгарку, необходимо тщательно почистить ее корпус и пусковой механизм. Если это не помогло, тогда болгарку придется разбирать для дальнейшего осмотра и ремонта.

Очень часто возникает ситуация, когда болгарка внезапно перестает работать. Первое, что в этом случае следует сделать, отключить устройство от источника питания и вручную провернуть диск. Если он не проворачивается или проворачивается очень туго, то нужно полностью разбирать инструмент и осматривать его механическую часть. Если же диск прокручивается легко, то это означает, что на щетки электродвигателя не поступает питание. Это может быть следствием выхода из строя питающего шнура или кнопки «Пуск».

Первым делом нужно осмотреть питающий кабель на целостность. Очень часто он перегибается в месте его входа в корпус болгарки. Чтобы устранить такую поломку, необходимо снять крышку с ручки устройства, после чего тестером прозвонить 2 провода. Если в каком-либо месте обнаружен обрыв, то кабель лучше заменить на новый.

Скруток лучше не делать, потому что в месте скрутки провод через некоторое время снова перегнется.

Устройство якоря болгарки.

При открытой крышке ручки сразу же можно посмотреть состояние щеток на коллекторе якоря. Если они износились, следует произвести их замену. Для этого откройте 2 окошка щеткодержателя и, отогнув пружину, осуществите замену. Новые щетки должны быть аналогичными старым.

На пластинах коллектора может образоваться нагар, что затруднит равномерное прижимание щеток. В этом случае нагар следует убрать. Для этого возьмите пинцет и намотайте на него ваты. После этого выньте щетки, протрите их и коллектор спиртом, а затем установите щетки назад.

Если после этих операций болгарка все равно не запускается, это значит, что причина неисправности кроется в пусковой кнопке, которую следует починить. Для ремонта нужно разобрать пусковой механизм. При этом рекомендуется промаркировать снимаемые элементы, что убережет вас от неправильной обратной сборки. Исправность кнопки нужно проверять тестером. Если выяснилось, что она неисправна, замените ее на новую.

Иногда возникает ситуация, когда при работе болгарки слышится посторонний шум. Для устранения такой неполадки следует вскрыть редуктор, открутив 4 фиксирующих винта. Если износилась шестерня, замените ее на новую.

Если на инструменте снизились обороты и из-под щетки видно сильное искрение, значит, нарушена изоляция якоря. Необходимо демонтировать старый якорь и заменить его на новый. Такой ремонт не всегда рентабельный, так как якорь стоит достаточно дорого.

Еще одно уязвимое место болгарки — подшипники. Это обусловлено тем, что инструментом часто приходится работать в пыли, а высокая частота вращения предполагает их быстрый износ. Износ подшипников — не самая страшная поломка, потому что они достаточно легко меняются. Главное — произвести их замену вовремя, так как в противном случае у вас могут возникнуть более серьезные проблемы.

Как продлить срок службы болгарки

  • используйте инструмент только по целевому назначению;
  • во время работы не пренебрегайте основными техническими характеристиками шлифмашинки, обозначенными фирмой-производителем;
  • не допускайте засорения электроинструмента;
  • осуществляйте своевременную смазку механических элементов устройства, при этом следует использовать только качественные смазочные вещества;
  • проводите техническое обслуживание согласно технологическим картам на оборудование и в полной мере.

Если при работе с болгаркой вы будете придерживаться всех правил и рекомендаций, то можете быть уверены, что такой электроинструмент прослужит намного дольше своего гарантийного срока.

Углошлифовальные машины во времена СССР делались в Болгарии. Поэтому УШМ и стала называться болгаркой. В настоящее время много фирм по производству УШМ различных моделей. Но основные элементы одинаковы. Ознакомившись с устройством, вероятными поломками и диагностикой инструмента, вы сможете провести ремонт болгарки любой модификации своими руками.

Устройство и назначение болгарки

Болгарка предназначена для шлифовки и резки различных материалов.

Основные элементы болгарки

Болгарка состоит из следующих элементов:

  1. Плоский корпус редуктора из алюминиевого сплава лучше отводит тепло.
  2. Угольные щётки.
  3. Крепление рукоятки.
  4. Электронная система плавного пуска. Предотвращает рывок при включении и уменьшает пусковые нагрузки на двигатель.
  5. Быстросъёмный защитный кожух.
  6. Шариковые подшипники.
  7. Электродвигатель.
  8. Включатель болгарки.

Большой выбор подшипниковой продукции предлагает компания «Термополис» – https://termopolis.com.ua/

Основные неисправности, их причины и диагностика

Основные поломки и причины:

  1. Горит, искрит и дёргается. Причины: нарушение изоляции обмотки якоря, износ щёток, коллектора, засорение щёткодержателей. Даже после замены щёток болгарка искрит и дёргается, если щёткодержатели засорены.
  2. Хлопающий звук. Щётки или межвитковое замыкание любой из обмоток.
  3. Хрустящий звук. Причина в подшипниках.
  4. Механический гул и сильное постукивание. Неисправность редуктора.
  5. Болгарка перестала работать, не включается. Если диск вручную крутится туго или не крутится, причина в редукторе. Если крутится легко, проверить электрические цепи. Если цепи работают, проверить двигатель и щётки.
  6. Сломалась кнопка фиксации шпинделя. Причина в нажатии на неё во время вращения диска или в заклинивании диска.
  7. УШМ работает урывками. Проверить двигатель на межвитковое замыкание.
  8. Вибрирует. Причина в механике. Проверить подшипники, вал ротора и редуктора.
  9. Греется. Если нагревается в области двигателя, то причина в износившихся щётках или коротком замыкании витков обмоток. Если греется корпус редуктора, то высохла смазка или износились шестерни.
  10. Не набирает обороты или падает мощность. Причина в электронике или двигателе. Проверить плату управления плавного пуска и регулятора оборотов, щётки и коллектор.
  11. Дымит. Причина в перегреве инструмента. Проверить обмотки двигателя на плавление изоляции.
  12. Гудит и не вращается. Проверить подшипники двигателя и редуктор.

Как разобрать и собрать болгарку

Для поиска неисправностей болгарку нужно разобрать.

    Снимите гайку, которая держит рабочий диск.

Открутите болты крепления защитного кожуха.

Открутите болты корпуса болгарки и те, с помощью которых корпус крепится к редуктору.

Снимите верхнюю часть заднего корпуса. Открутите болты крепления шнура. Провода и кнопку извлеките из своих пазов. В некоторых моделях, например, в DWT, задний корпус не разбирается на части, а снимается целиком.

  • Отсоедините провода двигателя.
  • Снимите щётки.
  • Отсоедините корпус редуктора от корпуса болгарки. Вместе с ним извлекается якорь двигателя.
  • Открутите болты редуктора, расположенные вокруг крепления кожуха.

    Чтобы отсоединить якорь от алюминиевого корпуса открутите гайку, расположенную в корпусе редуктора.

    Собирайте инструмент в обратной последовательности.

    Не раскручивается прижимная гайка

    Во время работы диск может так сильно затянуть гайкой, что он начинает крошиться. Открутить гайку ключом невозможно. И делать этого не нужно, так как можно сломать болгарку. Сначала доломайте диск до самой гайки. Потом найдите металлическую пластину немного тоньше рабочего диска. С её помощью сточите остатки диска под гайкой. Она легко открутится ключом или руками. Чтобы не доводить инструмент до этой проблемы, ставьте шайбу под гайку.

    Как снять сильно затянутую гайку

    Не снимается кожух

    У некоторых болгарок, например, Bosh, кожух не прикручивается болтами, а защёлкивается. Чтобы его снять, нужно повернуть вырез кожуха перпендикулярно болгарки. Чтобы одеть, повернуть до щелчка.

    Проверка статора

    Статор проверяется мультиметром.

    1. Межвитковое замыкание. Поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль — короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление.
    2. Пробой на массу или замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.

    Проверка якоря

    Сначала визуально осмотрите коллектор и обмотку. Могут быть видимые повреждения: чёрные следы, погнутые витки обмотки, приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины коллектора. После осмотра приступайте к проверке тестером.

    1. Поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки.

    Определение пробоя на массу делается в случае отсутствия обрыва обмотки. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОМ. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной поочереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое. То же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по пластинам.

    Проверка кнопки включения

    Поставьте тестер в режим прозвона.

    Вставьте один щуп в выход кнопки, а другой в противоположный вход.

    Нажмите кнопку. Звуковой сигнал говорит об исправности этой части кнопки.

    Те же действия проделайте с другим входом и выходом кнопки.

    Как прозвонить кнопку пуска

    Проверка шнура питания

    Соедините один щуп с контактом вилки, другой с входами в кнопку. В одном из двух положений должен быть звуковой сигнал. Аналогично проделайте с другим контактом вилки.

    Проверка плавного пуска и регулятора оборотов

    Если кнопка включения и шнур питания работают, но двигатель не включается, проверьте плату управления плавным пуском. Открутите винтик, который крепит плату управления. Аккуратно её снимите. Прозвоните все элементы. Если в болгарке есть регулятор оборотов, то он может быть соединён последовательно с кнопкой включения и иметь одну плату с плавным пуском. Но может иметь отдельную плату. Проверяется аналогично плавному пуску.

    Меры предосторожности перед началом ремонта

    1. Прочитайте инструкцию. Ознакомьтесь с описанием и схемой сборки болгарки.
    2. Отключите инструмент от сети.
    3. Подготовьте рабочее место на столе с хорошим освещением.
    4. Фиксируйте на бумаге или на фото порядок разборки инструмента, чтобы правильно его собрать после ремонта.

    Устранение неисправностей своими руками

    Если вы неуверены в своих силах, то лучше отнесите инструмент в мастерскую.

    Шнур питания и кнопка включения

    Повреждённые шнур и кнопка подлежат замене. На кнопке открутите болты крепления входящих и выходящих проводов. Отсоедините её от цепи и поставьте новую.

    Плавный пуск и регулятор оборотов

    Если в плате управления вышел из строя только симистор, то на его место надо поставить новый. Предварительно смажьте металлическую часть элемента термопастой. Если сгорели другие элементы платы, то замените её полностью.

    Щётки

    Щётки необходимо периодически проверять. При износе одной на 40% менять обе. А Также чистить щёткодержатели.

    • Для извлечения щёток нужно либо снять задний корпус, либо вынуть заглушки в корпусе.
    • Очистьте щёткодержатели от пыли и нагара. Намотайте тряпочку на отвёртку и смочите спиртом. Нагар счищается надфилем. Щётка должна легко ходить в щёткодержателе, тогда она будет хорошо прижиматься пружиной.
    • Вставьте новые щётки.

    Очистка щёткодержателей

    Перемотка статора

    Для качественной намотки катушек вам понадобится эмальпровод и электрокартон.

    Извлеките обмотку и старую изоляцию из корпуса. Внимательно рассмотрите пазы. При горении катушек прожигается изоляция и происходит замыкание на корпус. На нём остаются наплавления, которые обязательно нужно убрать надфилем или алмазным бором. Наплавления будут мешать новой обмотке. Она может порваться.

    Обмотка пропитана лаком. Чтобы разъединить провода и посчитать их, надо выпалить изоляцию. Разогрейте обмотку промышленным феном или любой горелкой.

    Обожгите огнём спички или зажигалки любой проводок, чтобы эмаль полностью выпалилась. Возьмите микрометр и замерьте толщину. Запишите диаметр провода и количество витков.

    Возьмите любую проволоку и сделайте из неё петлю так, чтобы она разместилась в пазах статора. Под диаметр этой петли подберите какой-нибудь цилиндр для намотки витков. Например, баллончик от аэрозоля. Если его диаметра не хватит, то обмотайте баллончик бумагой.

    Намотайте обе обмотки из эмальпровода. Скрепите лобовые части стеклолентой или толстой нитью. Нить не должна рваться и плавиться. На свободные концы наденьте термоусадочный кембрик.

    Из электрокартона сделайте гильзы и вставьте в пазы. Разместите в них обмотки.

    Проверьте сопротивление в обмотках тестером. Если всё нормально, продолжайте.

    Чтобы во время работы провода не вибрировали и не тёрлись друг об друга, их необходимо пропитать любым лаком на масляной основе. Разогретый в духовке стартер поставьте вертикально и шприцем выдавливайте лак на обмотку. Когда лак начнёт вытекать снизу, переверните статор и пропитывайте с другой стороны.

    Когда лак высохнет, приступайте к подключению обмоток. Два конца разных обмоток соедините друг с другом и подключите к ближайшей щётке. Два других соединённых конца подключите к кнопке пуска. Провод от второй щётки тоже подключите к кнопке.

    Перемотка статора на видео

    Ремонт якоря

    Если нарушена балансировка, якорь подлежит замене. Ремонту подлежат обмотка и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать.

    Не сильно выработанный коллектор исправляется проточкой. Но если пластины стёрлись до пластмассовой основы или частично выгорели, то восстановление производится пайкой или гальваническим наращиванием.

    Сильно повреждённый коллектор

    Если коллектор был изношен полностью, то после пайки его хватит не более, чем на месяц активного использования. А не до конца повреждённые пластины после такого ремонта выдерживают несколько замен щёток и не выпаиваются. Вам понадобится нарезать медные пластины по размерам и впаять их с большим количеством припоя. Лишнее сточить напильником и отшлифовать.

    При гальваническом наращивании восстановленная медь очень твёрдая. Срок службы коллектора как у нового.

    Полностью восстановленный коллектор

    Гальваническим наращиванием можно восстановить как полностью стёртый коллектор, так и частично повреждённые пластины. Восстановленный коллектор необходимо проточить и разделить пластины бормашиной или ножовочным полотном.

    Для того чтобы правильно перемотать якорь, нужно правильно его разобрать и снять параметры для шаблона:

    1. Направление обмотки.
    2. Сколько пазов и ламелей.
    3. Количество проводников в пазу.
    4. Шаг намотки, то есть сколько пазов между пазами одной секции. Например, если проводники выходят из первого паза и заходят в шестой, то шаг = 5.
    5. Сколько проводников входят в один паз, столько катушек в одной секции.
    6. Толщина провода.

    Например, 80 проводников в пазу, 12 ламелей и 24 паза. 12 секций по 2 катушки. Намотка проходит в два круга, поэтому 80 проводников в пазу делим на 2, и ещё на 2, так как 2 катушки. Получаем 20 витков одной катушки.

    Схема намотки якоря

    1. Припаиваем начало провода к ламели 1 и пропускаем его через первый и шестой паз. Делаем 20 витков. Первая катушка первой секции готова.
    2. Запаиваем провод на ламели 2 и повторяем намотку через те же пазы. Вторая катушка первой секции готова.
    3. Запаиваем провод на ламели 3. Пропускаем виток через второй и седьмой паз. Наматываем первую катушку второй секции и запаиваем провод на ламели 4.
    4. Вторую катушку второй секции закрепляем на ламели 5.

    Как снять старую и намотать новую обмотку:

    Ножовкой по металлу или кусачками удалите лобовые части обмотки.

    Аккуратно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки с помощью молотка и металлического зубила.

    Надфилем удалите остатки пропитки. Посчитайте проводники в пазу и измерьте диаметр провода. Нарисуйте схему. Нарежьте из картона гильзы для изоляции и вставьте их в пазы.

    После намотки сварите выводы секций с пластинами коллектора. Проверьте обмотку тестером.

    Пропитайте обмотку эпоксидной смолой.

    Подшипники якоря

    Подшипники со временем рассыпаются или заклинивают. Их необходимо менять.

    • Разберите болгарку, извлеките якорь из статора.
    • Якорь вставлен в корпус редуктора подшипником. Если корпус не снимается, закрепите ротор в тисках и постучите деревянным бруском по корпусу редуктора.

    Разбор и ремонт редуктора

    Редуктор приходится разбирать не только для ремонта, но и для профилактической очистки и смазки.

      Открутите болты и разберите корпус редуктора. Вы увидите грязную смазку, которую необходимо убрать.

    старая смазка выльется из него. Детали очистьте тряпкой или туалетной бумагой. Промойте корпус и детали керосином.

    Нанесите новую смазку, рекомендованную производителем в инструкции к инструменту.

    Кнопка фиксации шпинделя

    Если кнопка вылетела, то работать такой болгаркой нельзя.

    Кнопка фиксации шпинделя

    Так как шпиндель может самопроизвольно опуститься на шестерёнку и заблокировать её во время работы.

    Блок фиксации шпинделя

    Блок фиксации состоит из шпинделя с резиновым колечком, пружинки и пластиковой кнопки.

    1. Для замены кнопки разберите редуктор.
    2. Извлеките шпиндель из корпуса.
    3. Наденьте пружину на кнопку с внутренней стороны.
    4. Вставьте шпиндель в корпус редуктора изнутри, а кнопку снаружи. Надавите до щелчка.
    5. Соберите редуктор.

    Замена кнопки фиксации шпинделя и ремонт редуктора

    Уход и правильная эксплуатация болгарки

    Чтобы болгарка работала долго, придерживайтесь правил:

      Следите за целостностью изоляции провода, вилки. Не снимайте защиту.

    Проводите смазку и чистку всего инструмента.

    После выключения болгарки дождитесь остановки вращения круга, потом кладите её на землю. Когда двигатель останавливается, инструмент через вентиляционные отверстия всасывает вместе с потоком воздуха частички земли и другие жёсткие фракции, которые ударяются об обмотки двигателя. В результате происходит обрыв или замыкание.

  • Старайтесь не пользоваться болгаркой в зимнее время года на улице. Пока вы работаете, двигатель нагревается. Воздух ледяной. В результате образуется конденсат. Влага для двигателя губительна.
  • Всегда ставьте те круги, которые рекомендует изготовитель инструмента. Если болгарка на 180 мм, не ставьте туда более 200 мм. Чем больше круг, тем меньше должны быть обороты. Вам придётся снять защиту, а обороты будут превышены. Колебания и вибрации увеличатся. В результате круг разлетится на части. Это чревато не только серьёзными травмами. Разбивается подшипник редуктора, стираются шестерни.
  • Если вы активно пользуетесь болгаркой, значит, вы хороший мастер. Разобраться в устройстве инструмента и починить его своими руками для вас не составит особого труда. Сначала найдите неисправность и определите, какие узлы следует проверить. Ремонтируйте болгарку осторожно, без спешки, чтобы мелкая поломка не превратилась в крупную.

    Вибрация характеризует нарушение баланса при вращении. Надо разбирать и смотреть — редуктор, подшипники на валу двигателя, их целостность. Для начала и если хотите разбираться самостоятельно. Главное, таким инструментом категорически пользоваться нельзя.

    Вибрация в разумных пределах имеет место быть у любого ручного электроинструмента, особенно у болгарки (УШМ) и у шлифмашинки. Да и нагрев тоже имеет место быть.

    Понятие «сильно греется» думаю нужно сравнить с состоянием когда рука приложенная к корпусу не терпит, а сильная вибрация — это если работать с инструментом не комфортно.

    Причиной вибрации у болгарки может быть не правильно закрепленный диск (возможен и заводской брак) Когда подшипники «поют предсмертную песню» также будет и вибрация и нагрев. Зубчатая передача редуктора, а точнее плохое зацепление зубьев шестерен (люфт), еще одна причина нагрева и вибрации.

    Если у шлиф машинки (болгарке) появляется вибрация, грохот и греется голова (редукторная часть) — то к сожалению ей потихоньку приходит конец, ремонт возможно поможет, но как показала практика это уже неизлечимо!

    Происходит это из-за выработки канавки шпонками шестерен на валах двигателя и редуктора!

    Валы не калённые и при неправильном или неумелом использовании, происходят рывки, зажимы и удары дисками по поверхности — раз за разом шпонки выбивают канавку, а со временем начинают уже болтаться там, греметь, шестерни набегая друг на друга греются и вибрируют!

    Замена подшипников, шпонок и вала редуктора — лишь незначительно уменьшит симптомы!, так как такая же беда и на валу двигателя (роторе) — в болгарке очень большие обороты двигателя, поэтому ремонт подручными средствами невозможен, а замена ротора, вала редуктора, шпонок, подшипников и втулок — обойдётся очень дорого, поэтому готовьтесь покупать новую шлиф машинку и совершенствуйте навыки работы с болгаркой — работать нужно уверенно, чувствуя силу и нагрузку на аппарат, тогда она прослужит долго!

    volver-xc90 ›
    Блог ›
    8. Ремонт, профилактика, модернизация, личное мнение. Эксцентриковая шлифмашинка BOSCH GEX125AC.

    Эксцентриковая шлифмашинка BOSCH GEX125AC.
    Машинка у меня давно…первое вскрытие за годы.

    Начинаем вскрывать.
    Открутив «стол», снимаем вех, для доступа к электрике.
    Снимаем щетки…блин…столько лет, а они как новые.
    Вынимаем ротор вместе с пылеотводом и блоком эксцентрика.
    Отвинчиваем вал ротора от пылеотвода и эксцентрика.
    Ощупываем все подшипники…
    Не скажу что мертвые…не гудят, не клинят…но чувствуется что они в хлам сухие.

    Да, качество подшипников просто упало в мире…но по мимо всего, Bosch реально экономит на подшипниках на мой взгляд.
    Так как RS подшипники разбираются легко, решил вскрыть и…офигел.
    Нижний подшипник ротора…

    Если там и присутствует смазка…то она вся вперемешку с пылью…
    Для RS подшипника зрелище весьма печальное.
    Верхний подшипник ротора тоже RS…вскрыл…состояние не многим лучше.
    Один только подшипник эксцентрика не вызвал вопросов.

    Подшипники промыл, смазал…в перспективе под замену пойдут.

    Чтобы подытожить…
    Машинка производительная, надежная, не греется…очень хороший, длинный, мягкий резиновый кабель. Неплохая система пылесборника.

    Из минусов…вес конечно приличный…это конечно прямое следствие надежного корпуса и мощного двигателя, но все равно, одной рукой тяжело…поработав «смену», рука потом отваливается.
    Купил бы я повторно эту модель?
    Это самый интересный вопрос…
    Наверное, если бы я мог себе позволить Festool с регулируемым или отключаемым эксцентриситетом, Bosch я бы повторно не брал.

    P.S. Расходники:
    Щетки 4.9х7.9х15.0
    Подшипники:
    Ротор верхний NSK 607V
    Ротор нижний TESA 6002 2RS
    Эксцентрик NTN 6001LU

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *