Лучше поздно чем никогда

Лучше поздно чем никогда

Крылатое выражение:

Лучше поздно, чем никогда.

Смысл выражения

Лучше сделать что-либо хоть когда-нибудь, чем не сделать вообще.

Толкование фразы

С латинского: Potius sero, quam nunquam . Впервые это выражение встречается в четвертой книге «Истори)| римского народа» крупнейшего историка Древнего Рима Тита Ливия. Позднее это выражение станет пословицей во многих языках. В Россию придет как перевод с французского: Mieux vaut tard que jarnais. И долгое время эта сентенция звучала в русской речи только по-французски. В жизни каждого человека бывают моменты или сказанные слова, о которых он не перестаёт жалеть. В таких случаях нуж но «наступить на горло собственной песне» и исправить свою ошибку: извиниться за грубость перед родителями, помириться с лучшим другом, если вы поссорились из за пустяков. — Экая досада, что раньше не пришло в голову. Что делать? Лучше поздно, чем никогда. Гарин-Михайловский, Вариант. Позвольте представиться… Кандидат прав Иван Петрович Камышев.. К пишущим людям не имею чести принадлежать, но тем не менее явился к вам с чисто писательскими целями. Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок. Но лучше поздно, чем никогда. Чехов, Драма на охоте. Статья: «Основы партийной организации» очень хороша.. Я думаю напечатать ее в «Пролетарии. Поздно, конечно, но — лучше поздно, чем никогда. Ленин, т. 47, с. 76.- Мне очень жаль, господа, что мы до сих пор не были знакомы,- сказал помещик, протягивая капитану руку.- Во всяком случае, сделаемте это: лучше поздно, чем никогда. Куприн, Прапорщик армейский. Павел ушел сильно расстроенный.- Что у вас с ним? — Ничего,- облизнув спекшиеся губы, ответил Антон Глебович.- Иного человека узнать — жизни не хватит, мамаша. Не горюйте. Лучше сейчас, чем позже, и лучше поздно, чем никогда. Вирта, Крутые горы. Я передал Бегме несколько больших пачек бумаги для газеты Ровенского обкома.- Лучше поздно, чем никогда,- сказал Василий Андреевич, и мне пришлось извиниться. Дело в том, что бумагу он просил у меня еще в декабре. А. Бринский, По ту сторону фронта.- Лат. Potius sero, quam nunquam. — Снегирев: Лучше поздно, чем никогда; Михельсон: Лучше поздно, чем никогда; Рыбникова: Лучше поздно, чем никогда. Иносказательно: поощрение, одобрение человека, сделавшего, пусть и с опозданием, какое-либо необходимое, важное, благородное дело. В любом случае это лучше, чем не делать его вовсе (шутливо-ирон.).

Похожие пословицы и выражения

Всякая ссора красна мировою.
Повинную голову (и) меч не сечет.
Сесть рядком да поговорить ладком.
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все Крылатые выражения , советы

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Лучше поздно, чем никогда

Смотреть что такое «Лучше поздно, чем никогда» в других словарях:

  • лучше поздно, чем никогда — Ср. Здесь им очень, очень довольны… Лене говорили, qu il est très bien vu! Что ж, лучше поздно, чем никогда. Боборыкин. Поумнел. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это несколько? Ну, mieux tard que jamais . Лесков. Обойденные. 3, 2. Ср. В то время … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Лучше поздно, чем никогда — Лучше поздно, чѣмъ никогда. Ср. Здѣсь имъ очень, очень довольны… Ленѣ говорили, qu’il est très bien vu! Что жъ, лучше поздно, чѣмъ никогда. Боборыкинъ. Поумнѣлъ. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это нѣсколько? «Ну, mieux tard que jamais. Лѣсковъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Лучше поздно, чем никогда — крыл. сл. Выражение из «Истории народа римского» Тита Ливия (59 г. до н. э. 17 г. н. э.), кн. 4, 2, 11: «Potius sero, quam nunguam». Нередко цитируется как французская поговорка: «Mieux vaut tard que jamais» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Лучше поздно, чем никогда (Гончарова) — Критические заметки. Напечатаны в журнале Русская речь 1879 г., № 6. Сам Гончаров, называя заметки критическим анализом своих книг, смотрел на них, как на авторское предисловие к собранию своих сочинений. Я опоздал с этим предисловием скажут мне … Словарь литературных типов

  • Лучше поздно, чем никому, — сказала старая дева, отправляясь в роддом — (от посл. Лучше поздно, чем никогда лучше что л. сделать позднее, чем не сделать этого никогда; никому не дать не отдаться мужчине) 1) исходное знач.; 2) о лишении девственности … Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОМУ — погов. перед.: Лучше поздно, чем никогда. Лучшее враг хорошего посл. Не надо улучшать то, что и так хорошо. Лучшие ножки Франции, если побрить и выпрямить похвала … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

  • Лучше поздно — чем никому шутл. травестирование общеупотр. поговорки «лучше поздно, чем никогда» … Словарь русского арго

  • чем — союз. 1. Присоединяет оборот или придат. предл. со значением сравнения, сопоставления кого , чего л. с тем, о чём говорится в главном. Разговаривать громче, чем обычно. На юге звёзды ярче, чем на севере. Горы были выше, чем кто то предполагал. 2 … Энциклопедический словарь

  • никогда — местоим. нареч. (с последующим отрицанием, иногда усечённом). Ни в какое время, ни при каких обстоятельствах. Н. не был за границей. Н. не слышал. Я тебя н. не забуду. Как н. счастлив (как ни в какое другое время не был). Сейчас или никогда!… … Энциклопедический словарь

  • чем — союз. 1. сравнительный. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п … Малый академический словарь

Лучше раньше, чем никогда

Очередная история… именно очередная – их много бывает.

Звонок.

– Батюшка, у нас мама в тяжелом уже состоянии. Ей 80 лет. Мучается человек. Вот мы решили в церковь обратиться, узнать, чем можно помочь.

– А мама ваша крещеная?

– Да я и не знаю, честно говоря.

– А спросить у нее можно?

– Дело в том, что у нее это… ну, старческое слабоумие…

Вот так. И делай что хочешь. В этом положении, если неизвестно, крещен человек или нет, все, что можно, – это помолиться келейно: «Господи, имиже веси судьбами, помилуй и спаси рабу твою (имярек)». И все. Потому что все таинства Церкви – эти главные средства приобщения человека Богу – возможны только для крещеного, верующего человека.

Как грустно видеть, что близкие, родные и любящие друг друга люди, люди, прожившие вместе не один год, не знают друг о друге каких-то самых простых, но важных вещей, не заботятся о главном – о духовной жизни, не помогают друг другу в ее обретении и сохранении. И часто – увы, слишком часто – обращаются за помощью к Церкви тогда, когда эта помощь бывает уже невозможна.

Главное затруднение здесь состоит в том, что в деле спасения огромную роль играет свободная воля человека, сознательная вера и приобщение человека к христианскому образу жизни.

Без церковной, сознательной жизни ни о каком «Православии» не может идти речь. А сознательная жизнь именно и подразумевает, что человек не только верит в Бога, но верит правильно; верит в то, что главная цель человеческой жизни – это боговселение, то есть вечная, благодатная жизнь в согласии с Богом. И этой жизни нужно учиться уже здесь, на земле. Учеба это состоит в сознательном исполнении заповедей Божиих, которые содержатся в Евангелии; в организации своей жизни так, чтобы при хранении и умножении веры, страха Божиего и любви человек обязательно и исповедовался бы и причащался, и бывал в храме на богослужении, и молился, и посты соблюдал…

Неужели в наше время люди не знают таких простых, элементарных вещей? А если и не знают, то главным образом из-за собственного равнодушия к духовной жизни. Тут я даже не знаю, что и сказать… Возможно, такое равнодушие причиной своей имеет отсутствие начатков религиозного воспитания в семье, и тогда вина за это во многом лежит на тех же родителях.

Но кто-то может возразить, что причиной такого невежества может являться и то, что Церковь не «доставляет» нужную информацию до «потребителя», выражаясь современным языком. А вот это навряд ли, потому что не было еще в истории Русской Церкви такого времени, как сейчас, когда самая разнообразная «душеспасительная» информация была бы столь доступна для самых «широких слоев населения».

Другое дело, что многие люди живут как бы в «параллельной» действительности, где все время, все внимание занимают заботы житейские, и в этом плотном потоке просто нет места для вопросов духовных. Это беда. Это тот самый случай, о котором говорил Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34).

К сожалению, в этом бесконечном потоке суеты и житейских забот люди забывают о главном: жизнь земная заканчивается очень скоро, и всем нам без исключения предстоит быть судимыми по духовным законам, по тем законам, знание о которых было так доступно и исполнение которых с помощью Божией так возможно… Чем мы оправдаемся тогда? Житейской «загруженностью»? Страшно и подумать об этом.

Так что главная причина нынешнего невежества в самых основных вопросах духовной жизни – это нежелание знать о «другой» жизни, и часто нежелание сознательное, связанное с нежеланием «осложнять» себе жизнь привычную. К слову, такое заблуждение, весьма распространенное, является заблуждением именно бессмысленным, потому что жизнь без Бога, без «церковных заморочек» отнюдь не становится ни чище, ни светлее, ни радостнее, ни проще. Напротив, жизнь без сознательного приобщения благодати превращается в непрестанную и озлобленную борьбу за выживание, в хищное безотрадное существование, трагическое в своих перспективах.

И вот если не мы сами, то наши близкие приходят к той грани, на которой даже самый нечувствительный в духовном отношении человек начинает понимать: что-то надо делать! А делать что-то оказывается зачастую поздно. И уходят наши родные, близкие люди в иной мир в духовном смысле несчастными, убогими, голодными, нищими и грязными. Уходят в таком состоянии во многом по нашей вине, потому что, заботясь о пище телесной, мы не позаботились о том, чтобы напитать их души словом Божиим. Заботясь об их телесной чистоте, мы не озаботились тем, чтобы души их, омраченные множеством прежних грехов, очистились и убелились в таинстве покаяния. Заботясь о том, чтобы они были одеты, мы не позаботились о том, чтобы души их облеклись в благодать, приобщившись Тела и Крови Христовой.

Вот и получается, что все наши заботы и искренняя любовь простираются не дальше бренного тела, которое хоть и требует заботы, но гораздо в меньшей степени, чем вечно живая душа. И происходит такое небрежение в лучшем случае по незнанию, а в худшем – по нашей беспечности, не желающей ничего слышать о другой, духовной жизни. А если и приходится что-то слышать (потому что в наше время ничего не слышать о Боге, о Церкви, о духовной жизни никак невозможно) – то мы стараемся скорее от этих «беспокойных» мыслей отделаться. И тогда уже грех небрежения становится грехом сознательным, а потому особенно тяжким.

Существует еще странный и горький по своим последствиям предрассудок, что разговаривать с пожилыми людьми о вере, о Церкви, о таинствах – это как бы напоминать им о близкой кончине. Это неправильная постановка вопроса. Разговор надо начать именно с того, что без участия в таинствах невозможна полноценная и добрая жизнь. Но для того, чтобы этот разговор был искренним и непринужденным, нужно и самому быть причастником духовной, церковной жизни. Тогда это будет действительно разговор «от избытка сердца», и тогда он действительно может принести благие плоды. Вот почему не нужно и греховно откладывать на потом как перемену собственной жизни, так и разговор о вере со своими близкими.

Пока еще не поздно, дорогие, позаботимся, найдем время, возможность для доброй беседы со своими сродниками. Особенно с пожилыми. Расспросим их о вере их, о крещении… поможем им осознать важность исповеди и причастия, сознательной молитвы… А для этого, конечно, и самим нам надо быть во «всеоружии», самим надо разобраться в том, о чем предстоит говорить, приобрести хоть начальный опыт духовной жизни. И тогда, с помощью Божией, попечение о своей душе, о душе своих близких, затраченные для этого усилия и время обязательно принесут добрые плоды. И не будет тревожных и панических метаний «в последний момент», а потом, по исходе наших близких, не будет мучительных томлений и болезнований сердца в горьком и позднем раскаянии, что не позаботились в должное время и с должным усердием о душе наших близких, об их вечной жизни.

Откуда фразеологизм «лучше поздно, чем никогда»?

Лучше поздно, чем никогда — лучше всё-таки что-то сделать, чем не делать вовсе.
Латинское выражение (Potius sero, quam nunquam — потиус серо, квам нунквам) принадлежит римскому историку Титу Ливию (59 год до н. э.-17 год н. э.). Его он употребил в книге IV своего знаменитого труда «История Рима от основания города»

«1… Тот год (445) был недобрым как в домашних делах, так и в военных. Уже в самом его начале трибун Гай Канулей обнародовал предложение о дозволении законных браков между патрициями и плебеями, в чем патриции усмотрели угрозу чистоте их крови и упорядоченности родовых прав
2… Меж тем консулы настраивали сенат против трибунов, а трибуны – народ против консулов. Безумство трибунов, говорили консулы, делается нестерпимым: дальше некуда – в Городе разжигается больше войн, чем в чужих землях. И виной тому – как народ, так и патриции, как трибуны, так и консулы
11… И этому нет конца: не могут ужиться в одном государстве народные трибуны и сенаторы: либо сословье одних, либо должность других должны перестать существовать; лучше поздно воспротивиться наглости и безрассудству, чем никогда»

«История Рима от основания города» — главная книга Тита Ливия. Он писал её тридцать лет и проследил историю города от основания до 9 года нашей эры. Сегодня полностью известны части 1–10 и 21—45 из 142-х, остальные дошли до наших дней в пересказах и фрагментах

Афоризмы Тита Ливия

  • Горе побеждённым
  • Иногда большая часть побеждает лучшую
  • Лучше поздно, чем никогда
  • Никакое преступление не может иметь законного основания
  • Нет такого закона, который удовлетворял бы всех
  • На немецком: Besser spät als nie
  • На английском: Better late than never
  • На французском: Mieux vaut tard que jamais
  • На итальянском: Meglio tardi che mai
  • На испанском: Mas vale tarde que nunca

Китайский аналог поговорки «лучше поздно, чем никогда» — Не бойся медлить, бойся остановиться

Использование выражения в литературе

— «Но я же в конце концов признался. Лучше поздно, чем никогда. За что вы на меня так набросились?» (Евгений Евтушенко «Волчий паспорт»)
— «А мечты должны сбываться. И лучше поздно, чем никогда. Остальные деньги разошлись быстро» (Нина Катерли (Брызги шампанского»)
— «Но вовремя вспомнил, ― добавил я тихо. ― Лучше поздно, чем никогда. ― Воистину лучше» (Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер («Лекарство против страха»)
— «…недовольно сказал Серпилин начальнику связи. ― Лучше поздно, чем никогда! Тяните сюда связь!» (Константин Симонов «Живые и мертвые»)
— «В чем заключалось удобство, я не посмел допрашивать генерала; лучше поздно, чем никогда, ― только подумал я, но понял, что данных о состоянии союзной армии мне получить от него не удастся…» (А. А. Игнатьев «Пятьдесят лет в строю»)
— «…сказала мама. ― Лучше поздно, чем никогда. По платформе шел отец» (К. Г. Паустовский «Далекие годы»)

Лучше поздно, чем никогда…

У любви есть три измерения. Одно — это измерение зависимости; оно случается с большинством людей. Муж зависит от жены, жена зависит от мужа; они эксплуатируют друг друга, подчиняют себе друг друга, принижают друг друга до товара. В девяноста девяти процентах случаев в мире происходит именно это. Именно поэтому любовь, которая может открывать двери рая, открывает лишь двери ада.
Вторая возможность — это любовь между двумя независимыми людьми. Это тоже изредка происходит. Но и это приносит страдание, потому что продолжается постоянный конфликт. Невозможна никакая сонастроенность; оба так независимы, что никто не готов пойти на компромисс, подстроиться под другого. С поэтами, художниками, мыслителями, учёными, со всеми теми, кто живёт в своего рода независимости, по крайней мере, в своих умах, невозможно жить; они слишком эксцентричные люди. Они дают другому свободу, но их свобода кажется скорее безразличием, чем свободой, и выглядит так, словно им всё равно, словно для них это не имеет значения. Они предоставляют друг другу жить в своём пространстве. Отношения кажутся только поверхностными; они боятся идти глубже друг в друга, потому что они более привязаны к своей свободе, чем к любви и не хотят идти на компромисс.
И третья возможность — взаимозависимость. Это случается очень редко, но когда это случается, это рай на земле. Два человека, ни зависимые, ни независимые, но в безмерной синхронности, будто бы дыша вместе, одна душа в двух телах — когда случается это, происходит любовь. Называйте любовью только это. Первые два типа на самом деле не любят, они просто принимают меры — социальные, психологические, биологические меры. Третье — это нечто духовное.

Ошо

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *