Монгольские лошади

Монгольская лошадь представляет собой породу крепких и выносливых животных. Вопреки суровым условиям Монголии, представители этой породы не только не вымерли, но превратились в большое поголовье сильных и неприхотливых скакунов.



История происхождения

Не так давно археологами найдены документационные подтверждения о существовании монгольской породы в древние времена. Верховая езда взрослого населения Монголии была популярным занятием задолго до нашего времени. Полученные сведения датируются 2000 лет до н.э. Предполагается происхождение монгольских скакунов от северной расы тарпана.

Порода формировалась в результате выживания сильнейших особей. Неблагоприятный климат степных угодий, самостоятельная добыча пищи на территориях, мало покрытых растительностью, способствовали тому, что только самые сильные и выносливые лошади выживали и давали потомство.

Животные многие сотни лет добывали себе пищу сами. Зимой им приходилось разгребать снежный покров, чтобы добраться до еды.

Климат центральной части Монголии мягче, но добывать пригодную для пищи еду там сложнее. Лишь в северной части страны животные могли добывать достаточное количество травы. Поэтому суровость северных районов отразилась на экстерьере и особенностях породы.

Основные характеристики породы

Из характерных преимуществ породы монгольской лошади отмечают следующее:

  • выносливость и сообразительность;
  • молниеносная ориентировка во время бега;
  • привыкание к любым условиям проживания и содержания;
  • преданность и верность хозяину.

В виду того, что лошадь монгольская быстро накапливает подкожный жир, она может выдерживать сильные 80-градусные перепады температуры зимой. Главной особенностью можно назвать экономное употребление воды и пищи в любое время года. Даже в летний зной животное может обходиться небольшим количеством воды.

Монгольская порода отличается продолжительностью жизни, которая может достигать 20 и более лет.

Экстерьер

У лошади прежде всего ценится порода и экстерьер. Отличительной особенностью монгольской породы считают плотное удлиненное туловище высотой в холке примерно 127-128 см у кобыл и жеребцов соответственно. У животного мускулистая короткая шея и крупная голова с длинной гривой. Короткие ноги с устойчивыми и крепкими копытами помогают преодолевать большие расстояния, что важно при кочевом образе жизни. Такая особенность строения копыт позволяет не использовать подковы.

Густой волосяной покров помогает сохранять энергию в условиях неблагоприятного климата. В зимнее время года покров удлиняется, защищая животное от переохлаждения.

Распространенные масти — серая, гнедая, рыжая, вороная.

Характер и нрав

Несмотря на изначально военное предназначение, монгольский скакун характеризуется как животное с добрым и покладистым нравом.

Традиционно лошадь есть в каждой семье. Ей доверяют даже маленьких детей. С самого раннего детства ребенка садят в седло, обучая правильно в нем держаться. Со всадником в седле лошадь не пытается высвободиться. К хозяину привыкает быстро.

Хотя большинство табунов пасутся свободно, к людям животные привыкают быстро. После знакомства лошадь становится послушной и дружелюбной.

Особенности содержания. Кормление и уход.

Монгольская порода скакунов содержится круглый год на открытом воздухе на подножном корме. В холодное время года табуны перегоняются на защищенные от ветра участки. Вместо питья зимой лошади употребляют снег.

В теплый период табун переводится ближе к водоемам с достаточным количеством травы. Однако летний сезон с обжигающей температурой и ветрами, периодическим недостатком воды и большим количеством комаров и мух доставляет табуну много неудобств.

Лишь осенью, когда жара спадает, животные могут спокойно питаться, откладывая запасы жира, готовясь к предстоящей зиме.

Первые годы жеребята большую часть суток проводят на привязи. Кобыл доят для получения молока, молодняк же подпускают к матерям лишь в ночное время.

Уже в трехмесячном возрасте жеребят приучают к самостоятельному пастбищному кормлению.

Основная сфера применения

Во времена Чингисхана монгольский конь был неотъемлемым участником всех боевых сражений.

Популярность применения монгольского скакуна в наше время завоевана на скачках, которые поддерживаются государством и являются главной целью разведения данной породы в Монголии. Молодых жеребят готовят к скачкам на длинные дистанции, начиная с первого года жизни. Хороший скакун с легким всадником в седле преодолевает расстояние в 25 км за сорок минут.

Для получения лучших результатов во время скачек коня переводят на специальный режим кормления. Увеличение резвости достигается кормлением животного только в ночное время.

Ежегодные праздники Наадам не обходятся без проведения соревнований с большим числом участников. Перед проведением празднования лошадь украшается в традиционном стиле.

Уздечку шьют из ажурной тесьмы с национальными узорами. Праздничное седло, пестрое и яркое, покрывается серебряными элементами и вставками. Стремена выполняют в виде чеканки или гравюры.

Участники верхом выходят в степь, где проводятся соревнования.

Упоминая следующую сферу применения монгольской породы лошадей, отметим, что в пищу монголы конину не употребляют. К лошади у населения страны особое отношение. Мясо в качестве продукта питания используют лишь для экспорта в другие страны.

Но используется для употребления продукт, получаемый от кобыл. Напиток айраг изготавливают в 2 консистенциях:

  • густой — для утоления голода;
  • жидкий напиток утоляет жажду.

Интересные факты

В монгольских семьях при рождении мальчика на третий день принято дарить лошадь. Это считается традиционным подарком.

Многие монгольские семьи имеют 1 или 2 табуна лошадей. Любимая лошадь есть почти у каждого члена семьи. Некоторые держат их просто ради того, чтобы заботиться о животных. При этом ограждают лошадей от любой работы.

Современные условия жизни отдаляют монгольский народ от верховой езды. Но монгольская порода лошадей остается гордостью народа.

История породы

Порода имеет давние корни, поскольку уже в пик развития монгольской государственности в XIII веке коневодство было ключевой отраслью народного хозяйства. Именно конные войска вносили наибольший вклад в победы Чингисхана. Точные даты возникновения породы не поддаются идентификации в связи с отсутствием племенных записей учета скакунов. Захват выдающимся военачальником монголов территорий, а вместе с ними и культурных пород лошадей, не смог поспособствовать улучшению скаковых качеств монгольской лошади. Все попытки смешивания пород были безрезультатными. Лошадь оставалась такой же мелкой ввиду суровых условий содержания (включая тот же климат).

По мнению ученых, основным предком монгольской лошади являются не аборигенные обитатели диких степей (лошади Пржевальского), а северомонгольские тарпаны. Генотип породы разнообразен, сформирован из нескольких видов на протяжении многих веков.

Описание породы

Мелкорослые, высота жеребцов в холке не более 128 см, кобыл — 127 см. Туловище длинное, объемное, грудная клетка глубокая, бочкообразная. Ноги сухие и короткие, суставы развиты хорошо, копыта устойчивы. Шея короткая и мускулистая, низко приставленная. Голова крупная, профиль горбоносый. К самым распространенным мастям относятся: серая, гнедая, буланая, саврасая, рыжая, вороная. Кожа толстая и плотная, волосяной покров густой, а в зимний период — удлиненный.

Видовое разнообразие монгольской породы

  1. Баитская лошадь. Высокорослая, имеет менее удлиненное и не такое массивное тело, как типичная монгольская лошадь. Шерстяной покров менее обильный. Распространена в западных регионах страны.
  2. Аршантская и хотогойская лошадь. Выделяются менее массивным туловищем и более скромным костяком ног. Характерны для северных рубежей центральной части республики.
  3. Ульцинская, дондобаинская и югодзирская лошадь. Мускулистое, толстокостное телосложение с короткими ногами и обильной оброслостью. Часто используются для сельскохозяйственных работ в восточной Монголии.
  4. Дэльгэрхангайская лошадь. Самая мелкорослая и одновременно мускулистая разновидность. Разводится в пустынных районах аймака Умнеговь.

Фото монгольской лошади

Монгольская лошадь в быту людей

Монгольская лошадь верно служит хозяину до 24 лет. Зрелости достигает в 6 лет. Порода очень вынослива и не привередлива. С всадником способна пройти 80 км за сутки, самостоятельно — 120 км. Лошадь является ощутимым подспорьем в хозяйстве, перевозя тюки и иные грузы. В повозки запрягают парами. На мясо лошадей используют редко, поскольку приоритетом является использование полного потенциала скакунов. Кобылы дают питательный айраг. До начала эпохи автомобильного транспорта лошадь была связующим звеном между столицей и отдаленными регионами страны в рамках «уртонной службы». Монгольские вооруженные силы используют лошадь в обозных целях.

Скачки

Ипподром в Улан-Баторе является выдающейся достопримечательностью страны. Рекордом скорости на дистанцию 1600 м является показатель 2 минуты и 6 секунд, 3200 м лучшие скакуны преодолевают за 4 минуты и 23 секунды. В рамках монгольского национального праздника Наадама соревнуются около 40 тысяч скакунов. Протяженность дистанций варьируется от 16 до 32 км. В Наадамских скачках строго соблюдается возрастной ценз наездников — дети от 5 до 14 лет. Самые резвые монгольские скакуны родом из Ундурхана, откуда попадали в другие регионы страны и в Китай.

Процедура скачек:

  • 1 заезд — двухлетки — дистанция 15 км.
  • 2 заезд — трехлетки — 20 км.
  • 3 заезд — четырехлетки — 25 км.
  • 4 заезд — пятилетки — 28 км.
  • 5 заезд — остальные возрастные категории (старше 5 лет) — 30 км.
  • 6 заезд — жеребцы — 28 км.
  • 7 заезд — иноходцы.

Монгольская лошадь: последние тенденции

С приходом цивилизации в монгольскую степь поменялось отношение к содержанию лошадей. Им заготавливают сено, прививают от болезней. Воздвигают примитивные сооружения для защиты монгольских лошадей от неблагоприятных погодных условий. Наконец, удача улыбнулась адептам скрещивания. Среди улучшенных пород — донская и рысистая. Цивилизованному отношению к животным способствует внедрение и развитие новых форм сельского хозяйства в Монголии. Защитники животных с нетерпением ждут анонсированных властью изменений в законодательную базу республики, ужесточающей минимальные требования по уходу за монгольскими лошадьми.

Цена

Торговля конями существует столетия. Она не делится на оптовую и розничную. Наряду с организованными аукционными торгами существуют частные продажи. Подход к ценообразованию индивидуальный. В интернете можно найти объявления о продаже монгольской лошади за 500 $.

Эта сумма, вероятно, — нижний порог стоимости. Верхний порог превышает 5 000 $. Лошадь даже такой неприхотливой породы, как монгольская, требует затрат на свое содержание. Поэтому цена монгольской породы лошадей не ограничивается суммой, потраченной на ее покупку и доставку.

Отличительные особенности

Что касается поведения монгольской лошади, то её нрав достаточно скромен и сообразителен, хорошо ориентируется на пересеченной местности.

Дружелюбно относится к своему хозяину, надежно держит его. Удивительной способностью монгольской лошади является умение продолжать ход, даже если наездник выпал из седла.

Характеристика

У лошадей монгольской породы массивная и широколобая голова, довольно-таки короткая шея лошади, длинный корпус цилиндрической формы и низкая холка. У них сухие, хоть и короткие конечности, и небольшого размера, но удивительно прочные копыта. Шерстка их грубая и густая. А хвостик и грива, довольно-таки длинные, а нити их частенько применяют в процессе плетения канатов. Именно ими стягивают конструкцию юрт. А вот волосы хвоста, традиционным образом применяют в смычковом музыкальном инструменте моринхура. Их копыта крайне устойчивые, и редкостные лошадки, подкованы.

На нынешний день, число голов данной лошадиной породы, составляет больше двух миллионов. И все это, несмотря на тот факт, что разводится монгольская лошадь, именно кочевниками. Теми, чья численность, максимальным образом, достигает пятисот тысяч. Монгольскую лошадку отличают небольшие размеры.

Пегая масть

Однако к пони она не имеет ни малейшего отношения. И по всем тем параметрам, что у нее в наличии, она является полноценной лошадкой. Характерным для монгольской культуры, является особенное отношение ко всем лошадкам. И в особенности, оно проявляется, среди семейств кочевников.

Но, даже в современной Монголии, конный спорт относится ко второму по собственной популярности виду спорта. Безусловно, после борьбы. Многие семьи даруют собственным сыновьям монгольских лошадей уже на третий день рождения, и этот сюрприз, считается здесь традиционным подарком.

4. Троицкий А. Формирование территориального брендинга // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы, 2012. № 2 (8). С. 37-38.

Influence of Manchu culture on the Mongols during the Qing Dynasty

Batoeva D.

Влияние маньчжурской культуры на монголов в период империи Цин

Батоева Д. Б.

Батоева Дарима Баторовна /Batoeva Darima — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, отдел истории и культуры Центральной Азии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирское отделение Российская академия наук, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье рассматривается влияние маньчжурской культуры на монгольские народы, в том числе и на те, что не находились под властью Цинской империи. Особое внимание уделяется выделению маньчжурских элементов в материальной и духовной культуре монголов и китайских элементов, привнесенных маньчжурами.

Ключевые слова: маньчжурская культура, империя Цин, монголы, элементы культуры, маньчжурские термины в монгольских языках.

Keywords: Manchu culture, Qing dynasty, mongol, elements of culture, Manchu terms in Mongol languages.

Трехвековое господство маньчжуров и подчинение им большей части монгольских народов не могло не оставить значительных следов влияния маньчжурской культуры. Несмотря на это, в науке не достаточно изучены все последствия периода маньчжурского правления и особенно влияния маньчжурской культуры на те монгольские народы, которые избежали судьбы находиться под властью Цинской империи. Отдельную сложность в изучении этой проблемы составляет выделение маньчжурских элементов в материальной и духовной культуре монголов и китайских элементов, привнесенных маньчжурами. Например, если в истории монгольской архитектуры и в языке неплохо выделяются китайские влияния, пришедшие в цинское время, то с историей монгольского костюма и комплекса вооружения всё обстоит намного сложнее. Практически неизученным остаётся вопрос о маньчжурских корнях некоторых элементов культуры этнических групп бурят, которые с маньчжурами соприкасались кратковременно.

С установлением маньчжурской власти одним из первых элементов культуры, проникавшим к монголам, становилась государственная и военная терминология. Система чинов и титулов, разработанная маньчжурами на базе маньчжурской и китайской титулатур, внедрялась среди монголов. Так к последним проникли термины бэйлэ «князь третьей степени», бэйсэ «князь четвертой степени», эфу «зять императора» и другие. Многие маньчжурские термины сохранились в монгольских языках и после падения Цинской империи: бошхо «унтер-офицер», «мелкий административный чин», хуаран «казарма», хиа «адьютант». Такое маньчжурское слово как амбан «крупный» (маньч. «великий») сохранилось в парном термине амбан сайд «наместник», «губернатор».

Интересно проследить семантическое развитие некоторых маньчжурских терминов у бурят, не попавших под власть маньчжуров, в сопоставлении с языками монголов, на протяжении столетий находившихся под властью Цинской империи. Так, название небольшого по значению административного чиновника бошхо у бурят стало обозначать сборщика налогов, а также — неуклюжего человека, при этом в фольклоре это слово превратилось в почти синоним жадного

и жестокого чиновника. Вероятно, буряты (в данном случае — тункинские и западные) не сталкивались напрямую с деятельностью реальных маньчжурских чиновников или офицеров, но получали представление о ней из рассказов соседствующих с ними через границу монголов.

Маньчжурское слово гурун «государство» у халха-монголов стало обозначать не государство вообще, а только империю, державу. Очевидно на первых порах гурун для них было синонимом только Цинской империи, постепенно став нарицательным термином для любых империй. В то же время у хоринских бурят, контактировавших с маньчжурами до 1613 года , это слово бытовало в том же значении, что и у самих маньчжуров, т. е. обозначало просто государство. Из диалекта хоринских бурят слово в форме гурэн пришло в современный литературный бурятский язык. Распространенный среди других монголов термин улус (улс) в значении «государство» хоринцы не использовали.

На примере того же хоринского диалекта можно проследить и влияние китайского языка через вероятное посредничество маньчжуров. Только в этом диалекте бытует термин маюуза «подседельная подушка». Появление китайского слова для обозначения детали конского снаряжения в диалекте степняков-коневодов само по себе достаточно удивительно и может объясняться существовавшими в прошлом тесными контактами с носителями языков, испытывавших сильное влияние китайского. Также значительная часть хоринских бурят (южных, или агинских, и восточных) в отличие от других бурят и тех же халха-монголов называет сундук не абдар, а китайским по происхождению термином ханза. Возможно, эти примеры связаны с историческим периодом 14-16 вв., когда предки хоринских бурят проживали на территории Маньчжурии, что подтверждается летописями, в которых говорится об их пребывании в государстве во главе с князем, носившем титул бэйлэ . Этот титул до образования империи у маньчжуров использовался для обозначения правителя независимого государства, меньшего чем империя. В цинское время значение титула снизилось до «князя третьей степени».

Зачастую влияние маньчжурского языка шло параллельно с процессом внедрения некоторых элементов материальной культуры маньжуров, термины попадали к монголам вместе с обозначаемыми ими реалиями. Солдатская куртка курмэ, попав к монголам, осталась в их костюме, как и слово хYрмэ. Покрой этой куртки с некоторыми изменениями прижился также в костюме русского населения Бурятии и Южной Сибири, в говоре которого ее стали называть курмушка.

Тема гипотетического влияния маньчжурского костюма на одежду монголов затрагивалась в научной литературе много десятилетий тому назад, но в последние годы в общественном дискурсе Бурятии и Монголии приобрела несколько бурный характер, местами даже политизируясь. Традиционный монгольский халат с квадратным бортом и запахом на правую сторону в представлениях некоторых радетелей за чистоту национальной культуры превратился в навязанный маньчжурами костюм в противовес якобы «хуннскому» халату с косым бортом ташуу энгэр. Подобные рассуждения спекулятивным образом накладываются на патриотические (и антикитайские) лозунги (в Монголии) и межклановое соперничество (в Бурятии). В реальности происхождение обоих видов костюма остается дискуссионным вопросом в науке.

С одной стороны, многочисленные изображения монголов 13-15 веков показывают покрой с ташуу энгэр, что дает повод считать его основным на тот период типом костюма. С другой стороны, изобразительные данные демонстрируют еще один тип — с осевым вертикальным разрезом, а письменные источники упоминают у монголов и одеяние с квадратным бортом (полой). Описывая одежду монголов, китайские путешественники писали: «пола, которую называют квадратной, это пола похожа на четырехугольник» . М. В. Горелик, основываясь в основном на рисунках того времени, также описывает похожий тип: «халат с длинными, сужающимися книзу рукавами… отличающийся круглым, под горло, воротом и правым запахом, причем верхняя пола шла не от левой ключицы направо под мышку, а от правой ключицы — туда же» . Таким образом, понятно, что уже в 13 веке у монголов существовал костюм, идентичный, или очень близкий, тому типу монгольского дэгэл с квадратным бортом, что дожил до наших дней.

Сами маньчжуры замечали сходство своей одежды с монгольской и писали чахарскому хану: «Мы с тобой хоть и два разных народа по языку, но носим одинаковые одежды и прически» . В свою очередь, маньчжуры классифицировали народы по признаку верхней полы одежды, у них даже появился термин хасху адасун «левополый», т. е. «носящий одежду с верхней левой полой», как бы выделяя культурную общность . Дэгэл с квадратным бортом, в навязывании которого «обвиняют» маньчжуров, широко распространен в

разных вариациях среди этнических групп, никогда не находившихся под цинской властью. Этот тип встречается в костюме западных бурят, тофаларов, хакасов, сойотов, на некоторых иллюстрациях он приписывается даже сибирским татарам .

Тем не менее, полностью отвергать влияние маньчжуров на монгольскую одежду не приходится, потому что известны указы маньчжурских ханов, регламентирующие ношение костюмов военными и административными чинами. Например, в одном из указов говорится: «Князья Восьми знамен, в пределах айла (поселения) и в дороге носите зимние и летние дэгэлы с воротниками» . Какой именно тип костюма подразумевается под «дэгэлом с воротником», предстоит еще выяснить, изучая маньчжуроязычные тексты.

Некоторые указы цинских правителей об одежде, адресованные монголам, руководствовались, судя по всему, не идеей навязывания своих традиций, а рациональными соображениями экономии. Например, это можно видеть в следующем фрагменте: «Жены монгольских нойонов, монгольские женщины, надевайте зимние и летние безрукавки с меховыми или парчовыми нашивками на воротнике. Зимой надевайте собольи шапки с красной кистью, летом носите прутяные шляпы с красной кистью. Не надевайте меховые шапки с шелковой кистью, шапки из хлопчатобумажной ткани и низкие (Ьоуит ‘короткий’) прутяные шляпы с шелковой кистью. Монгольские женщины, вы любите шелковые кисти и не знаете о том, что на одну кисть шапки расходуется один большой отрез шелка, так попусту он тратится. Начиная с 20 числа этого месяца придерживайтесь всех обнародованных правил, пусть они станут законом» .

Помимо всего прочего, маньчжуры распространили свой тип костюма среди китайцев, с халатами которых маньчжурский имеет одинаковый крой. При этом, внешний вид маньчжурского халата с квадратным бортом в основном совпадает с обликом монгольских дэгэла и тэрлика, но крой у них несколько отличается. Это могло быть следствием сильного влияния китайской традиции на шитье маньчжурского платья, которое поначалу, скорее всего, не отличалось по крою от монгольского .

Более определенно связываются с прямым маньчжурским влиянием знаки отличия, предписанные для чиновников и аристократии, подчинявшейся маньчжурам. Прежде всего, это головные уборы и украшавшие их символы. Несколько видов шапок и наверший на них, различающихся в зависимости от ранга носившего их чиновника, получили широкое распространение среди монголов в период маньчжурского господства. Как и в целом знать и военные чины в империи Цин, монгольская элита носила на одежде квадратные нашивки буфан (или буцзи) с изображениями животных и фантастических существ (для каждого военного и гражданского чина изображение было регламентировано). Вместе с тем, надо отметить, что по мнению М. В. Горелика эта традиция восходит к монгольским нагрудным декоративным нашивкам (или аппликациям) имперского времени, идея которых была заимствована и переработана сначала китайцами в эпоху Мин, затем — маньчжурами в цинскую эпоху . Если эта теория верна, то можно говорить о том, что с маньчжурами к монголам вернулась забытая ими традиция, хотя уже в ином качестве.

В одежде маньчжуров, как и во всей их культуре, можно выделить большое количество общих с монголами элементов, часть из которых исторически является прямыми заимствованиями от монголов. В этой сфере не так легко найти те элементы, которые были распространены от маньчжуров к монголам именно в цинскую эпоху. Так, безрукавка дэхэле очевидно близка к бурятской безрукавке дэглы и имеет название, восходящее к общему источнику, каковым, скорее всего, является монгольский язык. Однако уверенно заявить о том, какой из народов выработал ту форму безрукавки, что дожила до этнографического времени, и в каком из этих языков сложилось ее нынешнее название, без специального углубленного исследования не представляется возможным.

Как уже отмечалось, еще до завоевания Чахарского ханства маньчжурами, они указывали на сходство своих одежд и причесок с монгольскими. В этой связи надо остановиться на происхождении мужской прически в виде одной косы, свисающей сзади. В народе эта прическа сейчас ассоциируется с навязанной маньчжурами традицией, что, безусловно, верно относительно китайцев, но вряд ли справедливо в отношении монголов. Во второй половине 16 века, т. е. не только до цинского завоевания, но и до сколько-нибудь значительного усиления маньчжурского государства, источники отмечают наличие прически в виде одной косы у монголов племен монголджин, тумэт и области Ордос . Обратим внимание на то, что эти южные монголы даже не граничили с территорией маньчжурского государства. Такая прическа встречалась у калмыков, откочевавших из Центральной Азии до цинского завоевания, и у западных бурят, вообще никогда напрямую с маньчжурами не сталкивавшихся.

Литература

1. Цыбикдоржиев Д. В. Походы эпохи Монгольской империи в летописях, родословных, фольклоре и традиционных культах бурят // Мир Центральной Азии — 2. Улан-Удэ, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар. (Пер. Н. Ц. Мункуева). М.: Наука, 1975.

3. Горелик М. В. Монгольский костюм и оружие в XIII—XIV веках: традиции имперской культуры // Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения. Материалы Круглого стола, проведенного в рамках Международного Золотоордынского Форума (Казань, 30 марта 2011 г.). Казань, 2011.

7. Сычев В. Л. Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии (к проблеме классификации) // Советская этнография, 1977. № 3.

8. Баяр Д. Прически монголов в XIII-XV вв. // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск: «Наука», 1993.

Kyrgyz traditional headdress — elechek (XIX — XX centuries) Momunbaeva N.

Кыргызский традиционный головной убор — элечек (XIX — XX века)

Момунбаева Н. С.

Момунбаева Назира Соорбековна /Momunbaeva Nazira — ведущий научный сотрудник,

Государственный исторический музей Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в этой статье рассмотрены некоторые элементы традиционного головного убора элечека. Автором проанализированы свойства этого убора и его изготовление по традиционному методу. Также обращается внимание на правила их ношения. Сделан сравнительный анализ о распространении таких головных уборов в соседних странах. Отмечается, что кыргызы, проживающие на территории Мургабского района Таджикистана, тоже используют элечек (келек), но имеют локальные особенности. Abstract: this article discusses some of the elements of the traditional headdress elechek. The author analyzed the properties of the hat and its manufacturing by the traditional method. Also pay attention to the rules of their relations. A comparative analysis on the distribution of such headgear in neighboring countries. It is noted that the Kyrgyz living in the Murghab district of Tajikistan, also use elechek (kelek), but have local features.

Кочевой образ жизни кыргызов способствовал появлению различных видов одежды, удобных для такой жизни и быта. Среди них особо выделяется женский традиционный головной убор — элечек. Во-первых, он выглядит очень нарядно, во-вторых, при кочевке защищает от холода, жары, ветра, а при чрезвычайных ситуациях в пути мог использоваться как материал в различных целях. По мнению К. И. Антипины, в кыргызском традиционном обществе, как правило, девушки не носили элечек калпак .

Его надевали после замужества, когда девушка становилась членом другой семьи. В прежние времена при проводах невесты замуж, элечек на голову дочери повязывала сама мать девушки. В зависимости от формы головного убора можно было различить, к какому роду принадлежит женщина. Каждый род при наматывании элечека использовал свои приемы. По

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *