Мтз 05 мотоблок

Классическая модель малой сельхозтехники

Мотоблоки «МТЗ-05» на минском тракторном заводе начали серийно выпускать ещё в 1978 году, когда ещё и слова-то такого в общем лексиконе не было. Термин «мотоблок» вошёл в обиход советских граждан только в начале восьмидесятых годов ХХ века. До этого подобная техника в Европе называлась «фреза для почвы», а в Советском Союзе – «пешеходный трактор». Конструкторскому бюро минского тракторного завода удалось создать очень удачную мини-сельхозмашину, в плане её универсальности и многофункциональности. Поэтому и современные мотоблоки «Беларус МТЗ-09Н», двигатели на которых совершенно другие, скомпонованы по такому же принципу.

Об истории мотоблока «МТЗ-05»

В 1978 году на минском тракторном заводе были запущены в серию пять новинок из разряда малой сельхозтехники: четырёхколёсный 12-сильный мини-трактор «МТЗ-082» и двухколёсные мотоблоки мощностью в 5, 6, 8 и 12 л.с. Самым массовым из них стал «МТЗ-05». Данная модель мотоблока «прописалась» на сборочном конвейере вплоть до 1992 года, когда ей на смену пришла обладающая более мощным и при этом более экономичным двигателем модель «МТЗ-09Н».

Наряду с Минском, мотоблоки данной марки в конце 80-х —начале 90-х годов выпускались также и на Сморгонском агрегатном заводе (г.Сморгонь Гродненской области). За годы производства было сделано десятки тысяч мотоблоков «МТЗ-05», которые нашли своих покупателей не только в Советском Союзе, но и многих других странах (в основном, бывшего социалистического лагеря).

Назначение мотоблока «МТЗ-05» в хозяйстве и его отличительные особенности

Изначально мотоблок «МТЗ-05» предназначался для обработки почвы на тех небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора. А именно, на приусадебных участках и придомовых территориях, в теплицах и пришкольных опытных хозяйствах, в парках, в садах и на огородах. Он легко справляется с такими задачами, как вспашка почв небольшой плотности, боронование, культивация, междурядная обработка различных овощных культур (окучивание, рыхление, прополка). Кроме того, для выкапывания корнеплодов, для кошения травы, транспортировки грузов весом до пятисот килограммов, и для стационарных работ с валом отбора мощности.

Мотоблок «МТЗ-05» с плугом.

Со всеми этими задачами сельхозмашина достойно справляется. Благодаря особенностям своей конструкции, мотоблок может применяться на самых разных полях, со всевозможными сельскохозяйственными культурами. Его сильная сторона в том, что ширина колеи мотоблока может изменяться (варианты: 425, 600 и 700 мм), в соответствии с шириной рядков на каждом конкретном поле или огороде. Это возможно благодаря оригинальной конструкции: у «МТЗ-05» отсутствует рама, его корпус собирается из нескольких составных частей трансмиссии. В результате, на мотоблоке можно обрабатывать разнообразные сельскохозяйственные культуры, не нанося вреда этим растениям.

Двухколёсное шасси оснащено реверсивной рулевой штангой, которая способна поворачиваться в самых широких пределах. Таким образом, что оператор мотоблока при работе может идти не обязательно вслед за ним, а около него, например, сбоку. Разумеется, это намного облегчает труд. Так же, как и простая, удобная в использовании откидная подставка (подножка) спереди под двигателем. Другая отличительная особенность мотоблока «МТЗ-05» – его более тяжёлая, по сравнению с современными мотоблоками, общая масса: 135 килограммов без учёта навесного оборудования. Массивный мотоблок работает более стабильно, не зарываясь периодически в землю.

Область применения

МТЗ-05 имеет богатую историю. К его разработке приступили в 1978 г. Но только в 1985 году с конвейера сошёл первый серийный экземпляр. Одноосный мотоблок необходим был для облегчения физического труда фермеров, обрабатывающих земельные наделы площадью до 1 га.

Самоходная машина относится к тяговому классу 0,1, её задействуют при обработке твёрдых почв (в том числе и целинных), транспортных работах, коммунальных хозяйствах.

В аграрной сфере мотоблок применяют при вспашке, культивировании, окучивании. Машина может выполнять посадку и уборку овощных культур. Расширение возможных агротехнических мероприятий осуществляют за счёт применения навесных почвообрабатывающих орудий.

Для перемещения грузов мотоблок агрегируют с прицепами. Грузоподъёмность такого тандема составляет 500 кг. Машину применяют и при уборке территории. Для очистки от снега используют отвал или роторный снегоуборщик, а от мелкого мусора — вращающиеся щётки.

Конструкция аппарата

Компоновка мотоблока выполнена по классической технологии, присущей одноосным аппаратам «МТЗ». У машины нет силовой рамы, а все компоненты закреплены на корпусе трансмиссии. Конструкция обладает меньшей массой, но большей надёжностью.

Последняя достигается исключением промежуточных деталей. В литом корпусе трансмиссии размещают «мокрую» муфту сцепления, которая передаёт крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки скоростей.

Управляют машиной выносной рукояткой. На ней размещают переключатели скоростей, рычаг блокировки дифференциала, привод акселератора и сцепления. Выносную рукоятку можно регулировать в горизонтальной и вертикальной плоскости, что облегчает «подгонку» управления под комплекцию оператора.

Кроме того, рулевую колонку можно переналадить на реверсивное положение для движения аппарата задним ходом в прямом направлении.

Привод колёс оснащён дифференциалом, облегчающим развороты машины. В нормальном положении механизм блокируют для увеличения проходимости.

Дополнительные орудия

Сам по себе мотоблок будет бесполезен фермеру. Для проведения агротехнических работ нужны ещё навесные почвообрабатывающие инструменты. Я вместе с аппаратом купил плуг ПЛ-1и окучник КО-2, которых поначалу хватало с избытком. Но со временем аппарат «оброс» большим количеством орудий.

Среди них были как фирменные, производства «МТЗ», так и сторонних производителей (благо конструкция сцепного устройства это позволяет).

Кроме того, мною были изготовлены несколько самодельных приспособлений. Благодаря унифицированной сцепке на мотоблок можно навесить любое активное или пассивное оборудование, разработанное для легкого класса одноосной самоходной техники.

Обзор мотоблока МТЗ Беларус 05

Мотоблок МТЗ-05 относится к классу малой сельскохозяйственной техники и был первым устройством такого класса, выпущенным с Минского Тракторного Завода. Он является достаточно многофункциональным. С его помощью могут проводиться:

  • Вспашка легких грунтов;
  • Боронование почвы;
  • Сезонное окучивание овощных культур (корнеплодов);
  • Кошение травы.

Эти операции доступны при использовании специального навесного оборудования, в частности:

  • Плуга ПЛ-1;
  • Культиватора КР-70;
  • Бороны БН-50;
  • Окучника КО-2;
  • Косилки КН-1.

Кроме применения специального навесного оборудования к нему можно подключать также полуприцеп, преобразующий его в средство для перевозки. При этом его масса не должна превышать 500 кг. По своим параметрам подходит, к примеру, ПХ-0,5.

Устройство и принцип работы мотоблока «МТЗ-05»

Основные узлы, из которых устроен классический минский мотоблок, следующие: двигатель; ходовая часть; трансмиссия и органы управления; система агрегатирования с прицепным оборудованием. Двигатель закреплён в связке с корпусом муфты сцепления. Непосредственно за мотором располагается механизм силовой передачи, который включает муфту сцепления; коробка передач, главная передача, шестерёнчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные передачи и ВОМ – вал отбора мощности.

Колеса устанавливаются на фланцах конечных передач и снабжаются пневматическими шинами низкого давления (размер шин 5,90-13С, или 6L-12 по новой классификации). Колея мотоблока является переменной и изменяется вместе с перестановкой колёс. Пятилитровый топливный бак расположен впереди сверху, около крепления к корпусу рулевой колонки.

Принцип работы мотоблока «МТЗ-05» состоит в следующем: двигатель передаёт энергию вращения через трансмиссию и сцепление на распределительный вал, который приводит в действие насадки навесного оборудования (плуги-фрезы, окучники, картофелекопалки, бороны, разрыхлители, косилки и т.п.)

Двигатель мотоблока «МТЗ-05»

Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.

Двигатель «УД-15».

Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)

По показателям мощности «УД-15» практически аналогичен современным импортным моторам в 9 л.с. (дело в том, что за рубежом в ТТХ двигателя указывают его максимальную мощность, которую он способен показывать непродолжительное время, а в СССР – его стабильную среднюю мощность работы).

Технические характеристики

Основные

Марка двигателя УД (СК) Двигатель УД-15 (УД15) Мощность двигателя 5 л. с. Тип топлива Бензиновые Весовой класс Тяжелые Страна-производитель Беларусь

Культиватор

Скорость вращения фрез 1000 об/мин

Двигатель

Тип двигателя 4-х тактный Мощность 3,7 кВт Тип топлива А-76, А-80 Объем топливного бака 5 л Объем двигателя 245 куб. см Тяговое усилие 1 кН Расход топлива 448,8 г/кВт*ч Частота вращения коленвала 3000 об/мин

Трансмиссия

Коробка передач механическая Редуктор шестеренчатый Сцепление дисковое Количество скоростей вперед 4 Количество скоростей назад 2 Скорость движения вперед 2,15 км/ч Скорость движения вперед 3,8 км/ч Скорость движения вперед 5,35 км/ч Скорость движения вперед 9,6 км/ч Скорость движения назад 2,5 км/ч Скорость движения назад 4,46 км/ч

Дополнительная информация

Вид запуска ручной Максимальная масса прицепа 650 кг Тип колес пневматические Высота колес 13 дюйм Ширина колес 5,9 дюйм Габаритные размеры 180x85x107 см Масса 135 кг Регулируемая рулевая колонка в 2 плоскостях по горизонтали и вертикали

В 1978 году с конвейера Минского тракторного завода сошел один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью. Мотоблок отличался надежностью, простотой конструкции, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом МТЗ Беларус 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.

Технические характеристики мотоблока «МТЗ-05»

  • Тяговый класс – 0,1;
  • Габаритные размеры (в миллиметрах): 1800х850х1070;
  • Вес – 135 кг;
  • Дорожный просвет – 300 мм;
  • Скорость: рабочая – 2,15 км/ч; транспортировочная – 10 км/ч.
  • Ёмкость топливного бака – 5л; средний расход бензина – 0,35 л. в час.

Мотоблок «МТЗ-05» оснащён системой многодискового сцепления. Муфта сцепления – фрикционная; смазка всех механизмов выполняется посредством масляной ванны. Управление сцеплением и трансмиссией осуществляется вручную. Коробка передач механическая, ступенчатая, «шестискоростная» (4 передние и 2 задние передачи). Шестерни этой коробки постоянно находятся в зацеплении. Мотоблок снабжён дифференциалом с межколёсной блокировкой.

Вал отбора мощности – зависимый, для работы со специальными активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика составляет одну тысячу оборотов в минуту.

Навесное оборудование в стандартном «арсенале» мотоблока «МТЗ-05»

Всё это навесное оборудование сочленяется с сельхозмашиной посредством узла навески и помогает значительно расширить возможности «МТЗ-05». В зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать. Данный мотоблок – универсальный труженик, но все дополнительные приспособления к нему нужно приобретать отдельно.

Мотоблок «МТЗ-05»: отзывы владельцев

Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже. Поскольку выпущенные в прошлые годы экземпляры вырабатывают свой ресурс и выбывают. А им на смену пришло как новое поколение белорусских мотоблоков – «Беларус МТЗ-09Н», так и большое количество более дешёвой аналогичной китайской техники.

Мотоблок «МТЗ-05» с прицепом.

Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.

Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная. Нужно лишь непродолжительное время, чтобы «приноровиться» к данной технике и освоить навыки работы с ней. Хотя для этого приспособления, конечно, нужно быть физически здоровым и довольно крепким человеком.

Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).

Мотоблок «МТЗ-05»: самодельная «модификация комфорт».

Из недостатков в эксплуатации отмечается недостаточная чёткость переключения передач («поставил мотоблок на «нейтралку», заглушил двигатель, а когда завёл, мотоблок вдруг «ожил» и поехал»). Ещё: для отключения блокировки дифференциала требуется приложить очень серьёзные физические усилия, а эту операцию надо совершать при каждом повороте.

Отзывы владельцев

Фермерством занимаюсь сравнительно недавно. Долго сомневался при выборе мотоблока. Хотелось обзавестись добротной техникой, но при этом не слишком влететь в копеечку. Как оказалось, японцы и китайцы для меня дороговаты. По советам, остановил выбор на б/у-шном белорусском МТЗ 05 весом аж 135 кг. Машина что надо! По пашне летает и с прицепом отлично себя ведет. После 3-х часов работы спалил всего полбака. Как по мне, совсем не дурно. Из поломок отмечу: заменил свечу, и пришлось сращивать тросик сцепления. А так – агрегатом очень доволен.

Сергей Иванович, Тульская область

Уже с десяток лет владею подобным устройством. Хотя при взгляде на «иномарки» конечно зависть берет, но, в общем-то, особых нареканий на Беларусь МТЗ-05 не имею. Одно время ощущались проблемы с переключением передач, да и сцепление работало неважно. Благодаря местным умельцам эти проблемы убрал. Считаю, что за такие деньги это вполне приличная техника.

Анатолий, г. Самара

О Беларус МТЗ 005 ничего плохого сказать не могу. Агрегат отлично справляется с моим участком (30 соток), а работать ему приходится довольно много. Да и как транспорт он у меня постоянно задействован. Поначалу пришлось повозиться с магнето. Как оказалось, причина крылась в сырости, поскольку мотоблок «ночевал» на улице. Теперь «МТЗ 0 5» имеет свой гараж, и проблем как таковых я не наблюдаю.

Андрей Евгеньевич, г. Курск

МТЗ Беларус 05 у меня трудится уже 25 лет – отличная машина. За это время пришлось переделать навеску и осталось немного отремонтировать – не могу найти магнето. А в целом очень доволен мотоблоком.

Владимир, г. Липецк

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами данной модели, по мнению пользователей и экспертов, являются:

  • доступная стоимость мотоблока;
  • большое количество доступных для выполнения операций;
  • возможность установки огромного количества разновидностей навесного оборудования;
  • экономичность двигателя;
  • неприхотливость к качеству используемого горючего;
  • длительный срок эксплуатации;
  • неприхотливость к проведению ремонтных работ.

Недостатков два. Первый из них – отсутствие полного набора новых оригинальных комплектующих для мотоблоков старого образца. Завод-производитель перестал выпускать их. Проблема решается очень просто, так как другие производители предлагают аналогичные запчасти, изготовленные по лицензии Минского завода. Второй проблемой является моральная устарелость модели на отечественном рынке. Но это касается только первого поколения мотоблоков, выпускаемых еще на территории Советского Союза. С другой стороны, по уровню надежности этот мотоблок способен дать фору многим китайским моделям, выпускаемым в наше время.

{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей (0 Оценок) Надежность Удобство и комфорт Ремонтопригодность Ходовые качества Количество отзывов Оставить отзыв Сортировать по:

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Мотоблок «МТЗ-05»: цены на вторичном рынке

В интернете можно найти большое количество объявлений о продаже бывших в употреблении мотоблоков «МТЗ-05». Цена на данные сельхозмашины конца 80-х/начала 90-х годов выпуска колеблется от 25000 до 50000 рублей. Для сравнения: новый минский мотоблок «Беларус МТЗ-09Н» стоит от 78000 рублей и выше. Однако, б/у-шные сельхозмашины их владельцы, как правило, продают вместе с необходимым набором дополнительного оборудования, а иногда ещё и запчастей в придачу. А к новому их необходимо будет приобрести за отдельную плату.

В целом, мотоблок «МТЗ-05» вошёл в славную историю минского тракторного завода и отечественного сельского хозяйства как один из образцов чрезвычайно надёжной, неприхотливой, простой в эксплуатации и обслуживании техники.

Обслуживание ГРМ и карбюратора

При работе двигателя необходимо периодически регулировать зазоры между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма. Изменение настроек происходит из-за износа рабочих поверхностей, общей деградации узла, ослабления крепёжных деталей. Порядок регулировки:

  1. Демонтируют клапанную крышку.
  2. Устанавливают коленвал в положение ВМТ при такте сжатия.
  3. Плоским щупом номиналом 0,15 мм проверяют зазор. Если он в пределах нормы, механизм не нуждается в настройке.
  4. Откручивают контргайку, фиксирующую регулировочный винт.
  5. Вкручивают регулятор, настраивая требуемый зазор.
  6. Затягивают контргайку, контролируя положение коромысла.
  7. Проверяют правильность выполнения процедуры. Если при затягивании контргайки зазор изменился, действия повторяют с учётом поправок.
  8. Собирают в обратной последовательности.

Дополнительная информация!

Регулировку клапанов проводят на холодном двигателе.

Периодически проводят настройку карбюратора. Как правило, это делают в начале каждого сезона, но возможна и внеплановая регулировка, если двигатель работает с перебоями. Перед процедурой карбюратор демонтируют, очищают от грязи и промывают.

Настройка сводится к выставлению минимальных и предельных оборотов, а также качества топливной смеси на холостом режиме работы двигателя.

Плюсы, минусы аппарата

Распространённость мотоблока говорит о многом, и в первую очередь о признании модели пользователями малой сельхозтехники. Среди достоинств хочется выделить:

  • низкую цену;
  • возможность расширения функциональности;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • простота ремонта;
  • большой срок эксплуатации.

Кроме положительных сторон, у аппарата есть ещё и минусы: отсутствие оригинальных запчастей и моральное устаревание конструкции.

Первая проблема решается путём замены изношенных узлов на аналоги. Ну а со второй — пользователи вынуждены мириться, ведь даже мотоблок, выпущенный в СССР, даст фору элегантным аппаратам из Китая.

B4Y.BY — Готовый бизнес от 4000 BYN без посредников в Беларуси. 500+ актуальных предложений. Бесплатная консультация. Подпишитесь – Telegram, не упустите горящие предложения!

ФАБРИКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЖЕВАТЕЛЬНОГО МАРМЕЛАДА – B4Y.BY

Максимальная производительность 210 тонн в месяц. Производство не имеет аналогов во всем СНГ и является высокорентабельным. Предприятие является 100% действующим и укомплектовано квалифицированным персоналом. Подписаны контракты с дистрибьюторами в России, Евросоюзе и Беларуси.

ИНВЕСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИМЕРНОЙ УПАКОВКИ – B4Y.BY

Ищем национального или иностранного инвестора за долю в компании. Инвестиции от 2 500 000 BYN. Прогнозируемый объем производства до 18 млн. BYN в год без НДС; Современные импортные технологические линии (Турция, Тайвань, Италия, Китай);

Собственные производственные и складские площади более 3 тыс. м2;

ПРОДАЕТСЯ ПРИБЫЛЬНАЯ АВТОМОЙКА – B4Y.BY

Автомойка расположена на ул. Тухачевского 9. 100 м2, 2 поста + 1 пост химчистка. Форма собственности ООО. Без долгов. Наличие всех документов. На постах: 1 пеногенератор, 1 компрессор, 1 аппарат высокого давления Кёрхер,1 обычный пылесос, 1 моющий пылесос Керхер.

СОЛЯНАЯ ПЕЩЕРА В ГОМЕЛЕ ПО СУПЕР ЦЕНЕ — B4Y.BY

Очень проходимое место, находимся возле Ледового Дворца. В помещении есть зона отдыха для взрослых и зона игры для детей. В этом году такой бизнес актуален как никогда. Всё, что связано со здоровьем будет постоянно расти. Не упусти свой шанс стать владельцем отличного бизнеса по очень доступной цене.

САЛОН КРАСОТЫ В ЭЛИТНОЙ ЗАСТРОЙКЕ – B4Y.BY

Салон находится в центре города на первом этаже элитной застройки в Минске с отдельным входом. Охраняемая территория с видео наблюдением и консьержами. Помещение со свежим, дизайнерским ремонтом (мебель HAND MADE) в стиле ЭКО из массива дуба.

ПРОИЗВОДСТВО — НАПОЛНИТЕЛИ ДЛЯ КОШАЧЬЕГО ТУАЛЕТА – B4Y.BY

На сегодняшний день производство может обеспечить клиентов всеми возможными видами наполнителей для кошачьего туалета — минеральный впитывающий, комкующийся, древесный, силикагелевый. Всего 47 SKU. Сегмент — Эконом и Средний.

ПАРИКМАХЕРСКАЯ СТ. МЕТРО ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД – B4Y.BY

Продается парикмахерская в 3-х минутах ходьбы от ст. метро «Тракторный завод». Помещение в гос. аренде, договор продлен на 3 года. С возможностью выкупа помещения в собственность по остаточной стоимости БРТИ. В здании в 2019 году сделан капитальный ремонт. Свои парковочные места.

СТУДИЯ КОРРЕКЦИИ ФИГУРЫ XS BODY BAR – B4Y.BY

Продаётся бизнес – студия фитнеса и коррекции фигуры с уже раскрученным собственным брендом «XS BODY BAR» и окупаемостью меньше года даже в нынешнее время. Идеальный бизнес для женщин.

СТИЛЬНАЯ КОФЕЙНЯ МЫШКИН ДВОР – B4Y.BY

Выгодно ли покупать кофейню? Конечно, да! Кофе – продукт, который всегда будет модным и популярным, а если к нему предлагаются еще и небольшие закуски – кондитерские изделия, салаты, гарниры, бутерброды, — желающих посетить такое заведение будет очень много.

МИНИ-КАФЕ В ПРИКАССОВОЙ ЗОНЕ МАГАЗИНА ЕВРООПТ – B4Y.BY

Продам мини-кафе островного типа в ТЦ Бонус в прикассовой зоне магазина Евроопт. Общая площадь 7,5 м. Плюс зона со столиками. Очень густонаселенный район Минска.

Еще больше объектов на B4Y.BY

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *