Музыкальные центры 90 х

Нормально звучащие музыкальные центры. — WestX — 14-11-2013 22:11
Добрый вечер!
Интересует музыкальный центр(одноблочный),с хорошей мощностью-ватт 60-70 на 8 ом.Нужен для дачи,немного не сезон,но как раз будет время для поиска.Может кто подскажет из собственного опыта.Добавлю,что важен надежный CD-транспорт,ну и более-менее нормальный звук.Кстати важен сам блок,т.к аккустику можно подобрать индивидуально.Заранее благодарю!
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — arcam — 14-11-2013 22:16
Если с «закосом» под аудиофилию, то обратите внимание на Yamaha серии Piano Craft…
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — WestX — 14-11-2013 22:22
(14-11-2013 22:16)arcam писал(а): Если с «закосом» под аудиофилию, то обратите внимание на Yamaha серии Piano Craft… именно с закосом.по другому уже не слушается.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — pumuru — 14-11-2013 22:23
Yamaha серии Piano Craft не сильно подойдёт, мощность не та и сидюк капризный. Ищите старичков 95-96 годов Филипс, Айва или Панасоник. Лучше с одним СидиПриводом, без «каруселей» и «боксов».
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Keyeight — 14-11-2013 22:30
Panasonic PowerLive Max 700. 2 киловатта звука.Вынесет мозг половине Луганска.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — WestX — 14-11-2013 22:34
(14-11-2013 22:23)pumuru писал(а): Yamaha серии Piano Craft не сильно подойдёт, мощность не та и сидюк капризный. Ищите старичков 95-96 годов Филипс, Айва или Панасоник. Лучше с одним СидиПриводом, без «каруселей» и «боксов».
а какие именно модели не подскажете?
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Евген Игорев — 14-11-2013 22:52
(14-11-2013 22:34)WestX писал(а): (14-11-2013 22:23)pumuru писал(а): Yamaha серии Piano Craft не сильно подойдёт, мощность не та и сидюк капризный. Ищите старичков 95-96 годов Филипс, Айва или Панасоник. Лучше с одним СидиПриводом, без «каруселей» и «боксов».
а какие именно модели не подскажете? http://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-87466.html
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — petr.solo1223 — 14-11-2013 22:56
Правильно рекомендовали-середина,конец 90х- особенно могу рекомендовать JVC тысячных серий с деревянными колоночками. Для джаза,лёгкой классики и поп-музыки- отличный выбор.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Евген Игорев — 14-11-2013 22:59
(14-11-2013 22:56)petr.solo1223 писал(а): Правильно рекомендовали-середина,конец 90х- особенно могу рекомендовать JVC тысячных серий с деревянными колоночками. Для джаза,лёгкой классики и поп-музыки- отличный выбор.ТС замахнулся на 60-70Вт, а ему колоночки, которые после 5-7Вт начинают бить катушкой по МС..
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — petr.solo1223 — 14-11-2013 23:00
(14-11-2013 22:11)WestX писал(а): Добрый вечер!
Интересует музыкальный центр(одноблочный),с хорошей мощностью-ватт 60-70 на 8 ом.Нужен для дачи,немного не сезон,но как раз будет время для поиска.Может кто подскажет из собственного опыта.Добавлю,что важен надежный CD-транспорт,ну и более-менее нормальный звук.Кстати важен сам блок,т.к аккустику можно подобрать индивидуально.Заранее благодарю! Мощные муз.центры — бумбоксы для сельской дискотеки.

Панасоник делал неплохие и с приличным звуком,но они в Украину не завозились.Ищите в России.
(14-11-2013 22:59)Евген Игорев писал(а): ТС замахнулся на 60-70Вт, а ему колоночки, которые после 5-7Вт начинают бить катушкой по МС.. Недоглядел.Я думал ему ехать !Но всё может измениться !
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Fedya — 14-11-2013 23:03
(14-11-2013 22:30)Keyeight писал(а): Panasonic PowerLive Max 700. 2 киловатта звука. Вынесет мозг половине Луганска. 2 китайских rms киловата )) максимум вынесут только мозг соседям)
у меня на топовом муз.панасонике тоже какие то 1000 w нарисовано) так играет тише полок ,через стенку только бубнение слышно) а полки по 30w + ус 50х2) можно слушать нормально и через стену нормальный звук
из характеристик Panasonic PowerLive Max 700
Power Output (RMS) Total Power 2300W
Total Power Hi: 330W x 2 (1kHz, 3ohms, 30% THD)
Total Power Mid — Low: 330W x 2 (100Hz, 3ohms, 30% THD)
Total Power Low: 490W x 2 (100Hz, 2ohms, 30% THD)»
Power Output (PMPO) 25000W
OTHERS Power Supply AC 110-127/220-240V, 50/60Hz
Power Consumption Normal Use 195 W
Standby 0.3W
(14-11-2013 22:22)WestX писал(а): Кстати важен сам блок,т.к аккустику можно подобрать индивидуально.Заранее благодарю!так может проще тогда уже купить простой усилитель б.у. за 200 $ там хоть ваты будут настоящие)
и по размерам раза в 4 меньше) и акустику индивидуально намного проще подобрать, чем к блоку муз.центра
если надо радио то есть ресирверы стерео с радио, есть такие аппараты стерео сд ресирвер 2х100w 8om
(WMA, MP3, WAV, AAC, FLAC, MP4 etc.) DAC Wolfson 24bit 192KHz
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — pumuru — 14-11-2013 23:29
С одним диском проблема только Marantz-MX550, Pioneer V-75LD.
Остальные с 3-мя и 5-ю дисковыми системами:
Aiwa NSX-F7, Aiwa NSX-F9, Aiwa Z-VM260, Aiwa Z-R800, Philips FW-850C, Kenwood UD-405, Sony LBT разных модификаций.
старался подобрать моноблоки с мощностью выше 50 Вт.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Сергій — 15-11-2013 00:19
Была ещё в 90 годы, отличная мини система PHILIPS MC 172, как раз под Ваши нужды — 1 CD, 2X75вт.http://www.potrebitel.ru/01/01/172_2.html
Хотел недавно себе такую, но пока не нашёл.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — pavel2173 — 15-11-2013 00:34
Что- то про Денон никто ничего не сказал. А ведь у них были неплохие микросистемы за последнее время.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Тибетский Ламер — 15-11-2013 00:52
А такое?
_http://www.kenwood.eu/products/home/systems/compact_component/
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — robot rock — 15-11-2013 00:56
Sony HAP-S1
_http://gagadget.com/home_av/2013-09-05-sony-anonsirovala-novuyu-linejku-stereokomponentov/
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Serg1976 — 15-11-2013 08:09
(14-11-2013 23:03)Fedya писал(а): (14-11-2013 22:30)Keyeight писал(а): Panasonic PowerLive Max 700. 2 киловатта звука. Вынесет мозг половине Луганска. 2 китайских rms киловата )) максимум вынесут только мозг соседям)
у меня на топовом муз.панасонике тоже какие то 1000 w нарисовано) так играет тише полок ,через стенку только бубнение слышно) а полки по 30w + ус 50х2) можно слушать нормально и через стену нормальный звук

из характеристик Panasonic PowerLive Max 700
Power Output (RMS) Total Power 2300W
Total Power Hi: 330W x 2 (1kHz, 3ohms, 30% THD)
Total Power Mid — Low: 330W x 2 (100Hz, 3ohms, 30% THD)
Total Power Low: 490W x 2 (100Hz, 2ohms, 30% THD)»
Power Output (PMPO) 25000W
OTHERS Power Supply AC 110-127/220-240V, 50/60Hz
Power Consumption Normal Use 195 W
Standby 0.3W
Зря иронизируете. Эта система без напряга озвучила один из павильонов Киев экспо плаза. Причём, когда её врубили, было ощущение, что играют серьёзные концертные топы.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Fedya — 15-11-2013 08:17
(15-11-2013 00:56)robot rock писал(а): Sony HAP-S1
_http://gagadget.com/home_av/2013-09-05-sony-anonsirovala-novuyu-linejku-stereokomponentov/Sony HAP-S1 мощность 2х40 Вт при импедансе акустики 4 ОМ
а так же сейчас есть куча аналогов денон, марантц, теак ,пионер и т.д
но у них у всех мощность 20-60 вт 4 ОМ
А автору вроде надо блок на 60-70 вт 8ом
да и вообще практически все муз центры сделаны на 2-4-6 ома)]
(14-11-2013 22:11)WestX писал(а): опыта.Добавлю,что важен надежный CD-транспорт,а зачем надежный сд-транспорт вы собрались на даче слушать колекцию фирменных сд
(15-11-2013 08:09)Serg1976 писал(а): зря иронизируете. Эта система без напряга озвучила один из павильонов Киев экспо плаза. Причём, когда её врубили, было ощущение, что играют серьёзные концертные топы.с таким же успехом может заехать автомобиль с бубои в багажнике на 5000 квт н , открыть двери и будет куда круче этого панасоника) и по цене не дороже, также можно и по среди огорода заехать и открыть двери) и не надо покупать панасоник
-а серьезный концертный топ только одна колонка весит в 2 раза больше чем весь этот панасоник) и всеми своими силами панасоник ее не раскачает) он даже хорошие большие hi-fi полочники .не раскачает своими 300 w на 2 ома)
у него основной блок весит 4кг 190 watt
даже бюджетный концертный усилитель имеет
мощность: 1200 Вт RMS х2 (4 Ом, стерео режим) или 2400 Вт RMS (8 Ом, мостовой режим)
Вес: 34,8 кг
плюс саб ват на 500 номиналом кг на 50 ) и пару монитор таких же) и этот панасоник рядом будет стоять только в виде светильника подмигивая разноцветными динамиками) а то что он еще, что то играет не кто не услышит
притом, что цена на все это равная) сколько этот панасоник стоит 2000$+
и это взяты в пример не серьёзные концертные топы.
а по 500-1000$ усилитель ,акустика для кафе ,небольших клубов
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — vokhotin — 15-11-2013 10:08
Имел миди центр Sony LBT-XB80. Звук солидный и мощный, но центральный блок слишком велик… Пришлось расстаться только из-за размеров системы. Но вспоминаю об этой Sony только хорошо. Но Сландо часто попадаются, но и моментально покупают их.
С уважением.
RE: Нормально звучащие музыкальные центры. — Дмитрий Медведев — 15-11-2013 10:12
Очень хорошо, просто классно звучит Nakamichi SoundSpace-8
Но там мощи, точно не помню — вроде 2*10 фронт и 30 саб
Но это РЕАЛЬНЫЕ мощности, без дураков.
И вроде на остатках у Пермико есть, за смешные 650 USD

Убойный аппарат, отвечаю, был владельцем 2-х штук

Это Hi-Fi, это дорого!

Предметом мечтаний большинства подростков в Советском Союзе была хорошая стереосистема. И даже не обязательно импортная, ведь даже хороший музыкальный центр советского производства стоил весьма серьезных денег. Цена комплекта из электрофона, кассетной деки и акустических систем доходила до нескольких тысяч рублей. Тем не менее, эти центры охотно покупали, давайте вспомним лучшие из них.

Вега-118-стерео

Данный музыкальный центр производился Бердским радиозаводом с 1978 года. Центральный блок включал в себя вертушку производства польской фирмы Unitra, кассетный магнитофон с лентопротяжным механизмом венгерского производства, а также радиоприемник. Мощность его составляла 2 х 10 Ватт, стоимость центра вместе с акустическими системами была 700 рублей. Весил комплект 38 килограммов.

Романтика-002-стерео

Серьезная система для серьезных любителей звука от Харьковского завода имени Шевченко, выпускавшаяся с 1980 года. Назвать ее музыкальным центром сложно, однако продавалась она именно комплектом. Наличие хорошей вертушки с головкой ГЗМ-003, катушечного магнитофона с полным набором функций, отдельного усилителя со стрелочными индикаторами, трехполосных акустических систем 35АС-202 и даже инфракрасного пульта ДУ обусловило весьма высокую цену системы – 2700 рублей. При этом общий вес комплекта был более 135 килограммов!

Такт-001-стерео

Еще один внушительный комплект, производившийся с 1980 года Запорожским заводом «Радиоприбор». Правда, выполнен он был в более компактном форм-факторе, но единый центральный блок весом 40 килограммов получился весьма впечатляющим. В комплекте был полуавтоматический проигрыватель винила, кассетная дека на базе модели Рута-101-стерео, а также приемник с УКВ. Выходная мощность усилителя была 2 х 35 Ватт, в комплект входили колонки 35АС-1. Цена музыкального центра была 1980 рублей.

Феникс-005-стерео

Стереофонический комплекс высшего класса и высокой цены, его производило Львовское производственное объединение имени 50-летия Октября с 1981 года. В нем была вертушка с прямым приводом, тюнер с ЖК-дисплеем, хорошая кассетная дека, усилитель и акустические системы 35-АС-212. Мощность усилителя составляла 2 х 100 Ватт, общий вес системы – практически 140 килограммов. Неудивительно, что стоила она 3400 рублей.

Электроника T1-003-стерео

Были в СССР и неплохие компактные музыкальные центры. Данную модель с 1983 года выпускал Горьковский завод «Орбита», в ней было все необходимое для меломана 80-х. Хорошая кассетная дека, тюнер с цифровой индикацией, эквалайзер и усилитель 2 х 20 Ватт, двухполосные колонки – что еще нужно для счастья? Правда, цена всего комплекта переваливала за 1000 рублей…

Романтика-201-стерео

Данный музыкальный центр выпускал Харьковский завод им. Шевченко, начиная с 1984 года. На удивление, вместо кассетной деки в его состав был включен компактный катушечный магнитофон не самого высокого класса. Также присутствовал проигрыватель винила, усилитель мощностью 2 х 10 Ватт и акустические системы 10AC-407 на широкополосных динамиках. Весил центральный блок 28 килограммов.

Ода-101-стерео

Настоящий компактный музыкальный центр, похожий на иностранные модели тех лет. Его с 1985 года производил Муромский завод РИП, состоял он из четырех похожих друг на друга блоков – магнитофона, радиоприемника, предусилителя и усилителя мощности, а также небольших акустических систем.

Корвет-248-стерео

Под маркой Корвет производились самые интересные компоненты в СССР. Вот и данный музыкальный центр, который с 1986 года выпускал Кировский завод «Ладога», отличается наличием вертикального проигрывателя винила с прямым приводом и головкой ГЗМ-205Д. Встроенный усилитель развивал мощность 2 х 10 Ватт, в комплект входили акустические системы 10АС-248. В 1988 году центр переименовали в Корвет ЭФ-248С, стоил он 250 рублей.

Сириус МЭ-325-стерео

В этом центре уже сильно ощущается влияние японских производителей данного периода. С другой стороны, зачем изобретать велосипед, тем более что аппарат получился компактным и удачным. Здесь есть двухскоростная вертушка, кассетная дека с автостопом и динамическим подмагничиванием, пятиполосный эквалайзер, а также двухполосные акустические системы. Весил центральный блок 9 килограммов. Комплекс, названный «магнитоэлектрофон», даже удостоился рекламного ролика на телевидении.

Ода-201С

Данная модель производилась с 1988 года Муромским заводом РИП. Главным достоинством музыкального центра было, конечно, наличие двухкассетной деки. Также присутствовал проигрыватель грампластинок, тюнер с УКВ и усилитель мощности, выдававший до 25 Ватт на канал. В комплект входили, в частности, акустические системы 15 АС 213. Масса центрального блока составляла 12 килограммов.

Денис Репин

10 музыкальных центров 1970-х

Для поколения 1990-х годов понятие «музыкальный центр» однозначно ассоциируется с Горбушкой, первыми магазинами электроники и огромным валом пластиковых и достаточно однообразных мини и микросистем, которые наводнили тогда рынок. Однако двумя десятилетиями раньше советские граждане тоже мечтали о музыкальных центрах и стерео, только выглядели те совершенно иначе, а в комплект поставки далеко не всегда входили колонки. В нашей подборке – 10 самых желанных «комбайнов» 1970-х.

JVC MF-55LS

Одна из самых удачных моделей JVC вышла в 1971 году. В ней присутствовала кассетная дека с поддержкой основных типов пленки и фирменной системой шумоподавления ANRS, проигрыватель винила с пассиковым приводом и переключением скоростей, плюс тюнер с широкой настроечной шкалой, занимающей всю переднюю панель. Стрелочные индикаторы с подсветкой отображают уровень при записи на кассету. Встроенный усилитель выдавал по 25 Ватт на канал, а подключать акустически системы было возможно как проводом DIN, так и обычным зачищенным кабелем. Поскольку сложной электроники в JVC MF-55LS не было, то сохранившиеся до наших дней аппараты и сегодня прекрасно работают.

Philips RH832

Один из самых желанных и дорогих аппаратов той эпохи, радиола Philips RH832, появилась в продаже в 1973 году и представляла собой весьма серьезную систему. В плоском корпусе были объединены проигрыватель винила, многодиапазонный тюнер и четырехканальный предварительный усилитель (!). Да, это был квадрофонический центр – многоканальный звук существовал и тогда, однако встроенных усилителей мощности в нем не было – он был предназначен для работы с двумя парами активных мониторов Philips RH532 MFB. Помимо собственных источников сигнала, были также предусмотрены входы для внешних устройств. Великолепная машина, которую сейчас нечасто встретишь в продаже.

B&O Beocenter 3500

Одна из первых моделей знаменитой серии Beocenter датской Bang & Olufsen была очень популярна. Это сегодня компания позиционирует себя в качестве производителя эксклюзивной дизайнерской аппаратуры, а в 1970-е годы она еще выпускала качественный и понятный Hi-Fi. Тем не менее и тогда музыкальные центры компании выделялись не только отличным звуком, но и своим внешним видом. Передняя панель с переключателями оригинального вида, необычные фирменные головки звукоснимателя, сочетание металла и натурального дерева – все это обеспечивало аппаратам фирмы моментальную узнаваемость. По сути, данная модель представляла собой сочетание ресивера Beomaster 3000 и проигрывателя грампластинок. Встроенный в Beocenter 3500 усилитель был весьма мощным – 40 Ватт на канал, весил аппарат тоже немало – целых 18 килограммов.

Braun Audio 300

Несмотря на то, что выпущен аппарат был в 1969-м году и продавался до 1972 года, он стал одной из самых популярных моделей музыкальных центров 70-х. Еще один шедевр дизайнера Дитера Рамса, создавшего целое направление в промышленном дизайне. Музыкальный центр Braun Audio 300 включал в себя многодиапазонный тюнер и пассиковый проигрыватель винила. С точки зрения дизайна можно увидеть множество схожих решений между Braun Audio 300 и продукцией Apple, и это неудивительно, так как Стив Джобс всегда был горячим поклонником таланта Дитера Рамса. Встроенный усилитель обеспечивал выходную мощность в 20 Ватт на канал. Надо отметить, что цена модели по тем временам была весьма существенной – 1890 немецких марок.

Braun Audio 308

Следующее поколение центров от Braun выглядело уже более традиционно для аппаратуры 1970-х – много черного пластика, разноцветные кнопки, ползунки и стрелочные индикаторы. По своим возможностям новая модель практически не отличалась от предыдущей – кассетная дека по-прежнему отсутствовала, цена и вес также остались прежними. А вот проигрыватель винила в Braun Audio 308 теперь получил систему пружинного подвеса, которая надежно изолировала его от внешних вибраций.

Grundig RPC600TP

Один из самых мощных и крупных музыкальных центров 1970-х годов по своим габаритам уступал только величественному ITT HC 9071. Часто можно увидеть Grundig RPC600TP, как и другие «комбайны» из серии RPC, водруженными на специальную одноопорную подставку, обеспечивавшую доступ со всех сторон. В продаже модель появилась в 1977 году и весила целый 21 килограмм. Встроенный проигрыватель винила был производства Dual, модель 1239G. Кассетная дека оснащена системой шумоподавления Dolby B NR, все регулировки – громкость, настройки эквалайзера, баланс – осуществляются при помощи ползунков на передней панели. Удивительно, но ни один из четырех стрелочных индикаторов не отображают мощность выходного сигнала. Те, что находятся в правом верхнем углу, предназначены для контроля уровня записи, а в двух окошках на передней панели показывается частота, на которой работает приемник, а также уровень напряженности поля, то есть уровень радиосигнала.

SONY HMK-80B

Один из самых совершенных музыкальных центров 1970-х был вполне способен заменить собой систему из раздельных компонентов. Оснащение Sony HMK-80B было на самом высоком уровне. Полностью автоматический проигрыватель винила с прямым приводом был дополнен кассетной декой с лучшими на тот момент у Sony магнитными головками Ferrite&Ferrite. Вертушка была оснащена S-образным тонармом с шеллом из магниевого сплава, на котором устанавливалась отличная ММ-головка Sony VL-34G. Стрелочные индикаторы на передней панели показывали уровень записи на пленку, причем была возможна ручная поканальная регулировка, как у взрослого компонента Hi-Fi. Усилитель в комбайне развивал 35 Ватт на 8 Ом, регулировка баланса и темброблока осуществлялась при помощи ступенчатых ползунков в левой части передней панели. Цена Sony HMK-80B была порядка тысячи немецких марок, вес компонента составлял 19,3 килограммов.

National Panasonic SG-6070

Естественно, корпорация Matsushita также производила и продавала музыкальные центры в 1970-х годах. И самым крутым из них был National Panasonic SG-6070. Выполнен он был в том же дизайнерском ключе, что и компоненты старшего бренда Technics, да и оснащение было великолепным. Прямоприводная автоматическая вертушка с превосходной головкой EPC-270S, целых пять стрелочных индикаторов – один из них все же показывал уровень выходного сигнала с усилителя, и полноценная кассетная дека с автостопом и поддержкой Dolby B NR. Были здесь и часы с цифровым дисплеем. К National Panasonic SG-6070 можно было подключать до двух пар акустических систем. В продаже модель появилась в 1978 году.

ITT HC 9071

Великий и ужасный комбайн, также известный под именами Ingelen HMC 400 и Graetz HMC 400. Огромный ящик, включавший в себя вертушку Dual, отличный тюнер и полнофункциональную кассетную деку отличался наличием пульта дистанционного управления, а также клавиш soft touch для управления всеми функциями. Единственная пара стрелочных индикаторов расположена в верхнем правом углу и предназначена только для контроля уровня записи. Вся остальная индикация на передней панели стала цифровой, включая частоты тюнера, темброблок и общий уровень громкости. Два выхода для подключения наушников были организованы на разъемах DIN, так что если вам посчастливится обзавестись рабочим экземпляром ITT HC 9071, то современные наушники к нему можно будет подключить только через переходник.

Hitachi SDT-900M

Выпущенный в 1980-м году, этот комбайн был, пожалуй, самым технически продвинутым для своей эпохи. Кассетная дека Dolby B NR с двумя моторами поддерживала все типы пленки, включая металл, и в ней были использованы топовые головки фирмы. В наличии был пульт ДУ, способный управлять программируемой декой и тюнером и устанавливаемый в специальную нишу на передней панели. Проигрыватель винила, само собой, был с прямым приводом и кварцевой стабилизацией, причем – редкость для таких аппаратов – здесь была оставлена и возможность плавной подстройки частоты вращения. Кварцованным был и таймер в часах. Управление регулятором громкости и баланса было электронное, мощность усилителя в Hitachi SDT-900M составляла 50 Ватт на каждый из двух каналов.

Денис Репин

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну.
К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт

Радио – в массы
Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.
Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Золотая эра

Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер. Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.
Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

«У него приемник «Грюндиг»

«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…
Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где-нибудь да и проскакивала – не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.
А вон дантист-надомник Рудик,
У него приемник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит,
Ловит, контра, ФРГ.

(В. Высоцкий)
Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…
Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

«Голоса» в архипелаге

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…
Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.
Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…
Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Нарушители эфира

Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».
«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей. Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете. Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.
Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности…
Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!
Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и самодеятельных шоуменов ловили.
Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

По радио и по почте

Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах. Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

Конец времени радиол

В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *