Направленные микрофоны

Как сделать простой направленный стерео микрофон из всякого хлама?

Как сделать простой направленный стерео микрофон из всякого хлама?

Я уже описывал одну конструкцию микрофона, предназначенного для ЦФК, но его эксплуатация выявила ряд недостатков, о которых рассказано ниже. Поэтому я попытался изготовить более совершенную модель.

В результате, получилось два разных микрофона, один монофонический, а другой стереофонический.

Самые интересные ролики на Youtube

Близкие темы.

Самодельный микрофон для записи видеороликов на цифровую фотокамеру.

Как самому изготовить электретный микрофон для компьютера?

Простой микрофонный усилитель для компьютера своими руками.

Как припаять штекер к экранированному аудио кабелю.

Пролог.

Первый мой самодельный микрофон имел слишком неравномерную АЧХ из-за резонанса, возникающего в трубке. Кроме этого, он позволял записывать только монофонический звук. Было решено построить более совершенную модель микрофона, но как всегда обойтись без токарно-фрезерных работ.

В ходе размышлений пришло несколько идей по изготовлению трубки щелевого микрофона без использования станков, да и самой трубки.

Трубка щелевого микрофона из шайб.

Трубу щелевого микрофона можно изготовить из шайб большого диаметра. Если в каждой шайбе просверлить по два отверстия, то можно при помощи двух шпилек собрать многослойный сандвич, а размер щелей отрегулировать с помощью мелких шайб.

У этой идеи, на мой взгляд, есть только один существенный недостаток. Для того чтобы с достаточной точностью просверлить в каждой шайбе отверстия, пришлось бы изготовить небольшой кондуктор.

Трубка щелевого микрофона из транзисторных хомутов.

Если вместо шайб использовать хомуты от транзисторов старого типа, то сверлить и вовсе ничего не придётся. Останется только собрать трубку.

Недостаток трубы, собранной из стандартных хомутов от транзисторов типа П213… П217 – большой вес. Если же применить дюралюминиевые хомуты от транзисторов типа КТ801, то можно получить достаточно лёгкую трубку. Правда, в такой трубке будет сложно разместить сразу два микрофонных капсюля, поэтому для стерео мокрофона придётся искать другое решение.

Трубка щелевого микрофона из металлической ленты.

Трубку щелевого микрофона можно изготовить из узкой металлической ленты, если свернуть её в винтовую линию на шаблоне нужного диаметра. Тогда ширину щелей можно будет регулировать изменением шага винта.

На основе этих идей я изготовил два микрофона – монофонический и стереофонический.

В этот раз я опустил некоторые подробности, касающиеся сборки микрофонов и изготовления деталей, так как в одной из предыдущих статей их уже подробно освещал.

Щелевой микрофон из хомутов от транзисторов.

Это чертёж, по которому был изготовлен щелевой микрофон из транзисторных хомутов.

  1. Хомут от транзисторов – дюраль.
  2. Гайка – сталь, М2.
  3. Шайба-гровер – сталь, М2.
  4. Шпилька – сталь, М2.
  5. Капсюль электретного микрофона – Ø10х7мм.
  6. Прокладка – кембрик.
  7. Экранированный кабель – Ø2мм.
  8. Проходная втулка – резина Ø11мм.
  9. Винтовая спираль – припой Ø2мм.
  10. Корпус – шприц медицинский – 5гр.
  11. Задняя стенка – шприц медицинский – 5гр.

Собрать микрофон из хомутов от транзисторов оказалось проще простого. Вот, что было использовано для сборки.

  1. Шайба-гровер – сталь, М2.
  2. Кабель экранированный с разъёмом Джек 3,5мм.
  3. Винтовая спираль – припой Ø2мм.
  4. Втулка проходная – резина Ø11мм.
  5. Бархат.
  6. Капсюль электретного микрофона – Ø10х7мм.
  7. Хомут от транзисторов типа КТ801, КТ602, КТ604.
  8. Шприц медицинский – 5 гр.
  9. Шпилька, гайка – сталь, М2 (шпильки были изготовлены из велосипедной спицы).

Для того чтобы сделать внешний вид более презентабельным, я обтянул корпус микрофона, изготовленного из шприца, термоусадочной трубкой. Сначала усадил переднюю часть, а в конце сборки вставил крышку и усадил хвостовую часть.

Вот, что получилось.

Направленный щелевой стерео микрофон из металлической ленты.

Это чертёж, по которому был изготовлен направленный стерео микрофон из металлической ленты.

  1. Винт – М1,6х5.
  2. Гайка – М1,6.
  3. Хомут – сталь, S0,3мм. (жесть от консервной банки).
  4. Лента – сталь, S0,5х8х50мм.
  5. Капсюль электретного микрофона – Ø6х6мм.
  6. Винт – М1,6х5.
  7. Перегородка – шприц медицинский 20гр.
  8. Втулка проходная – резина Ø11мм.
  9. Груз – припой Ø2мм.
  10. Крпус – шприц медицинский 20гр.

Для этого микрофона понадобилось совсем мало деталей.

  1. Кабель экранированный моно – Ø2мм.
  2. Кабель экранированный стерео – Ø3мм.
  3. Винт – М1,6х5.
  4. Втулка проходная – резина Ø11мм.
  5. Хомут – сталь, S0,3мм. (из консервной банки).
  6. Винт, гайка, шайба – М1,6.
  7. Груз – припой Ø2мм.
  8. Капсюль электретного микрофона – Ø6х6мм.
  9. Шприц медицинский 20гр.
  10. Лента – сталь, S0,5х8х50мм.
  11. Термоусадочная трубка – Ø8мм.

Для того чтобы не заниматься покраской, я покрыл стальную ленту термоусадочной трубкой, а затем свернул в винтовую спираль поз.1 на корпусе 10-ти граммового шприца.

Из корпуса 20-ти граммового шприца я изготовил корпус микрофона поз.3, а перегородку поз.2 из поршня того же шприца.

На этом этапе можно просверлить три отверстия для крепления трубки к корпусу и нарезать резьбу.

Чтобы уменьшить длину неэкранированных проводов, идущих к микрофонным капсюлям, удлинил стерео шнур двумя небольшими отрезками моно шнура. На картинке видно, как это было сделано. В качестве изоляции применена плотная бумага.

Корпус микрофона, как и в предыдущей конструкции, был обтянут термоусадочной трубкой.

Ещё одна картинка, поясняющая порядок сборки.

Вот, что получилось.

to see this player.

А вот, как это работает.

Мелкие подробности.

При испытаниях первой пары микрофонных капсюлей выяснилось, что их АЧХ слишком сильно разнятся. В ожидании базарного дня, даже собрал небольшой стенд для проверки микрофонов без применения пайки. Купил ещё несколько капсюлей по 0,4$, чтобы было из чего выбирать. Но, первая же пара, взятая из этой покупки, оказалась согласованной по АЧХ. Больше я экспериментировать не стал.

21 Январь, 2012 (13:24) в Аудио — Видео, Бюджетная фотография, Сделай сам

Широконаправленные микрофоны ClearOne

ClearOne Tabletop Microphone — настольный узконаправленный микрофон. Имеет компактную, плоскую конструкцию, что делает его практически незаметным, и обеспечивает качественный захват звука. Оснащен фильтром нижних частот. Настольный микрофон — отличное решение для конференц-связи, где требуется высокое качество аудио. Малые размеры микрофона делают его незаменимым при использовании в конференц-связи с минимальной видимостью микрофонов.

ClearOne Delta Microphone — микрофон с круговой диаграммой направленности для конференц-залов. Имеет компактную, плоскую конструкцию, что делает его практически незаметным, и обеспечивает качественный захват звука вокруг микрофона, отсекая шумы от источников, расположенных над ним. Имеет гладкий дизайн и компактные размеры, что делает этот микрофон идеальным для использования для конференц-связи, требующей высокого качества связи с захватом звука на 360 градусов и минимальной видимости микрофонов на столе.

ClearOne Ceiling Microphone Array White/Black — высококачественный трехэлементный микрофон для потолочного монтажа белого цвета. Поставляется с белым монтажным модулем, крепежом, микрофонными кабелями длиной 30 и 60 см с разъемами XLR, кабелем витой пары 5 категории длиной 7,5 м, переходником с разъема RJ-45 на клеммный блок. Выпускается в корпусах белого и черного цветов.

Button Microphone Unidirectional — кардиоидный конденсаторный микрофон для врезной установки. Имеет небольшой размер и может быть незаметно расположен внутри стола в переговорной или конференц-зале. Защищен от помех.

Button Microphone Omnidirectional — всенаправленный конденсаторный микрофон для врезной установки. Имеет небольшой размер и может быть незаметно расположен внутри стола в переговорной или конференц-зале. Защищен от помех.

Clear One BeamForming Microphone Array — микрофонный массив c изменяемой диаграммой направленности, обеспечивает до 6 независимых разговорных зон в системах аудио конференц-связи. Модель автоматически определяет вариант своего расположения, распознает и фиксирует акустические характеристики помещения для оптимальной настройки параметров обработки звука. Селекция источников по зонам, улучшение разборчивости и помехоустойчивости обеспечиваются с помощью схем формирования диаграммы направленности (BeamForming), а также систем шумомоподавления и эхокомпенсации (Acoustic Echo Cancellation).

Принцип действия эхокомпенсации AEC от ClearOne основан на новейших адаптивных алгоритмах фильтрации эхосигнала. BeamForming Microphone Array имеет компактные размеры и небольшую массу, его можно смонтировать на подвесном потолке, на стене или установить прямо на столе. Для крепления BeamForming Microphone Array выпускаются универсальные монтажные наборы двух типов (поставляются отдельно). При организации конференц-связи массив BeamForming Microphone Array способен заменить до 10 обычных микрофонов, а также дает ощутимый выигрыш в эргономике — ведь никаких «лишних элементов» в переговорной больше не потребуется. При необходимости, систему можно масштабировать, используя по три массива на один микшер Converge Pro.

Основные особенности ClearOne BeamForming:

  • Акустическая антенна из 24 микрофонов

  • 6-лучевая диаграмма направленности

  • Cистема эхокомпенсации (AEC) последнего поколения

  • Стереорежим для объемного звука на удаленной стороне

  • Встроенные фильтры-корректоры АЧХ микрофонных каналов

  • Работает с микшерами Converge Pro: 880, 840T, 880T, 880TA

  • Масштабирование путем последовательного подключения до 3-х массивов к одному микшеру Converge Pro

  • Питание по локальной сети (PoE)

Технические характеристики ClearOne BeamForming:

Порты 2-G-Link, разъемы RJ-45
Системная шина ClearOne
Питание адаптер PoE (IEEE 802.3AF-2003)
Тип используемого кабеля UTP CAT 5 и выше
Энергопотребление 6 Вт
Диапазон эксплуатационных температур -10° — 50° С
Габаритные размеры (ВхШхГ) 25,4х762×146 мм
Масса 2 кг

Для любителей природы

Данный направленный, точнее, узконаправленный микрофон дальнего действия предназначен, прежде всего, для любителей природы. Для тех, кто хочет слышать звуки животных, зверей птиц на расстояниях до 100 метров. Микрофон также может быть полезен людям с пониженным слухом, использоваться на концертах, пресс конференциях для журналистов, на лекциях для студентов.

В комплекте с наушниками

Эта мощная система регистрации звука позволяет усиливать звук на значение до 100 децибел. Чтобы собирать звуковые волны в микрофоне используется специальная параболическая тарелка. В комплекте с прибором идут высококачественные наушники. Направленный микрофон имеет удобную регулировку уровня громкости звука.

Мощная оптика

Слушать звуки природы гораздо интереснее, если одновременно наблюдать за объектом. Для этого в направленном микрофоне есть хороший 8-ми кратный бинокль. Устройство имеет удобную эргономичную форму, материалом изготовления послужил прочный, но приятный на ощупь пластик. Видоискатель бинокля сделан из мягкой резины, чтобы можно было плотно прижать его к глазу.

Высокая автономность работы

Весит направленный микрофон всего 1200 грамм и в разобранном состоянии занимает минимум места. Для работы устройства необходимо использовать батарейку на 9 вольт типа крона. Одного элемента питания хватает на 160 часов работы. При вставлении батарейки внимательно соблюдайте полярность. Регулировка уровня громкости производится регулятором с боку корпуса.

Соблюдайте правила безопасности при пользовании. Не направляйте микрофон приодетых наушниках на близко расположенные источники громкого звука – колонки, работающие электроприборы и т.д.

Полусферическая направленность

Определяется сензитивностью, только к сигналам исходящих от 1-ой полусферы внешнего мира. Устройства данной классификации обладают краевым эффектом PZM.

Определяющие особенности:

  • Не приглушают эффект «эхо» (зависит от акустических данных строения);
  • Не способна обеспечить акустическую изоляцию;
  • Ограничена эффективность восприятия к звукам дыхания;
  • Ограничен «эффект близости».

Однонаправленный тип

«Направленный микрофон» особо щепетилен к звуку, который проходит по одному направлению и менее к остальным видам звуковых передач. Этой классификации характерна диаграмма, которая похожа на сердце, этому способствует ее кардиоидная особенность. На рисунке ниже можно увидеть, как достигается его эффективность вдоль осевой плоскости, а минимальная восприимчивость в обратном направлении. Эффективность угла данного класса микрофона 130 градусов. Суперкардиоидная диаграмма.Имеет усиленную и более суженную зону звукового захвата, нежели вариант кардиодной направленности.

Характеристики свойственные суперкардиоидной направленности:

  • Максимальная изоляция от потока второстепенных шумов;
  • Свойственна минимальная чувствительность к акустике зала.

Гиперкардиоидная направленность

Диаграмма схожа с суперкардиоидой. Отличие ее только в том, что она имеет более суженную зону чувствительности в передней части и соответственно более обширную сзади. Как правило, данные микрофоны имеют 2-е нулевые области.

Характеристики гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • Не допускает эффекта утечки сигнала;
  • Максимальная акустическая изоляция (защита от Feedback и шумов постороннего характера);
  • Стойкий к воздействию посторонних шумов.

Подведем итог. Однонаправленный тип микрофонов требует прямонаправленного звука отделяющий посторонние пространственные звуки. Кардиоидный вид микрофона способен уловить 360\3=120 пространственного звука, что существенно отличает его от всенаправленного.

Сравнение конденсаторного и динамического микрофона
«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствие с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.
Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа: в некоторых микрофонах применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение; другие микрофоны — их называют электретными — содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме.
Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.
Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия динамика. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.

  • Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения.
  • Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах.
  • В отличие от динамических, конденсаторные микрофоны нуждаются в дополнительном питании, роль которого обычно выполняет батарея или фантомное питание.
  • Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер.
  • Динамические микрофоны имеют более высокую перегрузочную способность, и поэтому обычно используются для сценических приложений, а также работы с гитарными усилителями и ударными. Конденсаторные микрофоны хорошо подходят для акустических инструментов и студийной обработки вокала.

Направленность микрофона

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.
Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений. Пример: инструментальный конденсаторный микрофон Audix ADX60
Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).
Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам.
Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади. Пример: вокальный микрофон Audix F50
Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок). Пример: вокальный микрофон Superlux D103/02P
Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две «нулевые» области. Пример: вокальный микрофон Audix OM2
Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях.
Диаграмма направленности «восьмёрка». «Восьмёркой» называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

Сравнение свойств микрофонов различных направленностей.
Всенаправленные микрофоны:

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практически отсутствует «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  • обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука;
  • обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков;
  • обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе);
  • уменьшают feedback-шумы;
  • используются для синхронной стереозаписи.

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  • менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback — и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

  • используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;
  • применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».

Угол снятия звука.
Под углом снятия звука понимается зона возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не наблюдается значимой потери эффективности микрофона.
Для однонаправленных микрофонов (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, где эффективность микрофона значимо падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука.
Показатели угла снятия звука для микрофонов различной направленности:

  • кардиоидный микрофон — 131° (65.5° по обе стороны центральной линии);
  • всенаправленный микрофон 360°;
  • суперкардиоидный микрофон 115°;
  • гиперкардиоидный микрофон 105°.

Использование микрофона в прямом звуковом поле.

Понятие «прямое звуковое поле» описывает тот случай, когда звук достигает микрофон, не отражаясь предварительно от стен, потолка пола или других поверхностей (см. рисунок).

Прямое звуковое поле и отражённый звук.
Если микрофон находится в прямом звуковом поле, вы можете направить его зоной нулевой чувствительности к источнику нежелательного шума. Этот приём помогает существенно сократить эффект обратной связи и избежать утечки звука.
Так, например, если вы используете напольный монитор, идеальным решением будет кардиоидный микрофон, повёрнутый «нулевой» зоной к монитору (см. рисунок).
Расположение микрофона по отношению к напольному монитору.
Использование микрофона в отражённом звуковом поле.
Понятие «отражённое (реверберационное) звуковое поле» описывает ситуацию, когда звук, перед тем, как достигнуть микрофон, отражается о стены, потолок, пол или другие поверхности (см. рисунок).
В данном случае, для полного контроля над нежелательными шумами недостаточно манипуляций с зоной нулевой чувствительности микрофона. Однако и в отражённом звуковом поле однонаправленные микрофоны обеспечивают более надёжную защиту от эффекта обратной связи и посторонних сигналов по сравнению с всенаправленными. Чем уже угол снятия звука микрофона, тем лучше он справляется с данной задачей. В этой связи, наиболее эффективны гиперкардиоидные микрофоны, затем идут суперкардиоидные, и последними — микрофоны с кардиоидной направленностью.
Численной мерой эффективности микрофона в отражённом звуковом поле является коэффициент направленности (directivity index), который находится в обратной зависимости от угла снятия звука.
Значения коэффициента для микрофонов с различными диаграммами направленности следующие:

Направленность микрофона Коэффикциент направленности Отсечение шумов, дБ
Всенаправленный 1 0
Кардиоидный 1,7 4,8
Суперкардиоидный 1,9 5,7
Гиперкардиоидный 2 6

Данные таблицы свидетельствуют о том, что коэффициент направленности суперкардиоидного микрофона в 1.9 раза превышает соответствующий показатель для всенаправленного микрофона.
В реальных условиях это выражается в следующем: в отражённом звуковом поле суперкардиоидный микрофон снимает на 5.7 дБ меньше реверберационных шумов.
Другой пример: в условиях отражённого звукового поля всенаправленный микрофон, расположенный на расстоянии метра от источника звука, и гиперкардиоидный микрофон, расположенный на расстоянии двух метров, дают одинаковый результат.

Правило «три к одному».
Допустим, у вас есть несколько микрофонов для снятия сигналов от нескольких источников. Каждому источнику звука соответствует расположенный вблизи него микрофон. При этом вы пропускаете полученный материал через микшер.
В этом случае звук от одного источника поступает на разные микрофоны не одновременно, то есть удалённые микрофоны получают его с опозданием, что вызывает фазовый сдвиг. Совмещение микшером сигналов от нескольких разноудалённых микрофонов приводит к тому, что в результате фазовой интерференции звуковые волны определённых частот взаимоуничтожаются, возникает эффект, известный как «эффект расчёски», названный так по форме результирующей кривой АЧХ.
Существенный «эффект расчёски» часто возникает в том случае, когда сигналы от нескольких микрофонов, снимающих один и тот же звук с разного расстояния, микшируются в один канал. Качество звука в этой ситуации зачастую оставляет желать лучшего.
Во избежание возникновения данного эффекта при работе с несколькими микрофонами и несколькими источниками звука, необходимо придерживаться правила «три к одному»: «Расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между микрофоном и источником звука.»

В таком случае, разница между сигналами микрофонов будет равна как минимум 9 дБ, и негативные последствия «эффекта расчёски» станут неразличимыми для человеческого слуха. Говоря максимально упрощённо, по возможности следует располагать микрофоны ближе к источнику звука и дальше друг от друга.

Так, если расстояние между микрофоном и источником звука составляет 1 м, расстояние между микрофонами должно быть как минимум 3 м.

Просмотров: 33596

Дата: Понедельник, 08 Июля 2013

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *