Паровоз мангал

Мангал-паровоз – стильная конструкция, которая не только поможет жарить или коптить продукты на живом огне, но и станет эффектным украшением участка. Такую модель можно сделать своими руками – она обойдется дешевле, чем покупной аналог, к тому же вы сможете оформить и укомплектовать ее на свой вкус.

Видовые варианты

Мангал–паровоз в базовой версии предназначен для приготовления шашлыков на углях. Кроме этого, он может обладать одной или несколькими дополнительными функциями. Среди них:

  1. Барбекю. Приготовление мяса, рыбы или овощей на решетке. Используются не угли, а открытый огонь.
  2. Гриль. Продукты готовят на огне в закрытой емкости. Жарка при этом сочетается с копчением.
  3. Холодное копчение. Продукты помещают в отсек, через который проходит холодный дым (+19…+25 °C);
  4. Горячее копчение. Продукты обрабатывают горячим дымом (+90 °С).

Мангал-паровоз – очень удобное и многофункциональное приспособление

Кроме того, в некоторых моделях предусмотрены отсеки для хранения дров, специй и поварских инструментов. Иногда они помещаются в отдельном «вагончике».

Видео: «Паровоз-мангал»

На видео продемонстрирован авторский паровоз-мангал, выполненный в стиле стимпанк.

Уникальное предложение от производителя! Эксклюзивный кованый мангал-барбекю в виде паровоза! Кованый мангал-барбекю «Паровоз» стоит на подставке в виде моста, выполнен как парковая скульптура. В кабинекованого мангала-барбекю «Паровоза» имеется место для хранения угля и инструмента. В передней части — расположена топка, при открывании которой создается тяга, то есть во время готовки Вам не нужно размахивать опахалом. Укованого мангала-барбекю «Паровоза» имеются крышки, закрыв которые можно использовать данную конструкцию как барбекю.

В продаже также имеется дополнение к кованому мангалу-барбекю «Паровоз» — столешница-«Вагон». «Вагон» также выглядит как парковая скульптура, выполнен в виде столешницы. У «Вагона» имеются три выдвижных ящика для хранения.

Габариты кованого мангала-барбекю.

«Паровоз»:

  • длина — 2,250 м.;
  • ширина — 0,600 м.;
  • высота — 0,950 м.;
  • вес — 150 кг.​

Рельсы:

  • длина — 2,100 м.;
  • ширина — 0,620 м.;
  • высота — 0,400 м.;
  • вес — 42 кг

Комплект «Паровоз и вагон» Вы можете заказать .

Виды мангалов

Мангал — излюбленный способ приготовления различных блюд на углях, который используют многие люди давным-давно. Все мангалы можно разделить на три вида:

  1. Портативные. Чаще всего складные модели, которые удобно перевозить с собой в поездках.

    Складной мангал

  2. Переносные. Более массивные конструкции, которые можно перемещать на малые расстояния (например, передвигать по дачному участку).

    Переносной металлический мангал

  3. Стационарные. Мангалы установленные на фундамент или имеющие слишком большой вес.

Материал для строительства мангалов разнообразен. Стационарные часто выкладывают из камня или кирпича. Переносные и портативные делают из металла. При выборе мангала необходимо обращать внимание на некоторые нюансы:

  • материал должен быть жаростойким;
  • должен хорошо удерживать тепло;
  • габариты соответствуют вашим запросам.

Умельцы придумали массу моделей мангалов, при изготовлении которых используются самые необычные подручные материалы. Большое распространение получили мангалы, выполненные из газовых баллонов.

Инструменты и материалы

Неизвестно кто первым придумал использовать старые баллоны именно с этой целью, но задумка оправдала себя. Если проявить немного фантазии, то такая конструкция станет не только функциональным, но и декоративным приобретением. Мангал будет иметь достаточно толстые стенки, что позволит ему служить довольно долго. Для того чтобы изготовить мангал необходимы навыки работы со сваркой, дрелью и болгаркой.

Болгарка и сварочный аппарат

Из инструментов понадобятся:

  • ножки (трубы или готовые механизмы, например, от старых швейных машинок);
  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • дрель;
  • баллон емкостью на менее 50 л;
  • труба дымоотвода;
  • петли;
  • заклепки.

Перед началом работы тщательно осмотрите баллон. Не используйте слишком ржавые баллоны.

Внимание! Помните о безопасности. Во время резки образование искры недопустимо. Это может привести к взрыву остатков газа.

Прежде чем резать баллон, необходимо выпустить из него весь газ без остатка. Для этого отверните вентиль специальными ключами, и установите баллон вверх дном. Дождитесь пока газ полностью выйдет. Чтобы контролировать этот процесс используйте мыльную пену.

Откручиваем вентиль баллона

Когда газа не останется, положите баллон набок и начинайте резать. Первым делом необходимо срезать вентиль. Во время резки постоянно поливайте водой место распила. В образовавшееся отверстие залейте воду из шланга до самого верха. После чего слейте.

Совет. Сливайте воду как можно дальше от жилых помещений, потому что метан в баллонах обладает едким и устойчивым запахом, который будет ощущаться несколько следующих дней.

Пошаговая инструкция

Процесс изготовления мангала состоит из нескольких этапов.

Распиливание. Баллон необходимо распилить на две половины. Делать это необходимо вдоль сварного шва, как можно ближе к нему. Боковые стенки лучше всего не отрезать. Они послужат хорошими заслонками от огня и будут способствовать поддержанию температуры. При распиливании старайтесь не повредить боковые кольца, ведь они будут служить опорой для крышки.

Распиливание баллона

Ножки. Высота ножек зависит только от вашего выбора. Можно прикрутить ножки от швейной машинки старого образца, а можно применить обрезки труб.

Ножки можно оснастить колесиками для удобства передвижения

Для крепления трубы необходимо просверлить четыре отверстия в донной части мангала, в которые вставляют болты таким образом, чтобы резьба была снаружи мангала. Их можно либо затянуть гайками, либо просто приварить. К верхней части труб приваривают гайки и прикручивают их к мангалу.

Совет. Чтобы монтаж крышки прошел легко, основательно закрепите мангал на земле.

Установка крышки. Крышка на мангал крепится на петли, которые фиксируют заклепками и после этого приваривают. Можно сделать крышку съемной, если навесы направить в одну сторону. Приваривать петли обязательно, ведь под влиянием высоких температур заклепки могут просто вылететь. А вот для монтажа ручки на крышку мангала достаточно будет только болтов. Выбирая материал для ручки, помните, что он должен быть жароустойчивым. Дополнительно можно сделать ограничитель для крышки с помощью цепочек или уголка. В отверстие вентиля можно монтировать дымоход.

Крышку можно закрепить с помощью петель

Сборка. Чтобы мангал не деформировался под действием температуры, некоторые умельцы дополнительно приваривают уголок ко внутренним краям. Он укрепляет периметр и придает большую жесткость конструкции. Кроме того, он будет служить подставкой для решетки и шампуров. Для того чтобы золу не приходилось выгребать руками, в донной части мангала высверливают отверстия. При отсутствии уголков прорези для шампуров вырезают при помощи болгарки.

Совет. Для большей функциональности и удобства внутреннее пространство мангала можно разделить на две зоны. В одной части сделать подставки для решетки, а в другой разъемы для шампуров. Установите дополнительные фиксаторы на нескольких уровнях — это поможет вам регулировать высоту решетки над углями.

Последним штрихом будет окрашивание. Этот процесс необязателен и является личным делом каждого.

Выемки для шампуров сделайте с помощью болгарки

Мангал-коптильня

Основное отличие коптильни — герметичность. Делается мангал-коптильня точно так же, как описано выше, но к конструкции добавляют топку. Для этого спиливают половину днища — это место для топки. Саму топку делают из листового железа или любого другого подходящего материала.

Мангал-коптильня из двух баллонов разного размера

Некоторые умельцы делают топку из баллонов поменьше. Готовую топку приваривают к мангалу и получают необходимую конструкцию. Обязательным элементом коптильни является дымоход. Готовый дымоход можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно.

Совет. Для тех, кто любит совершенствовать и не боится сложностей, можно посоветовать оснастить конструкцию мотором, который будет самостоятельно вращать вертел.

К копчению можно приступать уже после того, как будет произведена прокалка мангала дровами. Если запах газа впитался в баллон очень сильно, то придется протопить мангал несколько раз, до тех пор, пока запах не исчезнет окончательно.

Не забывайте, что для коптильни необходим дымоход

Мангал из бочки

Бочку желательно найти почти такого же объема — 50-60 литров — это оптимальный размер. Причем диаметр ее не должен быть слишком большим: шампура обычно идут 50-60 см. Для того чтобы они плотно лежали на жаровне, должно оставаться не менее 10-12 см свободной длины. Вот и получается , что диаметр бочки не должен быть больше 40-50 см.

Мангал из бочки с крышкой. Изготовление до мелочей совпадает с процессом при использовании газового баллона

Если она шире, есть два выхода — сделать шампура по требуемым размерам или приварить с дальней стороны изнутри уголок, на который опирать их кончики. Много выиграть не удастся, но 5-6 см, в зависимости от размеров уголка, можно отыграть.

Бочки должны иметь стенки толщиной не менее 2-3 мм. Само-собой нельзя использовать емкости из-под ГСМ. Их ничем не выпалишь до такой степени, чтобы можно было готовить пищу.

Последовательность изготовления жаровни из бочки ничем не отличается от описанных выше. Само-собой уходит только подготовительный этап — наполнять водой нет необходимости. При очень отличающихся размерах, нужно будет вносить корректировки в разметку — в сторону уменьшения или увеличения — смотрите сами.

Из бочки тоже можно сделать самый простой мангал — к разрезанной вдоль емкости приварить ножки и нарезать по краям выемки под шампура

Делают из бочек очень функциональные мангалы — рядом добавляют емкость для угля или дров (тоже с крышкой). Один из таких есть на фото.

Мангал из бочки с емкостью для угля

Хотя, никто не мешает сделать такой же из баллона: рядом с 50-литровым пропановым прикрепить точно так же оформленный, но уже на 27 литров.

Мангал из пропановых баллонов с емкостью для угля или дров

Мангал из трубы и с трубой

Соорудить жаровню из трубы чуть сложнее. В том плане, что нужно будет заварить торцы. Все остальные операции ничем не отличаются. Даже конструкции точно такие-же.

Мангалы из трубы — изготовление потребует чуть больше времени: нужно приварить боковушки

Зато при использовании трубы есть свои плюсы: раз уж все равно будем приваривать бока, то почему бы не сделать дверцу (на фото слева). Использовать можно старую от печки — через нее можно подкладывать дрова, а также регулировать подачу воздуха, пока «готовятся» угли.

Мангал с трубой

Для обеспечения лучшей тяги и чтобы дым не мешал находящимся рядом, можно к боковине мангала из баллона, трубы или бочки приделать дымоотводящую трубу. Работы это добавит, но не очень сильно. Зато пользоваться будет комфортнее: дым хорош на шашлыке, а дышать им совсем не хочется.

Мангалы с трубой более комфортны — дым уходит вверх. Оформить все тоже можно по-разному

О том, как сделать простой кирпичный мангал, читайте тут.

Мангал-бербекюшница

Не все и не всегда получается насадить на шампуры. Тогда нужна решетка для гриля или барбекю. Если вы хотите иметь что-то подобное, то вместо полосы металла по длинной стороне корпуса мангала приваривайте не полоску металла, а уголок 30*30 мм. Вы получите полочку, на которую можно будет класть решетку. Саму решетку можно сварить из прутка.

Мангал-барбекюшница из газового баллона

Как вариант — опору для решетки можно сделать, приварить чуть ниже уровня дверцы куски уголков 3-4 см шириной.

В видео показана конструкция мангала из трех газовых баллонов, который может быть и барбекю, и коптильней. Очень грамотная конструкция. Посмотрите! Полезно!

Безопасная разборка

Перед тем, как приступать к работе с баллоном, из него обязательно нужно удалить остатки газа. Операция несложная, но надежно предотвращает возможные неприятности: емкость заполняют водой. Она вытесняет все пары и остатки.

Сначала откручивают кран, подключают водопроводный шланг и под небольшим напором подают воду. Когда весь объем будет залит полностью, можно начинать резать металл.

Окрашивание мангала из пропанового баллона

Для окрашивания барбекю, коптильни, мангала из газового баллона своими руками следует использовать термостойкую краску, поскольку возможная температура в мангале может достигать 800 0C. Окраска должна защитить металл от воздействия коррозии и перепадов температур при попадании на раскаленный корпус холодной воды. Покрытие при нагревании не должно выделять вредных для здоровья человека элементов и вступать с другими веществами в химическую реакцию.

Перед выполнением окрашивания поверхность газового баллона очищается от старой краски. Процедуру можно провести с помощью наждачной бумаги или специальной металлической насадки для дрели. Далее вся поверхность обезжиривается растворителем, ацетоном или спиртом и покрывается грунтовкой. Термостойкую эмаль перед нанесением следует хорошо перемешать до получения однородного состояния. Из нее необходимо удалить все сгустки и осадок. В случае слишком густой консистенции краска разбавляется небольшим количеством растворителя.

Помимо декорирования разными элементами самодельный мангал окрашивается соответствующим образом

Краска наносится распылителем или кисточкой в несколько слоев до получения гладкой и красивой поверхности. Каждый слой должен полностью высохнуть перед нанесением следующего. Температура окружающей среды должна быть выше 20°С.

Наиболее востребованными жаростойкими красками являются акриловые смеси в баллончиках. Имея уникальный состав, они являются безопасными, эффективными, быстросохнущими и долговечными. Также краска характеризуется антикоррозийными свойствами. Она распыляется на расстоянии 20 см и наносится в несколько слоев, каждый из которых сохнет на протяжении 2 часов. Палитра оттенков довольно широка, но самыми востребованными являются серебристый и черный цвета.

Оптимальный размер мангала: выполнение разметки

Пока вода находится в баллоне, выполняется разметка по предварительно разработанному чертежу мангала из газового баллона с указанными размерами. Обычно для мангала используется изделие объемом 50 л с наружным диаметром 96 см. Размеры мангала из газового баллона: длина – 98 см, ширина – 30 см, высота без учета ножек – 30 см. Такой конструкции достаточно, чтобы приготовить шесть порций шашлыка.

Резка баллона под мангал осуществляется по предварительно сделанной разметке

Разметку удобно осуществлять от продольного шва. Диаметр газового баллона делится на четыре равные части – по 24 см каждая. От шва откладывается в обе стороны данное значение. Справа и слева от круговых швов отступается 3 см, и ставятся метки через каждые 8 см. Таким образом, получается 6 отметок для будущего размещения шампуров. В них просверливаются отверстия диаметром 1 см.

Полезный совет! Несмотря на то что мангал из баллона является простым изделием, следует на начальном этапе выполнить небольшой чертеж мангала из газового баллона с размерами и указанием мест присоединения отдельных элементов.

От линии, на которой выполнялась разметка, откладывается 10 см вверх, т.е. от середины шва получается 34 см. В этом месте будет заканчиваться крышка мангала, которая размечается на следующем этапе. Она занимает расстояние между первой нанесенной линией и только что отмеченной. Между ними прочерчивают прямую, отступив 3 см от круговых сварных швов. Также от начальной размеченной полосы отодвигаются на 10 см вниз для будущего крепления ножек, которые должны размещаться параллельно друг другу.

Следующий этап — просверливание в корпусе отверстий под шампуры

Полезный совет! Если внутри изделия располагаются металлические кольца, разрез следует выполнять таким образом, чтобы их не повредить. Они в будущем могут стать опорой крышки.

Работа над дизайном

Первая часть работы над созданием мангала в виде паровоза заключается в тщательной проработке дизайна.

Определите размер, количество функций и степень декоративности конструкции. Общих правил тут нет – каждый исходит из фантазии и финансовых возможностей. Главное, чтобы мангал был устойчивым, пожаробезопасным и удобным в работе.

Некоторые создают небольшую рабочую поверхность со стилизованной крышей и «паровозной» трубой. Другие – огромные, тщательно проработанные конструкции, не только оснащенные всеми возможными функциями, но и внешне соответствующие конкретной марке паровоза вплоть до мелких деталей.

Паровоз-мангал может быть выполнен до мельчайших подробностей

Заранее продумайте, будут ли у конструкции дополнительные вагончики для дров или отсеки для хранения кухонных принадлежностей. Определите, будет ли ваш «паровоз» стоять на ножках или на колесах, а также будут ли у него рельсы.

Нарисуйте подробный чертеж и на его основе рассчитайте необходимое количество материалов.

Мангал можно сделать из ненужного газового баллона

Подготовительные шаги

Основу мангалов-паровозов обычно делают из старых газовых баллонов. Оптимальный объем – 50 л. Также можно использовать бидоны, бочки или баки.

Другие необходимые материалы:

  • круглые стальные трубы;
  • профильные металлические трубы с квадратным сечением;
  • листовой металл;
  • арматура;
  • уголки.

Из основных инструментов нужны:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • напильник;
  • дрель;
  • кувалда или молоток.

Рама и корпус

Рама – это каркас конструкции, на котором будет размещены рабочие поверхности: сам мангал, дополнительные барбекюшницы, коптильни и т. д.

Для ее создания обычно используют профильные трубы, арматуру, уголки и прутья. Чаще всего она выглядит как прямоугольник на ножках, укрепленный поперечинами. Одна из сторон может быть со скосом для имитации передней части паровоза.

Для создания рамы болгаркой нарезают нужное количество отрезков профильной трубы, затем соединяют их при помощи сварки.

После того как конструкция остынет, швы очищают с помощью шлифовальной насадки болгарки и напильника.

Обязательно проверьте целостность и прочность спайки

Если вы заметили дефекты спайки, обязательно разрежьте проблемный участок и повторите процедуру заново, иначе в дальнейшем падение большой конструкции с горящими дровами может стать причиной несчастного случая.

Следующий шаг – изготовление корпуса.

Если вы используете старый газовый баллон, из него необходимо заранее выпустить остатки газа, иначе при попытке разрезать корпус он взорвется!

Очищение баллона от остатков газа – необходимая часть работы

Чтобы выпустить оставшийся газ, скрутите кран. Стопор можно сбить, а если он приржавел, использовать газовый ключ. Откройте также переход к крану. При помощи капельницы или шланга полностью наполните баллон водой – она вытеснит газ. Жидкость должна доходить до переходника крана.

Слейте воду, дайте баллону просохнуть, после чего вырежьте из одного бока длинный прямоугольник, немного не доходящий до краев. Приварите к вырезанному участку и основе петли, чтобы получилась дверца. К дверце приваривают также ручку. Желательно, чтобы на ней была деревянная насадка – это защитит руки от ожогов во время работы.

При желании из второго баллона можно сделать коптильню. В ней также делают боковую дверцу, а внутри устанавливают решетки для продуктов. К первому баллону ее присоединяют трубкой–переходником.

Коптильная может быть и прямоугольной. В этом случае ее сваривают из цельных листов металла в форме короба. В «паровозике» она нередко устанавливается на месте «кабины машиниста».

Все элементы корпуса закрепляются на раме сварочным швом.

Колеса и декор

Количество колес зависит от конструкции. Небольшой «паровоз» с единственным мангалом может быть установлен на четырех относительно длинных ножках, две из которых внизу будут оканчиваться колесами.

Массивные конструкции должны опираться на 3–4 пары ножек, соединенных перекладинами, и их желательно замаскировать таким же количеством расположенных сбоку колес. Для большей декоративности они как в настоящем паровозе могут быть разного размера.

Для их изготовления нарежьте несколько колец из металлической трубы и приварите их к раме перед установкой рабочих поверхностей. Внутрь можно добавить декоративные элементы.

Также можно использовать колеса от швейных машинок – во многих моделях, особенно старинных, они очень красиво и причудливо выглядят.

Для декора применяются кованые или литые элементы, имитирующие настоящие детали паровоза, например, поршни. Нередко используют и абстрактные завитки, спирали, заклепки. Их можно приобрести готовыми или создать самостоятельно методом холодной ковки.

Колеса, вырезанные из трубы, можно декорировать коваными завитками, или же купить готовые в магазине

В финале работы все поверхности необходимо очистить, обезжирить и покрыть термостойкой краской.

Смотреть так же: какой краской покрыть мангал.

Полезные дополнения

Есть ряд дополнительных элементов, которые упростят работу с мангалом. Среди них:

  1. Полки и крючки для хранения аксессуаров. Обычно их устанавливают в закрытой секции.
  2. Вытяжка. Ее закрепляют на передней части конструкции или возле вертикальной коптильной камеры. Помимо отвода дыма, она защищает мангал от осадков.
  3. Навес. Защищает от осадков открытые элементы, в которых нет дверок, к тому же выполняет декоративную роль.

В продвинутых конструкциях могут быть и электронные компоненты, например, мотор для автоматического проворачивания шампура и термодатчики, регулирующие тягу для создания нужной температуры.

Мангал в виде паровоза может стать украшением придомовой территории

Если сделать колеса вращающимися и проложить на участке рельсы, это поможет транспортировать массивную конструкцию – например, заводить ее под навес во время непогоды.

Как видим, мангал в виде паровоза не так сложно создать собственными руками. Тщательно продумайте все детали с точки зрения удобства и красоты, не забывайте о технике безопасности, и скоро вы получите полезное, самобытное и очень стильное приспособление.

Инструменты, которые вам понадобятся

Понятное дело, что для изготовления конструкции вам потребуются некоторые инструменты, а так же – определённая подготовка к процессу. Прежде чем приступить к сооружению конструкцию, подготовьте следующее:

  • материалы для жаровни (об этом – ниже);
  • аппарат для сварки;
  • инструменты (отвёртки, плоскогубцы и прочее);
  • краска для покрытия изделия (огнеупорная).

Что представляет собой конструкция?

Как известно, самое главное в любом мангале – это его основа – жаровня. Туда будут грузиться топливо, если этого отсека не будет, то гриль становится просто ненужным куском металла.

Мангал в виде паровоза просто обязан иметь трубу, как у настоящего паровоза. Кстати, труба отлично впишется в общий вид, так как хорошо будет «замаскирована» под дымоотвод.

Так же вы можете приварить место для посуды, кастрюль и шампуров или приварить отдельную коптильню. Остальное зависит исключительно от вашей фантазии и ваших пожеланий.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *