Содержание
Действуют ли СНиПы?
В последние годы в законодательстве происходят различные изменения: нормы и законы изменяются, дополняются, редактируются и отменяются. В связи с этим, бывает сложно быстро разобраться, какие из них все еще действуют, что было изменено, а что не является действующим. Одним из наиболее популярных вопросов является: Действуют ли СНиПы?
Что такое СНиПы?
СНиП расшифровывается как «Строительные нормы и правила». СНиПом являются документы, которые регламентируют строительные и отделочные работы. При этом, в данных документах учтены абсолютно все особенности и стадии строительства, начиная с проектирования дома, заканчивая его возведением, отделочными работами и подведением всех коммуникаций. СНиПы были разработаны еще в период СССР.
Существуют различные виды СНиПов: для строительства жилых домов, мостов, дорог, аэропортов и прочих сооружений, конструкций, а также для проведения различных работ с грунтами и так далее.
Считается, что любые строительные работы должны проводиться в соответствии с определенными СНиПами – именно это и будет гарантией качественного результата. Многие строители сегодня игнорируют эти документы, так как не до конца понимают, каким же из них нужно следовать.
Действуют ли СНиПы сегодня?
Уже в 1995 году СНиПы перестали быть обязательными для выполнения. В этот период они считались частным случаем различных технических регламентов.
В 2002 году был издан федеральный закон «О техническом регулировании», согласно которому до начала 2010 года должны были быть приняты различные технические регламенты, в числе которых: регламент о безопасности лифтов, о безопасности машин и оборудования, другие. Тем не менее, в 2009 году эти положения утратили силу.
После этого обязательными для исполнения стали только некоторые СНиПы. В 2010 году все существующие на тот момент СНиПы стали считаться сводом правил. Список действующих на сегодняшних день СНиПов, можно найти в Перечне национальных стандартов и сводов правил.
Письмо Минстроя России о статусах СНиП
Вопрос о статусах СНиП, правомерности их применения, постоянно возникает у проектировщиков. Руководители NormaCS решили направить в Минстрой России официальный запрос.
ЗАО Нанософт
Исх. № 9 от 19 июня 2015 г.
Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Департамент градостроительной деятельности и архитектуры.
Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию: СНиП, указанные в Приложении № 1 к настоящему письму, были переработаны в соответствующие Своды правил (СП, актуализированные СНиП), которые в свою очередь включены в Постановление Правительства РФ № 41521 от 26 декабря 2014г. «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку нет никаких приказов, прочих нормативных актов, устанавливающих правопреемственность СНиП и СП (актуализированных СНиП), указывающих на замену одних другими, то сложилась ситуация, в которой нет однозначного толкования статуса, перечисленных в Приложении №1 СНиП. СНиП никто не отменял, значит они являются действующими документами добровольного применения, одновременно имеющие обязательные аналоги в виде Сводов правил (СП). Прошу определить и разъяснить статус СНиП, перечисленных в Приложении № 41 к настоящему письму: действуют или не действуют, заменяют ли СП эти СНиП, возможно ли применение СНиП и в каких случаях после 01.07.2015г.
Заместитель генерального директора
ЗАО Нанософт
Захлестин С.Ю.
Приложение №1. Список СНиПов и СП.
СНиП и Своды правил
1 | СНиП II-7-81* | Строительство в сейсмических районах | СП 14.13330.2014 | Строительство в сейсмических районах |
2 | СНиП II-22-81* | Каменные и армокаменные конструкции | СП 15.13330.2012 | Каменные и армокаменные конструкции |
3 | СНиП II-23-81* | Стальные конструкции | СП 16.13330.2011 | Стальные конструкции |
4 | СНиП II-26-76 | Кровли | СП 17.13330.2011 | Кровли |
5 | СНиП II-89-80* | Генеральные планы промышленных предприятий | СП 18.13330.2010 | Генеральные планы промышленных предприятий |
6 | СНиП II-97-76 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий | СП 19.13330.2011 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий |
7 | СНиП 2.01.07-85* | Нагрузки и воздействия | СП 20.13330.2011 | Нагрузки и воздействия |
8 | СНиП 2.01.09-91 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах | СП 21.13330.2012 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах |
9 | СНиП 2.02.01-83* | Основания зданий и сооружений | СП 22.13330.2011 | Основания зданий и сооружений |
10 | СНиП 2.02.02-85* | Основания гидротехнических сооружений | СП 23.13330.2011 | Основания гидротехнических сооружений |
11 | СНиП 2.02.03-85 | Свайные фундаменты | СП 24.13330.2011 | Свайные фундаменты |
12 | СНиП 2.02.04-88 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах | СП 25.13330.2012 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах |
13 | СНиП 2.02.05-87 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками | СП 26.13330.2012 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками |
14 | СНиП 2.03.11-85 | Защита строительных конструкций от коррозии | СП 28.13330.2012 | Защита строительных конструкций от коррозии |
15 | СНиП 2.03.13-88 | Полы | СП 29.13330.2011 | Полы |
16 | СНиП 2.04.01-85* | Внутренний водопровод и канализация зданий | СП 30.13330.2012 | Внутренний водопровод и канализация зданий |
17 | СНиП 2.04.02-84* | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения | СП 31.13330.2012 | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения |
18 | СНиП 2.04.03-85 | Канализация. Наружные сети и сооружения | СП 32.13330.2012 | Канализация. Наружные сети и сооружения |
19 | СНиП 2.04.12-86 | Расчет на прочность стальных трубопроводов | СП 33.13330.2012 | Расчет на прочность стальных трубопроводов |
20 | СНиП 2.05.02-85* | Автомобильные дороги | СП 34.13330.2012 | Автомобильные дороги |
21 | СНиП 2.05.03-84* | Мосты и трубы | СП 35.13330.2011 | Мосты и трубы |
22 | СНиП 2.05.06-85* | Магистральные трубопроводы | СП 36.13330.2012 | Магистральные трубопроводы |
23 | СНиП 2.05.07-91* | Промышленный транспорт | СП 37.13330.2012 | Промышленный транспорт |
24 | СНиП 2.06.04-82* | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) | СП 38.13330.2012 | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) |
25 | СНиП 2.06.05-84 | Плотины из грунтовых материалов | СП 39.13330.2012 | Плотины из грунтовых материалов |
26 | СНиП 2.06.06-85 | Плотины бетонные и железобетонные | СП 40.13330.2012 | Плотины бетонные и железобетонные |
27 | СНиП 2.06.08-87 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | СП 41.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений |
28 | СНиП 2.07.01-89* | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений | СП 42.13330.2011 | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений |
29 | СНиП 2.09.03-85 | Сооружения промышленных предприятий | СП 43.13330.2012 | Сооружения промышленных предприятий |
30 | СНиП 3.02.01-87 | Земляные сооружения, основания и фундаменты | СП 45.13330.2012 | Земляные сооружения, основания и фундаменты |
31 | СНиП 3.06.04-91 | Мосты и трубы | СП 46.13330.2012 | Мосты и трубы |
32 | СНиП 11-02-96 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения | СП 47.13330.2012 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения |
33 | СНиП 23.02.2003 | Тепловая защита зданий | СП 50.13330.2012 | Тепловая защита зданий |
34 | СНиП 23-03-2003 | Защита от шума | СП 51.13330.2011 | Защита от шума |
35 | СНиП 23-05-95* | Естественное и искусственное освещение | СП 52.13330.2011 | Естественное и искусственное освещение |
36 | СНиП 31-01-2003 | Здания жилые многоквартирные | СП 54.13330.2011 | Здания жилые многоквартирные |
37 | СНиП 31-03-2001 | Производственные здания | СП 56.13330.2011 | Производственные здания |
38 | СНиП 33-01-2003 | Гидротехнические сооружения | СП 58.13330.2012 | Гидротехнические сооружения |
39 | СНиП 35-01-2001 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения | СП 59.13330.2012 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения |
40 | СНиП 41-01-2003 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха | СП 60.13330.2012 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха |
41 | СНиП 41-03-2003 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов | СП 61.13330.2012 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов |
42 | СНиП 42-01-2012 | Газораспределительные системы | СП 62.13330.2011 | Газораспределительные системы |
43 | СНиП 52-01-2003 | Бетонные и железобетонные конструкции | СП 63.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции |
44 | СНиП II-25-80 | Деревянные конструкции | СП 64.13330.2011 | Деревянные конструкции |
45 | СНиП 3.03.07-87 | Несущие и ограждающие конструкции | СП 70.13330.2012 | Несущие и ограждающие конструкции |
46 | СНиП 3.06.03-85 | Автомобильные дороги | СП 78.13330.2012 | Автомобильные дороги |
47 | СНиП 3.06.07-86 | Мосты и трубы | СП 79.13330.2012 | Мосты и трубы |
48 | СНиП III-42-80* | Магистральные трубопроводы | СП 86.13330.2014 | Магистральные трубопроводы |
49 | СНиП II-11-77* | Защитные сооружения гражданской обороны | СП 88.13330.2014 | Защитные сооружения гражданской обороны |
50 | СНиП II-35-76 | Котельные установки | СП 89.13330.2012 | Котельные установки |
51 | СНиП II-58-75 | Электростанции тепловые | СП 90.13330.2012 | Электростанции тепловые |
52 | СНиП II-94-80 | Подземные горные выработки | СП 91.13330.2012 | Подземные горные выработки |
53 | СНиП II-108-78 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений | СП 92.13330.2012 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений |
54 | СНиП 2.05.09-90 | Трамвайные и троллейбусные линии | СП 98.13330.2012 | Трамвайные и троллейбусные линии |
55 | СНиП 2.06.07-87 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения | СП 101.13330.2012 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения |
56 | СНиП 2.06.09-84 | Туннели гидротехнические | СП 102.13330.2012 | Туннели гидротехнические |
57 | СНиП 2.06.14-85 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод | СП 103.13330.2012 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод |
58 | СНиП 2.10.02-84 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции | СП 105.13330.2012 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции |
59 | СНиП 2.10.03-84 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения | СП 106.13330.2012 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения |
60 | СНиП 2.10.04-85 | Теплицы и парники | СП 107.13330.2012 | Теплицы и парники |
61 | СНиП 2.10.05-85 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна | СП 108.13330.2012 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна |
62 | СНиП 2.11.02-87 | Холодильники | СП 109.13330.2012 | Холодильники |
63 | СНиП 21-02-99* | Стоянки автомобилей | СП 113.13330.2012 | Стоянки автомобилей |
64 | СНиП 22-02-2003 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения | СП 116.13330.2012 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения |
65 | СНиП 31-06-2009 | Общественные здания и сооружения | СП 118.13330.2012 | Общественные здания и сооружения |
66 | СНиП 32-01-95 | Железные дороги колеи 1520 мм | СП 119.13330.2012 | Железные дороги колеи 1520 мм |
67 | СНиП 32-02-2003 | Метрополитены | СП 120.13330.2012 | Метрополитены |
68 | СНиП 32-03-96 | Аэродромы | СП 121.13330.2012 | Аэродромы |
69 | СНиП 32-02-99 | Тоннели железнодорожные и автодорожные | СП 122.13330.2012 | Тоннели железнодорожные и автодорожные |
70 | СНиП 34-02-99 | Подземные хранилища газа | СП 123.13330.2012 | Подземные хранилища газа |
71 | СНиП 41-02-2003 | Тепловые сети | СП 124.13330.2012 | Тепловые сети |
72 | СНиП 2.05.13-90 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов | СП 125.13330.2012 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов |
73 | СНиП 3.01.03-84 | Геодезические работы в строительстве | СП 126.13330.2012 | Геодезические работы в строительстве |
74 | СНиП 2.03.06-85 | Алюминиевые конструкции | СП 128.13330.2012 | Алюминиевые конструкции |
75 | СНиП 23-01-99* | Строительная климатология | СП 131.13330.2012 | Строительная климатология |
Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Письмо от 13.07.2015 г. № 21606-АБ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо ЗАО «Нанософт» от 19 июня 2015 г. № 9 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства н сообщает.
Согласно части 4 статьи б Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-Ф3) национальные стандарты ы своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (далее — Перечень).
Вместе с тем Федеральным законом № 384-Ф3 установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее — постановление) утвержден актуализированный Перечень (далее — Перечень № 1521).
В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 (далее — Перечень № 365).
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов н (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться во основании подтверждении их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, пе противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 1521, и нормам Федерального закона № 384-ФЗ.
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
А.В. Белюченко
В результате специалисты нашей компании прокомментировали ответ Минстроя РФ.
Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.
Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.
Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни № 1521 и № 365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.
В другой цитате письма-ответа изложено:
«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.
Логика второй цитаты:
- Стандарты, включенные в Перечень №365 являются достаточными для соблюдения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Но это неверная формулировка, потому что есть обязательные стандарты Перечня № 1521, без которых не может быть речи о достаточности требований стандартов по безопасности зданий и сооружений. - Применение стандартов Перечня № 365 является необязательным , добровольным, то есть их положения можно игнорировать.
- разрешается применять иные документы (читай СНиП), в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ.
Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.
Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.
В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:
- применения стандартов, имеющих более позднюю дату актуализации,
- принятия, если возможно, более жестких требований,
- применения стандартов более ранней даты актуализации, в случае, если в последующих нормативах по тематике отсутствуют аналогичные положения и требования.
Рекомендуемые статьи:
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Перечень национальных стандартов и сводов правил
- Актуализированные СНиПы
- Безопасность зданий и сооружений. Перечень документов в области стандартизации
- Методические рекомендации по применению перечня национальных стандартов и сводов правил
- Актуализированные СНиПы. Кто уполномочен разъяснять положения СП?
- Репетитор по математике. Краснообск
Издания по теме статьи
![]() Справочник инженера-строителя |
![]() Программа DefSmeta |
![]() Справочник ЖКХ + NormaCS (Платформа «Строительство. Версия Econom») |
СтройКонсультант (Standard) | Библиотека специалиста систем коммунального теплоснабжения | Библиотека специалиста водопроводно-канализационного хозяйства |
Контроль качества в строительстве — программа Quality | Исполнительная документация в строительстве: формы актов. Диск №1 |
СНиП лишь рекомендует. Обязывает Технический регламент.
Повод для этой статьи — мои исследования на тему обязательности положений СНиП в строительстве вообще и частного дома в частности. Наверное, нет такого человека, кто бы не озадачивался подобными вопросами, но наши СНиПы столь многочисленны и многословны, что выбрать из них то, что важно именно для тебя — задачка та еще.
И не занимался бы я этим делом, но в сети на различных форумах такой разнобой на эту тему, что диву даешься. Одни говорят, что все обязательно, другие, наоборот, утверждают рекомендательность. А как же на самом деле?
В своих поисках нашел я таки документ под названием Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Замечу: почти 20 лет этому указу, и его отмены я в сети не обнаружил. Он до сих пор действует.
С чего бы это вдруг и как оно относится к моей теме о СНиПах? А вот давай, Мастер, по порядку и пойдем.
Сначала приведу статью 10 означенного указа.
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Вот так. Если какой-нить СНиП или СанПИН не зарегистрирован в Минюсте, то и соблюдать их, как бы, не обязательно. И в суде при разрешении споров положения этих нормативов не учитываются.
Интересно, правда? Не знаю, как ты, Мастер, а я вот до сего дня чесал себе репу: как меня могут наказать, ежели я чего-то не соблюл в своих строительных делах? Оказывается, зря трепетал, никто меня в турму сажать и не собирался.
А есть у нас СНиПы, зарегистрированые в Минюсте? Может быть, какие-то и есть, но я ни одного не нашел. Но идем, однако, дальше. Вот еще один важный документ, поважнее будет: Федеральный закон «О техническом регулировании», и в этом законе присутствет пункт 3 статьи 4:
3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9_1 настоящего Федерального закона.
А что это за статьи 5 и 9_1? Эти статьи частного застройщика не касаются, так что идем дальше. О чем говорил этот пункт? О том, что МинСтрой и другие, создающие СНиПы, вправе издавать только документы рекомендательные, то бишь, не обязательные к исполнению.
Зато в этом же законе есть глава 2, где говорится о технических регламентах. Эти регламенты принимаются практически исключительно в целях обеспечения безопасности. Для граждан, для строений, для имущества, для процессов строительства и т.п.
А вот и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, нормами которого определен минимум требований к зданиям и сооружениям на всех этапах жизненного цикла. И в этом регламенте пункт 1 статьи 6 гласит:
1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
И вот он, действующий перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.
Постановление называется «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В этот перечень и входят некоторые (не все!) СНиП и их (не все!) пункты, соблюдать которые должен каждый в обязательном порядке.
Вот, например, в перечне присутствует СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Это так называемая актуализированная редакция одноименного СНиП 2.07.01-89*
В этом своде правил, опять же к примеру, имеется пункт 7.1, который, среди прочего, регламентирует расстояния до границ участка:
В районах усадебной и садово-дачной застройки ….. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома — 3; до хозяйственных построек — 1.
Однако же, посмотрим на перечень обязательных пунктов этого свода. Нет там раздела 7. То бишь, этот раздел Технический регламент о безопасности зданий и сооружений не считает актуальным для целей безопасности. И потому вспоминаем статью 10 Указа президента, приведенную выше, ибо этот раздел остается рекомендательным.
А других СНиПов или сводов правил, где могли бы указываться эти расстояния, в утвержденном Перечне стандартов и сводов правил нет.
Занятно. Есть, правда, другие документы, где указываются расстояния. Например, свод правил СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства. И статья там соответствующая имеется:
5.3.2 Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов — не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
И еще одна:
5.3.4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома — 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы — 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м; среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.
Статьи-то есть, только этот свод правил не зарегистрирован в Минюсте и на него не ссылается перечень национальных стандартов и сводов правил. И, следовательно, смотрим опять статью 10 Указа президента, что в начале этого текста приведена.
И вот еще. Смотрим Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Там тоже была статья «Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков». Но она утратила силу с 12 июля 2012 года (Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ).
PS: я был бы очень признателен, если меня обоснованно поправят более опытные в юриспруденции люди.