СНиП рекомендательный или обязательный характер?

Действуют ли СНиПы?

В последние годы в законодательстве происходят различные изменения: нормы и законы изменяются, дополняются, редактируются и отменяются. В связи с этим, бывает сложно быстро разобраться, какие из них все еще действуют, что было изменено, а что не является действующим. Одним из наиболее популярных вопросов является: Действуют ли СНиПы?

Что такое СНиПы?

СНиП расшифровывается как «Строительные нормы и правила». СНиПом являются документы, которые регламентируют строительные и отделочные работы. При этом, в данных документах учтены абсолютно все особенности и стадии строительства, начиная с проектирования дома, заканчивая его возведением, отделочными работами и подведением всех коммуникаций. СНиПы были разработаны еще в период СССР.

Существуют различные виды СНиПов: для строительства жилых домов, мостов, дорог, аэропортов и прочих сооружений, конструкций, а также для проведения различных работ с грунтами и так далее.

Считается, что любые строительные работы должны проводиться в соответствии с определенными СНиПами – именно это и будет гарантией качественного результата. Многие строители сегодня игнорируют эти документы, так как не до конца понимают, каким же из них нужно следовать.

Действуют ли СНиПы сегодня?

Уже в 1995 году СНиПы перестали быть обязательными для выполнения. В этот период они считались частным случаем различных технических регламентов.

В 2002 году был издан федеральный закон «О техническом регулировании», согласно которому до начала 2010 года должны были быть приняты различные технические регламенты, в числе которых: регламент о безопасности лифтов, о безопасности машин и оборудования, другие. Тем не менее, в 2009 году эти положения утратили силу.

После этого обязательными для исполнения стали только некоторые СНиПы. В 2010 году все существующие на тот момент СНиПы стали считаться сводом правил. Список действующих на сегодняшних день СНиПов, можно найти в Перечне национальных стандартов и сводов правил.

Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Вопрос о статусах СНиП, правомерности их применения, постоянно возникает у проектировщиков. Руководители NormaCS решили направить в Минстрой России официальный запрос.

ЗАО Нанософт

Исх. № 9 от 19 июня 2015 г.

Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Департамент градостроительной деятельности и архитектуры.

Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию: СНиП, указанные в Приложении № 1 к настоящему письму, были переработаны в соответствующие Своды правил (СП, актуализированные СНиП), которые в свою очередь включены в Постановление Правительства РФ № 41521 от 26 декабря 2014г. «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку нет никаких приказов, прочих нормативных актов, устанавливающих правопреемственность СНиП и СП (актуализированных СНиП), указывающих на замену одних другими, то сложилась ситуация, в которой нет однозначного толкования статуса, перечисленных в Приложении №1 СНиП. СНиП никто не отменял, значит они являются действующими документами добровольного применения, одновременно имеющие обязательные аналоги в виде Сводов правил (СП). Прошу определить и разъяснить статус СНиП, перечисленных в Приложении № 41 к настоящему письму: действуют или не действуют, заменяют ли СП эти СНиП, возможно ли применение СНиП и в каких случаях после 01.07.2015г.

Заместитель генерального директора
ЗАО Нанософт
Захлестин С.Ю.

Приложение №1. Список СНиПов и СП.

СНиП и Своды правил

1 СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах
2 СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции СП 15.13330.2012 Каменные и армокаменные конструкции
3 СНиП II-23-81* Стальные конструкции СП 16.13330.2011 Стальные конструкции
4 СНиП II-26-76 Кровли СП 17.13330.2011 Кровли
5 СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий СП 18.13330.2010 Генеральные планы промышленных предприятий
6 СНиП II-97-76 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий
7 СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия
8 СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах СП 21.13330.2012 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах
9 СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений
10 СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений СП 23.13330.2011 Основания гидротехнических сооружений
11 СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты
12 СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах
13 СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками СП 26.13330.2012 Фундаменты машин с динамическими нагрузками
14 СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии
15 СНиП 2.03.13-88 Полы СП 29.13330.2011 Полы
16 СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий
17 СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
18 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения
19 СНиП 2.04.12-86 Расчет на прочность стальных трубопроводов СП 33.13330.2012 Расчет на прочность стальных трубопроводов
20 СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги
21 СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы СП 35.13330.2011 Мосты и трубы
22 СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы
23 СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт
24 СНиП 2.06.04-82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)
25 СНиП 2.06.05-84 Плотины из грунтовых материалов СП 39.13330.2012 Плотины из грунтовых материалов
26 СНиП 2.06.06-85 Плотины бетонные и железобетонные СП 40.13330.2012 Плотины бетонные и железобетонные
27 СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений СП 41.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
28 СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
29 СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий
30 СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты
31 СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы СП 46.13330.2012 Мосты и трубы
32 СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
33 СНиП 23.02.2003 Тепловая защита зданий СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий
34 СНиП 23-03-2003 Защита от шума СП 51.13330.2011 Защита от шума
35 СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение
36 СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные
37 СНиП 31-03-2001 Производственные здания СП 56.13330.2011 Производственные здания
38 СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения
39 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
40 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
41 СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов СП 61.13330.2012 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов
42 СНиП 42-01-2012 Газораспределительные системы СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы
43 СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции
44 СНиП II-25-80 Деревянные конструкции СП 64.13330.2011 Деревянные конструкции
45 СНиП 3.03.07-87 Несущие и ограждающие конструкции СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции
46 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги
47 СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы СП 79.13330.2012 Мосты и трубы
48 СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы
49 СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны
50 СНиП II-35-76 Котельные установки СП 89.13330.2012 Котельные установки
51 СНиП II-58-75 Электростанции тепловые СП 90.13330.2012 Электростанции тепловые
52 СНиП II-94-80 Подземные горные выработки СП 91.13330.2012 Подземные горные выработки
53 СНиП II-108-78 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений СП 92.13330.2012 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений
54 СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии СП 98.13330.2012 Трамвайные и троллейбусные линии
55 СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения СП 101.13330.2012 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения
56 СНиП 2.06.09-84 Туннели гидротехнические СП 102.13330.2012 Туннели гидротехнические
57 СНиП 2.06.14-85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод СП 103.13330.2012 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод
58 СНиП 2.10.02-84 Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции СП 105.13330.2012 Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
59 СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения СП 106.13330.2012 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения
60 СНиП 2.10.04-85 Теплицы и парники СП 107.13330.2012 Теплицы и парники
61 СНиП 2.10.05-85 Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна СП 108.13330.2012 Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна
62 СНиП 2.11.02-87 Холодильники СП 109.13330.2012 Холодильники
63 СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей
64 СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения
65 СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения
66 СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм
67 СНиП 32-02-2003 Метрополитены СП 120.13330.2012 Метрополитены
68 СНиП 32-03-96 Аэродромы СП 121.13330.2012 Аэродромы
69 СНиП 32-02-99 Тоннели железнодорожные и автодорожные СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные
70 СНиП 34-02-99 Подземные хранилища газа СП 123.13330.2012 Подземные хранилища газа
71 СНиП 41-02-2003 Тепловые сети СП 124.13330.2012 Тепловые сети
72 СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов СП 125.13330.2012 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов
73 СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве
74 СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции СП 128.13330.2012 Алюминиевые конструкции
75 СНиП 23-01-99* Строительная климатология СП 131.13330.2012 Строительная климатология

Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Письмо от 13.07.2015 г. № 21606-АБ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо ЗАО «Нанософт» от 19 июня 2015 г. № 9 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства н сообщает.

Согласно части 4 статьи б Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-Ф3) национальные стандарты ы своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (далее — Перечень).

Вместе с тем Федеральным законом № 384-Ф3 установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее — постановление) утвержден актуализированный Перечень (далее — Перечень № 1521).

В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 (далее — Перечень № 365).

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов н (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться во основании подтверждении их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, пе противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 1521, и нормам Федерального закона № 384-ФЗ.

Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
А.В. Белюченко

В результате специалисты нашей компании прокомментировали ответ Минстроя РФ.

Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.

Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.

Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни № 1521 и № 365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В другой цитате письма-ответа изложено:

«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.

Логика второй цитаты:

  • Стандарты, включенные в Перечень №365 являются достаточными для соблюдения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
    Но это неверная формулировка, потому что есть обязательные стандарты Перечня № 1521, без которых не может быть речи о достаточности требований стандартов по безопасности зданий и сооружений.
  • Применение стандартов Перечня № 365 является необязательным , добровольным, то есть их положения можно игнорировать.
  • разрешается применять иные документы (читай СНиП), в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ.

Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.

Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.

В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:

  • применения стандартов, имеющих более позднюю дату актуализации,
  • принятия, если возможно, более жестких требований,
  • применения стандартов более ранней даты актуализации, в случае, если в последующих нормативах по тематике отсутствуют аналогичные положения и требования.

Рекомендуемые статьи:

  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Перечень национальных стандартов и сводов правил
  • Актуализированные СНиПы
  • Безопасность зданий и сооружений. Перечень документов в области стандартизации
  • Методические рекомендации по применению перечня национальных стандартов и сводов правил
  • Актуализированные СНиПы. Кто уполномочен разъяснять положения СП?
  • Репетитор по математике. Краснообск

Издания по теме статьи


Справочник инженера-строителя

Программа DefSmeta

Справочник ЖКХ + NormaCS (Платформа «Строительство. Версия Econom»)
СтройКонсультант (Standard) Библиотека специалиста систем коммунального теплоснабжения Библиотека специалиста водопроводно-канализационного хозяйства
Контроль качества в строительстве — программа Quality Исполнительная документация в строительстве: формы актов. Диск №1

  СНиП лишь рекомендует. Обязывает Технический регламент.

Повод для этой статьи — мои исследования на тему обязательности положений СНиП в строительстве вообще и частного дома в частности. Наверное, нет такого человека, кто бы не озадачивался подобными вопросами, но наши СНиПы столь многочисленны и многословны, что выбрать из них то, что важно именно для тебя — задачка та еще.

И не занимался бы я этим делом, но в сети на различных форумах такой разнобой на эту тему, что диву даешься. Одни говорят, что все обязательно, другие, наоборот, утверждают рекомендательность. А как же на самом деле?

В своих поисках нашел я таки документ под названием Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Замечу: почти 20 лет этому указу, и его отмены я в сети не обнаружил. Он до сих пор действует.

С чего бы это вдруг и как оно относится к моей теме о СНиПах? А вот давай, Мастер, по порядку и пойдем.

Сначала приведу статью 10 означенного указа.

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Вот так. Если какой-нить СНиП или СанПИН не зарегистрирован в Минюсте, то и соблюдать их, как бы, не обязательно. И в суде при разрешении споров положения этих нормативов не учитываются.

Интересно, правда? Не знаю, как ты, Мастер, а я вот до сего дня чесал себе репу: как меня могут наказать, ежели я чего-то не соблюл в своих строительных делах? Оказывается, зря трепетал, никто меня в турму сажать и не собирался.

А есть у нас СНиПы, зарегистрированые в Минюсте? Может быть, какие-то и есть, но я ни одного не нашел. Но идем, однако, дальше. Вот еще один важный документ, поважнее будет: Федеральный закон «О техническом регулировании», и в этом законе присутствет пункт 3 статьи 4:

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9_1 настоящего Федерального закона.

А что это за статьи 5 и 9_1? Эти статьи частного застройщика не касаются, так что идем дальше. О чем говорил этот пункт? О том, что МинСтрой и другие, создающие СНиПы, вправе издавать только документы рекомендательные, то бишь, не обязательные к исполнению.

Зато в этом же законе есть глава 2, где говорится о технических регламентах. Эти регламенты принимаются практически исключительно в целях обеспечения безопасности. Для граждан, для строений, для имущества, для процессов строительства и т.п.

А вот и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, нормами которого определен минимум требований к зданиям и сооружениям на всех этапах жизненного цикла. И в этом регламенте пункт 1 статьи 6 гласит:

1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

И вот он, действующий перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.

Постановление называется «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В этот перечень и входят некоторые (не все!) СНиП и их (не все!) пункты, соблюдать которые должен каждый в обязательном порядке.

Вот, например, в перечне присутствует СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Это так называемая актуализированная редакция одноименного СНиП 2.07.01-89*

В этом своде правил, опять же к примеру, имеется пункт 7.1, который, среди прочего, регламентирует расстояния до границ участка:

В районах усадебной и садово-дачной застройки ….. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома — 3; до хозяйственных построек — 1.

Однако же, посмотрим на перечень обязательных пунктов этого свода. Нет там раздела 7. То бишь, этот раздел Технический регламент о безопасности зданий и сооружений не считает актуальным для целей безопасности. И потому вспоминаем статью 10 Указа президента, приведенную выше, ибо этот раздел остается рекомендательным.

А других СНиПов или сводов правил, где могли бы указываться эти расстояния, в утвержденном Перечне стандартов и сводов правил нет.

Занятно. Есть, правда, другие документы, где указываются расстояния. Например, свод правил СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства. И статья там соответствующая имеется:

5.3.2 Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов — не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

И еще одна:

5.3.4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома — 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы — 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м; среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.

Статьи-то есть, только этот свод правил не зарегистрирован в Минюсте и на него не ссылается перечень национальных стандартов и сводов правил. И, следовательно, смотрим опять статью 10 Указа президента, что в начале этого текста приведена.

И вот еще. Смотрим Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Там тоже была статья «Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков». Но она утратила силу с 12 июля 2012 года (Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ).

PS: я был бы очень признателен, если меня обоснованно поправят более опытные в юриспруденции люди.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *