Сроки ответа администрации на обращения граждан

13.05.2019 | Мифы ЖКХ: В какие сроки исполнитель должен давать ответы потребителям?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

Рассмотренное в настоящей публикации заблуждение не является лжетеорией в прямом смысле и в подавляющем числе случаев специально не пропагандируется, не распространяется. Довольно часто можно услышать от представителей любой из категорий жилищных отношений (будь то потребители услуг, исполнители таких услуг или надзорные органы), что срок рассмотрения исполнителем обращений потребителей и ответов на них составляет 30 дней. В настоящей статье разберемся, откуда взялась эта цифра и каковы на самом деле сроки ответов, установленные действующим законодательством РФ.

Суть лжетеории

Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

Нормы, подлежащие применению

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
— Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сроки ответов на обращения потребителей

Ранее приведенные НПА устанавливают различные сроки рассмотрения обращений граждан в зависимости от содержимого этих обращений. И надо отметить, что установленные этими НПА сроки гораздо меньше пресловутых 30 дней, которые часто считают утвержденным сроком ответа.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан осуществлять рассмотрение обращений собственников и нанимателей жилых помещений и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг и направлять ответы и выполнять требования по следующим обращениям в следующие сроки:

1) запрос о перечне, объемах, качестве, периодичности оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию жилого помещения – не позднее пяти рабочих дней с даты обращения (пп. «а» п. 40 Правил 491);

2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме – немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Исполнитель обязан выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Исполнителя;

3) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ о принятом решении (ч.12 ст.156 ЖК РФ);

4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.6 ст.157 ЖК РФ);

5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей – не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е(2)» п. 31 Правил 354);

6) обращение об ознакомлении со сведениями о показаниях общедомового прибора учета – в течение одного рабочего дня со дня обращения (пп. «е» п. 31 Правил 354);

7) запрос сведений о показаниях общедомовых приборов учета за период не более трех лет – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз. 4 п. 34 Правил 416);

8) жалоба на качество коммунальных услуг – в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (пп. «к» п. 31 Правил 354);

9) запросы информации за запрашиваемые расчетные периоды о помесячных объемах потребления коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета; о суммарных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях дома; об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг – не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз.3 п.34 Правил 416, пп.»р» п.31 Правил 354);

10) запрос о предоставлении копии Акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника/пользователя помещения МКД, общему имуществу собственников (описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен) – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.5 п.34 Правил 416);

11) запрос о предоставлении копии Акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг/выполнении работ по содержанию общего имущества, составленного в соответствии с Правилами 491 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.6 п.34 Правил 416);

12) запросы любой информации, размещенной управляющей организацией на вывесках, досках объявлений в многоквартирном доме, на стендах в помещениях управляющей организации (в том числе: наименование (фирменное наименование) УО; номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию; адрес местонахождения УО и ее представительства; режим работы, информация о днях и часах приема,; адрес официального сайта в Интернете (при наличии); адрес официального сайта ГИС ЖКХ; контактные телефоны УО, ее представительства, адрес электронной почты; контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы; контактные телефоны аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников/нанимателей/пользователей помещений дома; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуальных приборов учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний индивидуальных приборов учета исполнителю коммунальных услуг; информация об органе Государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общих собраний собственников (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества; сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений в случае принятия в субъекте РФ такого решения; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования) – не позднее дня, следующего за днем получения запроса (абз.2 п. 34 Правил 416);

13) запрос о предоставлении копии Акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правил 354 – не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз. 7 п. 34 Правил 416);

14) требования собственника об уменьшении стоимости выполненных работ (заявление о перерасчете), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора – в течение десяти дней со дня получения запроса (Статья 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»);

15) обращение собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме – реестр предоставляется в течение 5 дней с момента получения обращения (часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ);

16) срок ответа на прочие запросы (обращения) собственников или пользователей помещений в МКД составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) (п.36 Правил 416);

17) ответ на запросы (обращения) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). УО/ТСЖ/ЖСК может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (п.37 Правил 416).

Выводы

Как видно из представленного перечня видов обращений, сроки рассмотрения подавляющей части обращений существенно ниже 30 дней. Именно перечисленные в настоящей статье сроки должны соблюдаться исполнителем при рассмотрении обращений (запросов) потребителей, а вовсе не тот срок, который установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Дополнительно стоит напомнить, что в соответствии с пунктом 38 Правил 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) и копию ответа на него в течение 3 лет со дня его регистрации.

Каков максимальный возраст, позволяющий взять ипотеку?

Ипотека обычно оформляется на длительный срок. Поэтому, когда за кредитом на покупку квартиры обращаются пожилые клиенты, риск, что они не смогут вернуть занятые деньги, повышается. Есть ли в банках ограничения по возрасту для ипотечных заемщиков?

Отвечает консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации программ по повышению финансовой грамотности в Волгоградской области Ольга Андреева:

— Большинство банков выдают ипотечные кредиты людям до 65 лет, некоторые продлевают сотрудничество до 75 лет. И окончательно решение принимается с учетом ряда факторов.

Прежде всего банки смотрят на то, продолжает ли человек работать. Если ответ на этот вопрос положительный, и к тому же человек может представить поручителя и созаемщика из более молодых родственников, то шансы получить положительное решение наиболее высоки. Сложнее ситуация, если единственный официальный источник дохода — пенсия. В этом случае срок окончания ипотечных выплат наверняка будет ограничен 65 годами, обязательно нужно будет предоставить поручителя, и не исключено, что в кредите банк все равно откажет.

Если возраст приближается к критическому, но есть необходимость взять жилищный кредит, очень важно трезво оценить свои возможности. К клиентам, оформляющим ипотеку после 50-55 лет, банки относятся более жестко: максимальный срок кредитования редко бывает больше 15 лет; стартовый взнос возрастает до 25%; нужно пройти медкомиссию, а также застраховать здоровье и жизнь. И чем старше заемщик, тем дороже ему обойдется полис.

Дополнительными аргументами, которые убедят банк более благосклонно отнестись к возрастному заемщику, станут высокооплачиваемая работа, хорошая кредитная история, наличие крупных депозитов и отсутствие иждивенцев. Больше шансов оформить ипотеку у пенсионера, состоящего в браке и имеющего детей, меньше — у одинокого.

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2018)

2 мая 2006 года

N 59-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

21 апреля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.11.2015 N 305-ФЗ)

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-X «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Ответы на обращения граждан

  • Городской округ
    • Пресс-центр
      • Все новости
      • Анонсы
      • СМИ г. Чайковского
      • Администрация ЧМР в СМИ
      • Редакция газеты «Огни Камы»
      • Фотоархив
      • Видеоархив
    • Символика
    • Поселения
    • Почетные граждане
    • Муниципальный конкурс «Человек года»
    • Взаимодействие с общественностью
    • Награды и поощрения Чайковского городского округа
  • Власть
    • Глава Чайковского городского округа
      • Наказы избирателей
      • Обращения граждан
      • Деятельность главы
      • Отчет главы
      • Доклады и выступления
      • Общественный Совет при главе
    • Заместители главы
      • Первый заместитель главы Чайковского городского округа, руководитель аппарата
      • Заместитель главы Чайковского городского округа по социальным вопросам
      • Заместитель главы Чайковского городского округа, начальник управления финансов и экономического развития
      • Заместитель главы администрации Чайковского городского округа по строительству и земельно-имущественным отношениям
        • Управление строительства и архитектуры
        • Управление земельно-имущественных отношений
    • Администрация города Чайковского
      • Бесплатная юридическая помощь
      • Документы правового управления
      • Новости правового управления
    • Дума Чайковского городского округа
      • Председатель
      • Состав депутатов
      • Структура
      • Аппарат
      • Новости
      • Повестка очередного заседания
      • Проекты решений Думы Чайковского городского округа
      • Решения
      • Работа с гражданами
      • Протоколы публичных слушаний
      • Противодействие коррупции
      • Контакты
      • График заседаний
      • Помощники депутатов
      • Правовые акты, регламентирующие деятельность Думы Чайковского городского округа
      • Постоянные депутатские комиссии Думы Чайковского городского округа
      • Схема избирательных округов
      • История Чайковского парламента
    • Территориальная избирательная комиссия
      • Комиссия
        • Состав
        • Контакты и режим работы
        • Аппарат
      • Документы комиссии
      • Выборы и референдумы
      • Участковые избирательные комиссии
        • Избирательные участки
        • Избирательные округа
        • Участковые избирательные комиссии
      • Правовая культура
        • Молодежная избирательная комиссия
        • Конкурсы
        • Обучение
      • Новости
    • Муниципальные услуги
      • Единый портал государственных и муниципальных услуг
      • МНПА в сфере предоставления муниципальных услуг
      • Реестр муниципальных услуг администрации Чайковского городского округа
      • Перечень муниципальных услуг администрации Чайковского городского округа
      • ПЕРЕЧЕНЬ необходимых и обязательных услуг, для предоставления администрацией Чайковского городского округа, её отраслевыми (функциональными) органами муниципальных услуг и предоставляемых организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг
      • Сектор
      • Многофункциональный центр
      • Центры активации учетной записи
      • Технологические схемы
    • Контрольно-счетная палата
    • Территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти
      • Отдел Федеральной миграционной службы по г. Чайковский
      • Федеральная служба судебных приставов
      • 11 отряд Государственной противопожарной службы МЧС
      • 11 Отдел надзорной деятельности по Чайковскому муниципальному району
      • Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю
      • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
      • Чайковский городской суд
      • Инспекция Федеральной налоговой службы
      • Управление Федеральной службы безопасности
      • Управление Федерального казначейства по Пермскому краю
    • Муниципальная служба
      • Поступление на муниципальную службу
        • Порядок поступления на муниципальную службу
        • Квалификационные требования
        • Формы документов для поступления на должности муниципальной службы
      • Сведения о вакантных должностях
      • Конкурсы на замещение должностей
      • Кадровый резерв
      • Муниципальные правовые акты
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы
      • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Информация о работе по противодействию коррупции
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Межведомственный совет по противодействию коррупции
      • Архив сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера
      • Российская общественная инициатива
      • Информация о среднемесячной заработной плате руководителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий
      • Информация для граждан
    • Земское Cобрание
      • Председатель
      • Состав депутатов
      • Аппарат
      • Структура
        • Заместитель председателя Земского Собрания
      • График заседаний
      • Повестка очередного заседания
      • Решения
      • Работа с гражданами
      • Новости
      • Схема избирательных округов
      • Протоколы публичных слушаний
      • Взаимодействие с поселениями Чайковского района
      • История Чайковского парламента
      • Противодействие коррупции
      • Проекты решений Земского Собрания
      • Нормотворческая деятельность Земского Собрания
        • Решения Земского Собрания
        • Постановления председателя Земского Собрания
      • Правовые акты, регламентирующие деятельность Земского Собрания
      • Постоянные депутатские комиссии Земского Собрания
      • Заместитель председателя Земского Собрания
      • Молодежный парламент
      • Помощник депутата
  • Социальная сфера
    • Архив Чайковского городского округа
    • Занятость населения
      • Вакансии в Чайковском городском округе
    • Культура и молодежная политика
      • О музее
        • История Чайковского краеведческого музея
        • Архитектурно-этнографический комплекс «Сайгатка»
        • Фотографии
        • Новости
      • Учреждения культуры
        • МАУК «Чайковский районный центр развития культуры»
        • Детская школа искусств № 1
        • МОУ ДОД «Чайковская детская музыкальная школа №2»
        • Чайковская районная детская школа искусств
        • Межпоселенческая библиотека им. Бурашникова
        • Чайковский краеведческий музей
        • Чайковская художественная галерея
        • Чайковский театр драмы и комедии
    • Образование
    • Отдел по делам несовершеннолетних
      • Детский телефон доверия
      • Проект «Сохраним семью – сбережём Россию»
    • Пенсионное обеспечение
    • Социальное развитие
      • Демография
      • Доступная среда
        • Нормативная база
        • Совет по делам инвалидов
        • Спорт и туризм
        • Образование
        • Профессиональное образование
        • Культура
        • Социальное обслуживание
        • Торговля и общественное питание
        • Жилищно-коммунальное хозяйство
        • Транспорт
        • Связь
        • Здравоохранение
        • Участие в выборах
        • Обеспечение доступности
        • Новости
      • Оздоровление и отдых детей в каникулярное время
        • Информация для родителей
        • Информация для учреждений
        • Информация для хозяйствующих субъектов (предприятий)
      • Санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений
      • Выдача разрешения на вступление в брак н/л
    • Физическая культура и спорт
      • Информация для гостей
      • ГТО
        • Чайковский район
        • Официальный сайт ГТО в Пермском крае
      • Финал кубка мира. Синяя птица
      • «Чайковский — Лед надежды»
      • Фестиваль детского дворового футбола «Метрошка»
    • Социальная защита
    • Профилактика терроризма
      • Условия и охрана труда
        • Новости
        • Координационный совет
        • Производственный травматизм
        • Конкурс
      • Методические материалы
      • Деятельность АТК
    • Деятельность АНК
    • Чайковская районная организация ветеранов
      • Совет ветеранов
    • Диспансеризация
    • ЕГИССО
      • Нормативная база
      • Новости
      • Презентации
      • Документы
    • Отделы по работе с населением МБУ «ММЦ»
      • План работы отделов по работе с населением
      • Новости микрорайонов
    • Субсидия на оплату коммунальных услуг
  • Экономика
    • Инвестору
      • Инвестиционное послание главы
      • Информация об инвестиционной привлекательности округа
      • Инвестиционная стратегия округа
      • Инвестиционные объекты и объекты инфраструктуры
      • УКРУПНЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПЕРМСКОГО КРАЯ
      • Инвестиционные проекты
      • Меры поддержки инвесторам и предпринимателям
      • Совет по улучшению инвестиционного климата
      • Контактная информация
      • Агентство инвестиционного развития
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Предпринимательство
      • Имущественная поддержка
      • Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
      • Нормативная база
      • Финансовая поддержка
        • Предоставление субсидий
        • Протоколы заседаний комиссии по распределению субсидий
        • Реестр получателей поддержки
        • План проверок
      • Новости и анонсы
      • Защита прав потребителей
    • Предприятия района
    • Развитие конкуренции
    • Трудоустройство
    • Приём жалоб на заработную плату
    • Агропромышленный комплекс
    • Туризм
      • Правовые документы в сфере туризма
      • Туристические маршруты
      • Средства размещения
      • Предприятия питания
      • Санатории и Базы отдыха
      • Достопримечательности
      • Туристические компании
      • Чайковский подарок
      • Событийный календарь
    • Энергосбережение
      • Лимиты
    • Комиссия по ценовой и тарифной политике
    • Тарифы ЖКУ
    • Регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа
    • Бюджет Чайковского городского округа
    • Стратегия развития
    • Муниципальные программы Чайковского городского округа
    • Уполномоченное учреждение в сфере закупок
      • Контроль в сфере закупок
    • Муниципальный контроль
  • Инфраструктура
    • Городское хозяйство
      • ЖКХ
        • Управление многоквартирным домом
        • Общее собрание собственников помещений МКД
        • Содержание общего имущества многоквартирного дома
        • Подготовка к отопительному периоду
        • Документы отдела ЖКХ
        • Реестры МКД
      • Водоснабжение
      • Твердые коммунальные отходы (ТКО)
      • Транспорт
        • Транспортное обслуживание населения
      • Экология
        • Обеспечение благоприятной окружающей среды
        • Экологические акции и конкурсы
        • Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
        • Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов предприятий Чайковского городского округа
    • Благоустройство
  • Градостроительство
    • Приоритетные проекты округа
      • Формирование современной городской среды
      • Образование
      • Здравоохранение
      • Культура
      • Спорт
      • Дороги
      • Газоснабжение
      • Водоснабжение, водоотведение
      • Теплоснабжение
      • Переселение из аварийного фонда
      • Гидротехнические сооружения
    • Публичные консультации
    • Публичные слушания
    • Разрешения на строительство, уведомления о соответствии (несоответствии) планируемых, построенных ижс и садовых домов, ввод объектов капитального строительства
    • Утвержденная документация по планировке территории
      • Документация по планировке территории Чайковского городского поселения
    • Документация по планировке территории
    • Документы территориального планирования
    • Документы градостроительного зонирования
    • Информационная система обеспечения градостроительной деятельности
    • Заявления для предоставления муниципальных услуг
    • Местные нормативы градостроительного проектирования
  • Управление имуществом
    • Управление земельно-имущественных отношений
    • Реализация жилищных программ
      • Отдел реализации жилищных программ. Общая информация
      • Инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ
      • Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, вставшие на жилищный учет до 2005 года
      • Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет после 01.01.2005 г.
      • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
      • Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами
      • Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера
      • Ветераны боевых действий, вставшие на жилищный учет до 2005 года
      • Ветераны боевых действий, вставшие на жилищный учет после 01.01. 2005 года
      • Реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами
      • Молодые семьи
    • Имущество
      • Конкурсы и аукционы
      • Реестр пустующих
      • Реестр муниципального имущества
      • Перечень имущества свободного от прав 3-х лиц
      • Государственно-частное партнерство
    • Аукционы и конкурсы
    • Наружная реклама и информация
      • Информация о рекламных конструкциях, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на их установку и эксплуатацию
      • Информация о рекламных конструкциях, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на их установку и эксплуатацию
    • Перечень имущества, арендуемого предпринимателями и возможного к выкупу арендаторами по преимущественному праву
    • Земля, городские леса
      • Извещения о предоставлении земельных участков
      • Решения о размещении объектов
      • Земля для многодетных
      • Информация о кадастровой стоимости
      • Извещения об изъятии земельных участков
      • Информация о публичных сервитутах
      • Земля для льготной категории граждан
    • Нестационарные торговые объекты
      • Требование о добровольном демонтаже объекта
  • Документы
    • Устав Чайковского городского округа
    • Основные правовые акты
    • Проекты муниципальных нормативных правовых актов и административных регламентов
      • Архив проектов 2019 года
    • Регистр муниципальных нормативных правовых актов
      • 2016 — 2018 годы
      • Архив МНПА 2019 г
    • Постановления и распоряжения администрации Чайковского городского округа
      • Архив постановлений за 2019 год
    • Нормативная база документов по выполнению обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»
    • Переданные полномочия ОМСУ
    • Порядок обжалования муниципальных правовых актов
    • Вестник МСУ
    • Публичные слушания
    • Обзоры по рассмотрению обращений граждан
    • Информационные системы, регистры, реестры
    • Распоряжения функциональных органов администрации Чайковского городского округа

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *