Мотоблок с валом отбора мощности

Независимый привод связывается с маховиком двигателя. Таким образом, обеспечивается необходимая частота вращения вала независимо от фактора, с какой скоростью направляется трактор, а также будет выключено или включено сцепление.

Синхронный привод имеет связь с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механичeского редуктора КПП. Это является причиной зависимости частоты вращения.

К основным механизмам ВОМ относятся двухскоростной (двухступенчатый) редуктор незaвисимого привода в корпусе главного сцепления, планетарный редуктор управления ВОМ, находящийся в корпусе заднего моста, переключатель, схожий с приводом синхронным или незaвисимым.

Независимый привод следует включать исключительно при выключенном двигателе или самой малой рабoте двигателя, а синхронный включается при уже совсем остановленном тракторе.

Возникновение шума, который нарастает с увеличeнием передавaемого крутящего момента, и следы смазки на зaдней крышке говорят об износе шлицев вала, деталей плaнетарного редуктора, потере элaстичности или вовсе разрушении манжет.

Одной из распространенных главных проблем является заедание рычага упрaвления вала или сложное управление поводка муфты переключения режима. Чаще всего это поломка механизма усиления (стакан пружины) и износ кулaчковой муфты. Чтобы точно определить характер поломки, нужно снять и его разобрать.

При разборке стакана стоит быть очень внимательным и соблюдать осторожность. Все действия нужно осуществлять в строгой последовательности. Вначале нужно перевести рычаг управления ВОМ в положение, при котором передвигаются технoлогические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего мoста. Далее котргайку (3) следует отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до откaза в рычаг перeключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Когда наблюдается хорошая фиксация, нужно снять стакан в сборе. Далее его зажимаем под прессом и выворачиваем болт (4). Теперь можно заменять неисправные механизмы.

В случае, если поломана кулачковая муфта, то следует отсоединить КПП от зaднего моста и поменять комплектующие.

Поведение регулировки натяжeния лент и рычага делается по представленной ниже схеме.

Если же течет масло из-под хвостoвика вала, для замены манжет раскручивают гайку хвостовика, убирают тормозные ленты, спрессoвывают водило в сборе с пoдшипником и барабан включeния в сбoре, убирают стопорное кольцо, выпрессовывaют вал из крышки и т. д. Наиболее вaжные случаи процесса разборки, сборки и регулирoвки заднего моста и ВОМ приведeны на рисунке ниже.

Мотоблоки с валом отбора мощности (сокр. ВОМ) являются универсальными самоходными устройствами, способными выполнять широкий спектр задач. Они имеют особое техническое исполнение, которое позволяет агрегатировать различные виды навесного оборудования, включая косилку, сеялку, активную фрезу, картофелекопалку, снегоочиститель, подметальную щётку.

Культиваторы с ВОМ, в отличии от пассивных аналогов, качественнее проводят работу, а по эффективности практически не уступают малогабаритному трактору, зато значительно дешевле в цене. К тому же у них меньший вес, компактнее конструкция и для их хранения не требуется большого помещения.

Какие виды мотокультиваторов с ВОМ бывают

Производители выпускают разные модификации мотоблоков, оборудованных ВОМ. Они отличаются количеством валов, мощностью, габаритами, весом, скоростными и функциональными возможностями. Все эти параметры нужно учитывать при выборе мотоагрегата с ВОМ.

Бензиновые

Бензиновые двигатели устанавливаются на мотоблоках, относящихся к лёгкому или среднему классу. Такая сельхозтехника подходит для работы на небольших дачно-садовых участках или мини-фермах.

Для её оснащения использованы четырёхтактные двигатели мощностью от 6 до 9 л.с. с воздушным охлаждением и она:

  • эффективна в действии;
  • долговечна в эксплуатации;
  • экономна в расходовании топлива.

Из бензиновых мотоблоков с валом отбора мощности наибольшее распространение получили модели серии Угра (Россия), Мобил К (Италия/Россия) и Скаут (Китай).

Дизельные

Дизельные моторы устанавливаются на тяжёлых мотоблоках с ВОМ, а также на них установлен ременной привод, предназначенных для больших объёмов работ. У них высокая мощность, хорошая проходимость, увеличенный моторесурс. Такого класса машины характеризуются надёжностью, долговечностью, выносливостью, поэтому пригодны для интенсивного использования и выполнения сложных задач. Если дополнительно применить к ним ходоуменьшитель, то можно понизить обороты и тем самым ещё больше увеличить тяговое усилие.

Мотоблоками с дизельными двигателями и дифференциалом в основном пользуются владельцы средних садовых участков и фермерских хозяйств. Наибольшую популярность у отечественных землепользователей приобрели модели марки Crosser (Англия/Китай), ЗУБР и Скаут (Китай) мощность которых достигает более 9 л.с., а топливный бак имеет объём не менее 7 л.

Видео в работе

О мотоблоках с валом отбора мощности написано много статей, созданы видео материалы, а на тематических форумах есть отзывы от реальных пользователей. Эта информация будет несомненно полезной всем, кто хочет больше узнать о конкретном мотоблоке. К тому же она облегчит выбор и поможет сориентировать на правильную покупку.

Как работает устройство с ВОМом можно посмотреть здесь:
1) с косилкой;

2) с почвофрезой;

3) со снегоуборщиком;

Управление задним ВОМ

>> Вернуться к содержанию

Переключатель независимого/ синхронного привода (1)

Рычаг (1) имеет три положения:

Включение синхронного привода производится следующим обра­зом:

  1. запустите дизель;
  2. выжмите до отказа педаль сцеп­ления и включите 1-ую передачу КП;
  3. медленно отпускайте педаль сцепления и одновременно пово­рачивайте переключатель (1) в крайнее левое положение.

ВАЖНО! Синхронный привод включайте только на низших пере­дачах при минимальных оборотах холостого хода дизеля.

Переключатель двухскоростного независимого привода ВОМ (2)

Поводок (2) независимого привода имеет два положения:

  1. I — «540об/мин» — по часовой стрелке до упора (если смотреть на поводок (2) снизу);
  2. II — «1000 об/мин» — против часо­вой стрелки до упора.

Управление блокировкой диф­ференциала заднего моста

Рукоятка управления (1) имеет два положения:

  1. «Выключено». Используется при транспортных работах на дорогах с твердым покрытием.
  2. «Включено принудительно». По­тяните рукоятку (1) на себя до упора и удерживайте в этом по­ложении пока не будет преодоле­но препятствие.

После освобождения рукоятки про­исходит автоматическое выключе­ние блокировки.

ВАЖНО! Включайте блокировку дифференциала заднего моста только на короткое время для пре­одоления дорожных препятствий в процессе полевых и транспортных работ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не поль­зуйтесь блокировкой дифференци­ала при скорости движения тракто­ра свыше 10 км/ч, а также при по­воротах. В противном случае, за­трудняется управление трактором и происходит быстрый износ со­ставных частей ходовой системы и силовой передачи.

Управление силовым/позицион­ным регулятором гидросис­темы.

Одним рычагом (показан стрелкой) осуществляется силовое, позици­онное и смешанное (если установ­лено) регулирование в зависимос­ти от выбранного режима работы.

Рычаг имеет следующие положе­ния:

  • «N» — «Нейтраль» (фиксированное положение).
  • «Подъем» — крайнее заднее поло­жение, нефиксированное. Удерживайте рычаг до подъема орудия на требуемую высоту. После освобождения рукоятки она автоматически возвращается в «Нейтраль».
  • «Диапазон автоматического регулирования» (зона регулирования) — между положениями «Нейт­раль» и «Опускание». Начало опу­скания орудия соответствует на­чалу зоны регулирования (мини­мальная глубина обработки). Ко­нец зоны регулирования соответ­ствует максимальной глубине об­работки.
  • «Опускание» — крайнее переднее положение, нефиксированное. Удерживайте рычаг до необходи­мого опускания орудия.
  • После освобождения, рычаг ав­томатически возвратится в поло­жение «Промежуточной нейтра­ли» зоны регулирования.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если любой из рычагов распределителя установ­лен в положение «Подъем» или «Опускание», работа силового ре­гулятора в режимах автоматичес­кого регулирования, подъема и опускания прерывается.

Переключатель силового и пози­ционного способов регулирова­ния (1)

Для доступа к переключателю сни­мите смотровую крышку под сиде­ньем. Переключатель имеет следу­ющие положения:

  • «0» — «Выключено»;
  • «I» — «Силовое регулирование»;
  • «II» — «Позиционное регулирова­ние».

Регулятор скорости коррекции (2)

Для более медленного подъема орудия, поверните маховичок (2) в направлении по часовой стрелке до прекращения толчков.

Переключатель позиционного, силового и смешанного спосо­бов регулирования (если уста­новлено)

Имеет следующие положения:

  • «0» — «Выключено»;
  • «II» — «Позиционное регулирова­ние»;
  • «III» — «Силовое регулирование».

Зона между «II» и «III» является зо­ной смешанного регулирования, в которой происходит автоматичес­кое смешивание сигналов силового и позиционного регулирования.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем вклю­чить требуемый способ регулиро­вания, поднимите навеску в край­нее верхнее положение!

Управление насосом гидросис­темы

Рычаг управления имеет два поло­жения:

  1. «Насос включен» — верхнее поло­жение;
  2. «Насос выключен» — нижнее поло­жение.

ВАЖНО! Включайте насос только при минимальных оборотах холос­того хода дизеля. При холодном пу­ске дизеля или при проведении сервиса выключайте насос.

Управление компрессором

Рукоятка имеет два положения:

  1. «Компрессор включен» — при пово­роте рукоятки по часовой стрел­ке;
  2. «Компрессор выключен» — при повороте рукоятки в направлении против часовой стрелки.

Управление распределителем гидросистемы.

Каждый из трех рычагов управляет выносными цилиндрами и имеет четыре положения:

  1. «Нейтраль» — нижнее среднее по­ложение (фиксированное);
  2. «Подъем» — нижнее нефиксиро­ванное положение. При отпуска­нии рукоятки она возвращается в «Нейтраль»;
  3. «Принудительное опускание» — верхнее среднее нефиксирован­ное положение между позициями «Плавающее» и «Нейтраль». По­сле отпускания, рукоятка автома­тически возвращается в «Нейт­раль»;
  4. «Плавающее» — верхнее фиксиро­ванное положение.

Изменение положения рулевого колеса по высоте

Для изменения положения рулево­го колеса по высоте:

  • Снимите крышку (2).
  • Отвинтите зажим (1) на 3 — 5 оборо­тов.
  • Переместите колесо в требуемое положение.
  • Затяните зажим (1) усилием руки и установите на место крышку (2)

ПРИМЕЧАНИЕ: Диапазон регули­ровки рулевого колеса по высоте равен 100 мм.

Изменение угла наклона рулевой колонки

Рулевая колонка может наклонять­ся в четыре различные положения от 25° до 40° с интервалом в 5°. Для наклона рулевой колонки потяните на себя кнопку (3).

Сиденье оператора

ВАЖНО! Прежде чем начать рабо­ту на тракторе, отрегулируйте си­денье в наиболее удобное для Вас положение. Все регулировки про­изводите находясь на сидении.

Сиденье имеет механическую под­веску с общим ходом 100 мм, гид­равлический амортизатор, защи­щенные резиновым чехлом.

Откидывающиеся вверх регулируе­мые по высоте подлокотники и рем­ни безопасности являются стан­дартными.

Сиденье имеет следующие органы управления:

  1. Наклон спинки — на 12,5° впереди 5° назад с интервалом 2,5°.
  2. Индикатор массы.
  3. Регулятор массы — от 50 до 130 кг бесступенчато.
  4. Вперед/назад — в пределах 150 мм с интервалами в 15 мм.

Регулировка высоты сиденья — в пределах 60 мм в трех положениях, Для установки нужной высоты потя­ните сиденье вверх. Щелчок инди­катора определяет новое положе­ние. Если потянуть сиденье вверх из самого верхнего положения, сработает механизм опускания и сиденье опустится в крайнее ниж­нее положение.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не чистите обивку сиденья растворителями. Применяйте только теплую воду с небольшим количеством моющего вещества.

Управление отопителем кабины

Трактор может быть оборудован одним из двух типов управления отопителем:

  1. С кнопкой дистанционного управления краном отопителя, расположенной под рулевой колонкой. Чтобы открыть кран и дать возможность горячей жидкости поступать к радиатору отопителя; потяните кнопку на себя и наоборот.
  2. Если на тракторе не предусмотрено дистанционное управление краном отопителя, поверните рукоятку крана на 90° в любую сторону для закрытия или открытия крана.

После открытия крана включите вентилятор отопителя с помощью переключателя (3) и направьте по­ток воздуха в желаемом направле­нии с помощью регулируемых кана­лов.

Путем открытия или закрытия ре­циркуляционных заслонок (2) мож­но управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не чистите обивку сиденья растворителями. Применяйте только теплую воду с небольшим количеством моющего вещества.

>> Вернуться к содержанию

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *