Мозаика из дерева

Деревянная мозаика и резьба известны с давних времен и использовались для отделки и украшения не только предметов декоративно-прикладного искусства — мебели, музыкальных инструментов, оружия, но и интерьеров общественных зданий и сооружений. Являясь одним из видов монументально-декоративного искусства, мозаика и резьба по дереву отличаются относительно легкой обработкой исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры материала, способностью изменять природную окраску за счет протравного крашения, отбеливания, морения, обжига и пр. Все это предопределяет весьма широкое использование как различных видов деревянной мозаики, так и разнообразных способов резьбы по дереву в современной внутренней и наружной декоративной отделке как жилых, так и общественных зданий и сооружений.

Виды мозаики по дереву

Мозаика (от лат. musivum — посвященное музам) — разновидность монументальной живописи, где сюжетное изображение или орнамент вьшолняются из отдельных однородных или различных по материалу очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных частиц (камень, стекло, керамические плитки, дерево).

Наиболее известными видами мозаики по дереву, отличающимися богатством и разнообразием цветовых и декоративных возможностей, являются: инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрываю слоем) — украшение изделия или здания (фасад, интерьер) врезанием в его поверхность вгладь изображений или орнамента из пластинок, выполненных из другого, более ценного, отличающегося по фактуре и цвету, материала — металла, слоновой кости, перламутра, керамики и др.

В зависимости от размера пластинки-вставки используются два способа инкрустации. Первый применяется для вставок большого размера и несложной формы. В данном случае вырезается вставка, ее форма оконтуривается острым предметом на поверхности основы и по полученному рисунку выбирается гнездо, в которое и вкладывается вставка. Второй способ используется при сложном ажурном орнаменте. Сначала на декорируемую поверхность наносится рисунок вставки и по этому контуру делается неглубокий разрез, после чего резцом выбирается выемка с чуть скошенными ровными краями. В соответствии с выемками подгоняются вставки, на обратной стороне которых для лучшего сцепления с основой делается насечка. Вставки закрепляются в выемках клеем или мастикой с одновременным тщательным выравниванием узора.

Известен способ имитации инкрустации по дереву с использованием цветных паст, заполняющих углубления, выбранные в древесине. Такие пасты изготавливались из цветных пигментов, смешанных с клеем, и имитировали слоновую кость, черепаховый панцирь, черное дерево, а также малахит, бирюзу и другие цветные камни.

Инкрустация является весьма сложным и трудоемким способом декорирования по дереву и в настоящее время в основном используется в реставрационных работах.

Интарсия (ит. — intarsio) — вид мозаики деревом по дереву, сходный с инкрустацией, при которой в углубления деревянной основы вкладываются деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой.

Декоративный набор закрепляется на основе клеем или мастикой. Лицевая сторона пластинок набора, изготавливаемых из древесины кипариса, тисса, самшита, клена, железного дерева, кизила и других плотных пород, тщательно сглаживается и полируется. При необходимости применяются различные способы изменения естественной окраски (цвета) древесины вставок за счет пропитки их маслом, квасцами, кипячением в краске и др.

Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.

Блочная мозаика является одной из разновидностей мозаики по дереву, отличающейся от других способов меньшей трудоемкостью. чем объясняется ее широкое применение в настоящее время.

Техника блочной мозаики заключается в том, что по заданному рисунку из разноцветных деревянных брусков или пластинок различного сечения склеиваются блоки ( 2.13), которые потом разрезаются поперек на множество пластинок с одинаковым рисунком. Эти пластинки могут вставляться в углубления фона или наклеиваться на декорируемую поверхность, образуя таким образом своеобразный рисунок.

В блок вклеиваются бруски длиной 20 см и сечением 2×2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создается торцевой поверхностью брусков, входящих в блок.

После склеивания блок разрезается параллельно торцовой поверхности на тонкие пластинки, которые либо вставляются в углубления основы, либо наклеиваются на нее, образуя при этом повторяющийся рисунок на соответствующей по замыслу декоратора части поверхности.

После этого поверхность шлифуется и отделывается прозрачным лаком.

По рисунку мозаики, разрабатываемому художником, изготавливается определенное количество блоков с различным рисунком торцовой поверхности, из пластинок которых потом и набирается мозаичное панно.

Маркетри (франц. marquer — размечать, расчерчивать) представляет собой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпона из разных по окраске и текстуре пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляются бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеиваются на декорируемую поверхность.

Если мозаика представляет собой геометрический рисунок, набираемый из простых фигур (квадратов, прямоугольников, ромбов, параллелограммов), то набор получают склеиванием элементов по кромкам или наклеиванием их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Подобный набор получил название паркетри.

Если фон отсутствует или незначителен по площади и рисунок заполняет всю поверхность, то элементы мозаики поочередно врезаются и вклеиваются в лист плотной бумаги по нанесенному на ней контуру рисунка мозаики. Таким образом вся бумага постепенно замещается кусочками шпона.

В том случае, когда требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, фон и рисунок вырезаются одновременно. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой — для вставки, наклеиваются на бумагу и накладываются друг на друга, скрепляя их в нескольких местах клеем.

На верхний лист шпона наносится контур рисунка и выпиливается лобзиком. Таким образом, после разъединения листов шпона сразу получается два гнезда и две вставки, из которых изготавливаются два набора, противоположные по цвету.

Элементы фона и рисунка плотно соединяются друг с другом, чем обеспечивается высокое качество набора.

В технике маркетри можно создавать как простые орнаментальные украшения различных деревянных изделий, так и сложные композиции для отделки интерьеров жилых и общественных зданий.

При выборе породы древесины в качестве материала для мозаичных работ следует учитывать не только его природные декоративно-художественные характеристики, но и физико-механические свойства, например, склонность различных древесных пород к усушке, разбуханию и короблению при изменении влажности, которые предопределяют как трудоемкость обработки того или иного вида древесины, так и долговечность изделий из них.

Наиболее часто в различных видах декоративно-отделочных работ используются плотные, отличающиеся различной окраской, твердолиственные породы дерева. В ряде случаев приходится искусственно изменять природный цвет древесины, используя обжиг, крашение, отбеливание, морение (табл. 2.2) и, таким образом, в процессе мозаичных работ получать декоративные покрытия орнаментального или сюжетного характера, отличающиеся высокой художественной ценностью.

Кроме указанных древесных пород в мозаичной технике используются и такие, как амарант, отличающийся красно-фиолетовой окраской и крупной, выразительной текстурой, лимонное дерево с желто-золотистой окраской древесины, анатолийский орех — с резко выраженной полосчатой текстурой, палисандр — с желто-коричневой с фиолетовым оттенком окраской, эбеновое дерево — с черной окраской, падуб (остролист) с древесиной красного цвета и др.

Выполнение мозаики в технике маркетри

  1. Перенести рисунок на лист плотной бумаги или фоновый лист шпона.
  2. Вырезать ножом контур фрагмента рисунка. Нож надо держать как карандаш, с наклоном по направлению движения, срез должен быть строго перпендикулярным к плоскости шпона. Левая рука не должна находиться на пути движения ножа, во избежание травм, в случае его срыва.
  3. Под вырезанное «окно» в фоне подложить шпон другой породы, подобрать нужное направление волокон, рисунок текстуры и цвет.
  4. Обвести кончиком ножа кромки вырезанного окна на подложенном куске шпона. Нож надо держать вертикально, чтобы его след дал точную копию вырезаемого фрагмента (рис. 19).

Рис. 19. Положение ножа при вырезании элементов: а – при вырезании гнезда; б – при зачерчивании контура вставки; в – при вырезании вставки

  1. Вырезать фрагмент рисунка по намеченному контуру.
  2. Вставить фрагмент рисунка на место в фоне и приклеить узкими полосками гуммированной ленты смоченной влажной поролоновой губкой.

Последовательность выполнения работы представлена на рис. 20.

Рис. 20. Этапы выполнения вставок: а – контур вставки, нанесенный на фоновый шпон или бумагу; б – вырезанное гнездо; в – шпон для вставки; г – контур вставки на шпоне, вставка вырезана; д – вставка, соединенная с фоном

При изготовлении набора из разных, но простых по форме и повторяющихся геометрических фигур (рис. 21), можно применить способ наклеивания элементов набора на бумагу.

Рис. 21. Набор из повторяющихся геометрических фигур: а – рисунок набора; б – детали мозаики; в – порядок выполнения набора

Для этой цели используют тонкую бумагу на которую поочередно наклеивают на глютиновый клей отдельные элементы вырезанные из шпона.

Этот способ выполнения мозаичного набора наиболее прост, но не обеспечивает высокого качества соединения деталей между собой.

В законченной работе на обратной стороне составленного рисунка видно его зеркальное изображение.

Сформированный рисунок нужно наклеить на основу из ДСтП или толстой фанеры, этот процесс называется фанерованием. Запрессовку проводят в гидравлическом или винтовом прессе, холодным или горячим способом. При холодном способе используют клей ПВА (выдержка под давлением 4-5 часов, технологическая выдержка 24 часа), при горячем карбомидофармальдегидные клеи (выдержка под давлением 2 — 4 мин.).

После технологической выдержки мозаичный набор очищают от гуммированной ленты при помощи цикли и шлифуют.

Шлифованные наборы отделывают прозрачными лаками кистью или краскораспылителем.

Оборудование и приспособление для серийного производства

мозаичных наборов

Для предварительного раскроя шпона, нарезания полосок поперек волокон и получения прямолинейных геометрических фигур используют гильотиные ножницы или резак-гильотину.

Для изготовления деталей криволинейных форм применяют шаблоны из оргстекла толщиной 3 мм.

Более производительным и точным способом изготовления деталей мозаики является штампование. Этот способ аналогичен резанию ножницами. Два резца с замкнутым контуром взаимодействуют один с другим (рис. 22, а). С помощью пуансона материал вдвигается в матрицу, происходит скалывание и отделение детали. Вырезанная деталь падает в отверстие матрицы, а отходы снимаются с пуансона жестким съемником. Для получения лучшего качества поверхности разреза зазор между пуансоном и матрицей должен быть не более 0.03-0.05 мм. Угол заострения неподвижной матрицы β1=30º, а подвижного пуансона β2 =75º.

Рис. 22. Схемы штампования:

а-с помощью матрицы и пуансона; б- без матрицы; в- без пуансона

Штамповать тонкие листовые материалы можно без матрицы на деревянной плите (рис.22, б), или без пуансона, роль которого выполняет резиновая прокладка (рис. 22, в). Применение той или иной схемы штампования зависит от необходимого усилия, которое определяется габаритными размерами вырезаемой детали, толщиной и механическими свойствами штампуемого материала, формой и состоянием режущих кромок пуансона и матрицы.

При изготовлении мелких деталей несложной формы штамповку производят вручную ударом киянки. Штампы просечки изготавливают из твердой быстрорежущей стали Р9, Р18 и затачивают с внешней стороны (рис. 23).

Рис. 23. Штампы-просечки

Для получения деталей больших размеров и сложных форм применяют штамповочные прессы с пуансоном и матрицей, имеющие кривошипно-шатунный механизм на консольном конце рабочего вала.

Схема штамповочного пресса показана на рис. 24.

Рис. 24. Схема штамповочного пресса:

1- стол; 2- матрица; 3- кривошипно-шатунный механизм; 4- ползун; 5- направляющие; 6- пуансон

Рабочий ползун 4 пресса перемещается по направляющим 5 с помощью кривошипно-шатунного механизма 3. пуансон 6 на ползуне при рабочем движении действует на штампуемый материал, лежащий на матрице 2, которая закреплена на столе 1. Приводной механизм пресса снабжен маховиком, который, вращаясь, создает необходимое усилие для просечки материала.

Лазерная резка

Использование современной технологии лазерной резки позволят в настоящие время автоматизировать процесс получение элементов для мозаичных наборов.

Лазерная резка – это современный способ раскроя различных материалов, она открывает неограниченные возможности для изготовления изделий сложных форм, в том числе эксклюзивного дизайна. К тому же, лазерная резка не требует высоких денежных затрат: независимо от количества деталей, цена на них будет практически одинаковая.

В основе лазерной обработки лежит простой научный факт: лазерный луч можно сконцентрировать на поверхности материала в пятно диаметром в десятые доли миллиметра. Если при этом лазер обладает достаточной мощностью, то происходит расплавление, испарение, разрушение, изменение структуры материала. Для превращения лазерного луча в инструмент, на его пути на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности обрабатываемого материала ставится фокусирующая линза. Общий вид лазерного станка представлен на рис. 25.

Рис. 25. Лазерный станок

Фигурная резка древесных материалов на лазерных станках широко используется на многих малых предприятиях при изготовлении наличников, карнизов, кронштейнов, мебели и кухонных изделий, шкатулок, сувениров и художественных изделий, эмблем и товарных знаков из драгоценных пород дерева (рис. 26). Раскрой материалов из доски, фанеры, древесно-стружечных плит толщиной до 40 ммосуществляется по сложному программируемому контуру при скорости реза до 3 м/мин. Особый интерес представляет при этом изготовление художественного инкрустированного паркета.

Рис. 26. Работы выполненные в технике маркетри с применением лазера исполнитель Шимон Л.

Область применения деревянной мозаики

Мозаика из благородных пород дерева нашла применение в отделочных работах внутри помещения, а иногда и снаружи. Влагостойкими изделиями декорируют поверхности в парилках и банях.

Ценители натуральных материалов используют данный вид декора стен для следующих стилей:

• барокко;

• кантри;

• ретро;

• минимализм;

• модерн и др.

Применяется деревянный декор и в современных стилях, но очень дозировано. К примеру, в гостиной природным материалом оформляется лишь небольшая зона у камина или домашнего кинотеатра.

Мозаика в интерьере

Плитка мозаика в интерьере должна гармонировать с общим стилистическим решением и выбранной цветовой гаммой. поскольку мозаика сама по себе акцентирует внимание яркостью, рекомендуем уделять ей не более десяти процентов от общей массы отделочных материалов.

Интерьер кухни с мозаикой

  • отлично выделит кухонный фартук, облегчит задачу с вырезанием отверстий вокруг розеток и выключателей

  • украсит столешницу острова

  • каменная мозаика разнообразит пол кухни

Мозаика в интерьере ванной

  • гармонично смотрится при использовании матовой поверхности на полу и глянцевой рельефной на стенах

  • добавит акценты в виде декора

  • для облицовки панелей под ванной и раковиной

Мозаика в жилых помещениях

  • как эффектный акцент фрагмента стены

  • для выделения каминного портала

  • в фасадах мебели

Наружная отделка

  • обрамление бассейна

  • уютное патио

  • в облицовке фасада

  • в укладке дорожек и ступеней

Особенности монтажа

Мозаикой можно отделывать практически любые поверхности, но перед укладкой их нужно подготовить. Для этого с помощью шпаклёвки устраняются серьёзные неровности, после чего на стену наносится грунтовка. Отдельные мозаичные фрагменты нет необходимости выкладывать в орнамент самостоятельно, изделия выпускаются в виде модулей. Их фиксируют на поверхность с помощью безводных клеевых составов, к примеру, паркетного клея.

Техника укладки отличается простотой, модульные плиты лёгкие, что способствует быстрому их приклеиванию. К тому же на стены не даётся сильная нагрузка. Всё внимание при выполнении монтажа уделяется ровности стыковок по горизонтали и диагонали. Крепление каждого модуля проверяется измерительными приборами.

Завершаются работы заполнением стыковочных швов эпоксидной двухкомпонентной затиркой. Не стоит в этих целях использовать минеральную затирку, она спровоцирует растрескивание дерева при изменениях уровня влажности в помещении.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *