Ниваки из можжевельника своими руками

Еще не так давно необыкновенными «облаками» в саду можно было любоваться только по телевизору или на страницах журналов. Сейчас это великолепие из садов Японии пришло и в сады средней полосы.

В прошлом году одна из тем рубрики Крупный план (издание «Цветок» №2 за 2017 год) была посвящена очень модному сейчас направлению садового дизайна – ниваки. Это классическая японская техника стрижки и формирования деревьев и кустарников, несущая в себе не только внешне эстетическую функцию, но и внутреннюю философскую наполненность. Да, работа непростая, вкладывать в нее нужно годы кропотливого труда. Но результат ошеломительный: сад превращается с настоящую сказку!

После публикации читатели буквально завалили редакцию письмами с просьбой рассказать подробнее о всевозможных нюансах формирования ниваки. Мы подумали и решили вместить максимально полную информацию об этом в новый журнал «Цветок. Спецвыпуск «Ниваки: мастер-класс по стрижке» (№1 за 2018 год). Советы дают и специалисты-ландшафтники, и садоводы, уже попробовавшие формировать ниваки на личном опыте. Воспользовавшись этими советами, создавать растения необычной формы теперь смогут в желающие.

Если вы решили попробовать свои силы в формировании ниваки, то подсказки Татьяны ЧЕРЕПКО, ландшафтного дизайнера из Минска, помогут вам справиться с поставленной задачей. Торопитесь – журнал уже поступил в продажу!

Ниваки или садовый бонсай: в чем разница

Хотя так и называют растения, сформированные в технике ниваки, с бонсаями они имеют только некоторое внешнее сходство. Ниваки не формируют как карликовые формы подрезкой корней и жесточайшей cтрижкой кроны, не выращивают в контейнерах, не ограничивают и в питательных веществах, регулярно не пересаживают. Просто стригут по определенным правилам.

И получается весьма стильно и для наших садов – необычно! Вероятнее всего, первый экземпляр ниваки создала сама природа, а человек лишь заметил и оценил предоставившуюся ему возможность повторять за нею. Выстриженные в технике ниваки деревья настолько преображаются, что порой трудно поверить, что видишь привычную прежде глазу сосну или ель.

Наша справка Японское «ниваки» образовано от двух слов: «нива» (сад) и «ки» (дерево). Это растения, выстриженные в особом японском стиле. Такое же название носит и сам этот особый стиль стрижки.

«3 кита» японских садоводов

Садовое искусство Японии, в том числе и техника ниваки, имеют глубокое смысловое наполнение, основанное на трех фундаментальных факторах, тесно сплетенных в единое целое:

  • ландшафт,
  • религия,
  • культура.

Как постричь дерево в стиле ниваки

Изначально в стиле ниваки в японских буддийских садах города Киото и окрестностей формировали исключительно сосны, клены и камелию. Сейчас в ниваки при желании и усердии можно превратить любые породы деревьев в саду.

  1. Выберите здоровое и сильное растение.
  2. Сделайте санитарную обрезку, оставшиеся ветви слегка укоротите.
  3. Определите фасадную – «лицевую» – сторону дерева, которой все будут любоваться в первую очередь.
  4. Оцените форму ствола и ветвей, чтобы выбрать стиль для формирования ниваки.

Ниваки формируют по принципу «треугольника» – каждый следующий ярус ветвей должен быть меньше предыдущего. Принцип «треугольника» используют и при формировании каждой ветви: они не должны перекрещиваться, и располагать их следует горизонтально.

Что нужно учитывать при создании ниваки

Во-первых, нужно помнить, что создание полноценного ниваки занимает несколько лет, а поддержанием формы растения придется заниматься постоянно. Если перестать его корректировать, оно дает неконтролируемые побеги, сильно разрастается, теряет привлекательный внешний вид.

Готовясь к обрезке, важно заготовить ножницы, секатор, поскольку работы по корректировке формы, обрезке выполняют остро заточенным инструментом. Места срезов обязательно нужно обрабатывать садовым варом, порошком древесного угля или, в крайнем случае, аптечной зеленкой.

Стрижку и обрезку хвойных растений не рекомендуют делать в дождь, так как возрастает опасность занесения инфекции и возникновения болезней. После любых манипуляций по формированию ниваки растение следует хорошенько полить. Это даст ему возможность быстрее восстановиться после стресса.

Какой стиль стрижки выбрать для дерева

Могу посоветовать сфотографировать саженец с разных сторон: иногда дерево наклоном ствола или необычной формой веток с какой-то стороны может само дать подсказку. Распечатайте фото и работайте над стилем прямо на нем, вначале маркером. Затем оцените, как нарисованное растение может вписаться в окружающий ландшафт, подходит ли место для него: достаточно ли ему здесь солнца или лучше посадить подальше от забора и строений? Продумайте, как можно усилить впечатление от композиции, добавив растения-спутники, камни, декоративные статуи.

Как правильно закреплять ниваки

В соответствии со стилем фиксируйте ветки и ствол (примерно на полгода) в определенном положении с помощью бамбуковых палок, шпагата или проволоки и мешковины. Возможно, фиксацию придется повторять, пока не достигнете желаемого результата. Перед тем как фиксировать ветви, сначала удалите (не за один раз, постепенно) загущающие крону, перекрещивающиеся либо растущие внутрь.

Если вы собираетесь формировать сосну, распределите процесс на несколько лет. Это растение очень плохо переносит одномоментную сильную обрезку ветвей, может даже погибнуть.

Основные стили ниваки

Всего существует 8 стилей ниваки. О каждом из них – более наглядно.

Кэнгай (поникающая форма). Непременное условие для работы с растением в стиле кэнгай – корни должны располагаться выше поникших веток.

Моёги (извилистый ствол). Ствол дерева формируют таким образом, чтобы он изгибался в одной плоскости.

Сякан (наклонный стиль). Дерево-сякан формируют с учетом господствующих на местности ветров, высаживают на берегу водоема, чтобы оно склонялось над водой.

Киотосская форма. Ее формируют из поросли на пнях срубленных деревьев или деревьях с поврежденной верхушкой.

Сокан (раздвоенный ствол). Дерево формируют так, чтобы ствол раздваивался, начиная от самой земли.

Тёкан (классическая прямая форма). Сформированным в стиле тёкан деревьям позволяют вырастать до внушительных размеров.

Котобуки. Композиция-«защита». Ее очертания напоминают иероглиф «счастье».

Монкабури. Дерево-«оберег» над входом. Одну из ветвей формируют длинней других – она нависает над воротами или входом в дом, как будто оберегая его.

Кроме перечисленных, существует еще несколько разновидностей стиля ниваки:

  • тякан многоствольный – из одного корня растет несколько стволов с одинаково сформированными кронами;
  • эда-сукаши – сильно прореженные ветки подчеркивают естественную форму и красоту растения;
  • кобуши – сильно срезают на ветках весь прирост текущего года, в результате чего на их концах образуются утолщения в виде узлов, по виду напоминающие кулак человека.
  • мацу-зукури (стиль сосны) – наиболее часто применяемый. Растение своей кроной напоминает возвышающуюся гору;
  • дан-зукури (стиль шагов) – издалека кажется, что ветви с шапками-лапами напоминают ступени лестницы;
  • кай-зукури (стиль коробки) – крона с ветвями в виде лап-шапок «складывается» в геометрическую форму.

Если вы формируете плоские шапки-лапы, располагайте их ярусно и поддерживайте рост таким образом, чтобы нижние ветки были всегда длиннее верхних. Растения с зафиксированным стволом или ветвями почаще осматривайте на предмет повреждения коры. Проверяйте прочность и качество фиксации, если долго шли дожди или бушевали сильные ветры.

Ниваки из хвойных культур

Туя. Для ниваки это растение – поистине находка: непривередлива, хорошо переносит стрижку, начиная с середины весны и до поздней осени. Ее можно формировать в виде кустика или дерева.

Пихта. Ее можно прищипывать руками или стричь, чтобы крона была густой и пышной. И, как уже говорилось, во всем должна быть умеренность, чтобы растение успевало восстановиться к зиме и не болело.

Кипарисовик. В конце мая – июне отросшие побеги укорачивают на 1/3-1/2 от всей длины. Чаще его формируют в двух вариантах – с веточками в виде шаров и распластанным над землей горизонтально. Для второго варианта ветви пригибают к земле и закрепляют.

Подходящие для создания ниваки виды:

  • кипарисовик Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana);
  • кипарисовик горохоплодный (Ch. pisifera).

Как и когда нужно стричь сосну

Каждый год, в середине мая – начале июня нужно прищипывать концы веток. Руками отрывайте до половины высоты молодые отростки-«свечи» с нераскрывшимися иголками. Одной рукой держите «свечу» под планируемым местом отрыва, второй – зажимайте ту часть отростка, которую нужно отделить, и поворачивайте ее по часовой стрелке.

В местах отрыва пробуждаются спящие почки. В итоге на концах веток будут сформированы крупные плоские шапки-лапы с хвоей. Если пропустили сезон прищипывания, лучше не рисковать и подождать до следующего года.

Для ниваки из сосны чаще всего используют следующие виды:

Как сделать ниваки из можжевельника

Вообще, это растение хорошо переносит стрижку. И обрезать его можно практически весь сезон вегетации. Формы можжевельнику можно придавать абсолютно любые.

Чаще всего для ниваки используют можжевельник следующих видов:

Ниваки из ели

Ель не прищипывают, а стригут ножницами. Для ниваки подходят все виды ели. В отличие от сосны, она гораздо лучше переносит стрижку, однако и здесь важно не злоупотреблять. Чаще всего ели придают коническую или шаровидную форму, гармонично будет смотреться ель в киотосском стиле. Основную стрижку делают в конце марта, а в конце весны – начале лета проводят корректирующую обрезку молодых побегов.

Ниваки из листопадных растений

Дуб каменный

Чаще ниваки формируют из хвойных растений ввиду их декоративности круглый год. Но хорошо зарекомендовали себя и листопадные деревья – самшит, бирючина, клен, липа, дуб, камелия, абрикос японский, волчеягодник душистый, азалия, пиерис японский, краснолистные клены, тутовник.

Конечно, если вы захотите создать на своем участке садик в японском стиле, вырастив необычайные деревья ниваки, потрудиться придется немало, а затем нужно будет постоянно ухаживать за ними, поддерживая форму. Но с советами и рекомендациями опытных специалистов, собранными на страницах издания «Цветок. Спецвыпуск «Ниваки: мастер-класс по стрижке» (№1 за 2018 год), вы справитесь с этой задачей. Спрашивайте издание в торговых точках вашего города.

FOREST STYLE BONSAI
Изложение 10 главы Intermediate Bonsai A Course Syllabus by Thomas L. Zane
I. ЦЕЛИ
Знакомство с этим материалом вам поможет:
1) Понять существенные особенности бонсай в стиле роща, включая:
a. Значение соотношения высоты/обхвата.
b. Тип наиболее соответствующего контейнера
c. Важность возвышения почвы.
2) Используя соответствующие растения, создать бонсай в стиле роща.

II. ОБЩИЕ
A. «Роща», «Лес» или групповая посадка — стиль бонсай, в котором три или более деревьев растут в отдельном контейнере.
1. Можно использовать любое количество деревьев, предпочтительно нечетное, однако 4 нужно избегать. В японской культуре иероглиф для «4» такой же, как для смерти (кстати, в Китае также). С практической точки зрения четыре дерева представляют симметричную композицию, а симметрии нужно избегать.
2. При посадке леса обычно используют растения одного вида.
3. Должен быть единый ритм или стиль; формальный вертикальный, неформальный вертикальный, ствол на ветру, и т.д.
4. Стиль роща — хорошая находка для тонкого, молодого материала.
5. Один или более камней могут использоваться в композиции.
B. Различные артистические и эстетические принципы применяются для создания успешной композиции; тип и размер контейнера, отношение одного дерева к другому, размещение деревьев и камней друг относительно друга и в контейнере.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОНСАЙ В СТИЛЕ «РОЩА»
A. Отношение Высоты/Обхвата Ствола
Самое высокое дерево должно иметь самый толстый ствол. Каждые следующее дерево в группе должно быть короче и иметь пропорционально меньший обхват. Пример отношения высоты/обхвата может быть ясно виден в двух примерах, в которых минимальное отношение является от 2 до 1, и идеальное отношение — от 3 до 1 (более высокое дерево в 3 раза выше и имеет обхват в 3 раза больше чем меньшее).

B. Виды растений, применяемых для рощи
При формировании рощ используются, как правило, растения одного вида.
1. Если используются различные виды растений, внимание зрителя отвлекается от рассмотрения композиции в целом к концентрации на отдельных сегментах. Это особенно заметно, если один элемент более силен или более выделяется, чем остальные.
2. Использование разных растений в групповой посадке может привести к нежелательным изменениям в структуре, которые умаляют гармонию композиции.
D. Выбор камней
1. Традиционные японские групповые посадки не имеют камней. Saikei — термин обычно используемый для обозначения композиций, в которых присутствуют и камни, и растения для создания иллюзии естественного пейзажа. Однако ничто не препятствует вам использовать камни, если вы чувствуете, что они усилят композицию.
2. Многие из принципов отбора камней для использования в композиции такие же, как для выбора деревьев. Камни должны:
a. Быть в одном стиле (плоские, вертикальные, округленные, острые грани, и т.д.)
b. Быть в единой цветовой гамме и структуре.
c. Отличаться по размеру.
V. ФОРМИРОВАНИЕ БОНСАЙ В СТИЛЕ РОЩА
A. Предварительное планирование для соблюдения соответствующих требований, вероятно, более важно в формировании групповой посадки, чем даже в любых других стилях бонсай.
B. Фокус
Деревья могут быть размещены или справа или слева в зависимости от местоположения фокуса, главной точка внимания. Самое высокое дерево должно быть расположено приблизительно примерно в одной трети от края контейнера.

C. Приоритеты
Приоритеты при групповой посадке состоят в том, чтобы сначала рассмотреть стволы, затем корни и, наконец, ветвление.
D. Возвышение
Расположение может быть вертикальное как на скале, или горизонтальное как в горшке или на плите (камне).
E. Схема или Силуэт
1. Единая группа
Деревья могут быть сгруппированы в единую группу, которая, когда рассматривается с фронта, представляют единый контур в форме косоугольного треугольника.

2. Двойная группа
Деревья могут быть сгруппированы в две отдельные группы. Самое высокое дерево находится в главной группе. Каждая группа представляет ее собственный контур в форме косоугольного треугольника.

3. Тройная группа
a. Деревья могут быть сгруппированы в три относительно отдельные группы; главная группа, вторичная группа и младшая группа.
b. По мнению большинства бонсаистов, гармония обычно достигается лучше всего, если младшая группа помещена позади и между двух больших групп.

F. Перспектива
1. Перспектива в искусстве — показ объектов как они смотрелись бы с учетом расстояния и глубины.
a. Пример — иллюзия расстояния, отдаленности дороги, тропы, следа или потока достигается при расширении их на переднем плане и сужении на заднем плане.
b. Другой пример — расположение меньших объектов на заднем плане, позади элементов переднего плана создает иллюзию и расстояния и глубины.
2. Объект, расположенный близко к краю леса создает впечатление «нахождения рядом» с лесом. В бонсай, впечатление «нахождения рядом» создается при соблюдении следующих правил посадки деревьев:
a. Самые высокие и тяжелые деревья на переднем плане — для акцента.
b. Деревья среднего размера в центральной области.
c. Наименьшие деревья на заднем плане, чтобы довершить перспективу глубины и расстояния.
3. Объект далеко от края леса создает впечатление «вид издали» того леса. В бонсай впечатление «вид издали» создается при соблюдении следующих правил посадки деревьев:
a. Более высокие и более тяжелые деревья в центральной области.
b. Наименьшие деревья и на переднем плане, и на заднем плане.
c. Средние деревья размера между самым низким и самым высоким деревьями.
4. Выравнивание объектов
Деревья, и камни, если присутствуют, должны быть помещены так, чтобы никакие три из них не находились на одной линии, когда рассматриваются с фронта и со стороны.
5. Яркие объекты
Более яркие по цвету объекты кажутся находящимися ближе, чем те, которые темнее. Чтобы усилить иллюзию расстояния, посадите более яркие растения, включая мох, со стороны фронта композиции.
6. Структура
Более грубая структура дает ощущение близости, в то время как более тонкая структура передает расстояние. Чтобы усилить иллюзию расстояния, используйте более грубый материал со стороны фронта композиции.
G. Косоугольный треугольник
1. Размещение деревьев
Расположите стволы деревьев так, чтобы сформировать ряд косоугольных треугольников.

2. Ветви
Самая низкая ветвь обычно находится на самом низком дереве с наименьшим стволом. Это часто формирует длинную сторону косоугольного треугольника, который определяет полную форму композиции.

H. Почва
1. Контур
Рельеф почвы должен быть сформирован так, чтобы наибольшее дерево было установлено на высшей точке композиции.
2. Состав
Почва должна соответствовать растениям, выбранным для композиции.
3. Посадка на плиту (камень)
Плита не имеет никаких сторон. Стенка, сделанная из глины или других материалов, должна размещаться вокруг внешнего края для предотвращения эрозии почвы.
4. Камни
a. Камни не должны располагаться на поверхности почвы. Это создает чувство неустойчивости. Камни в природе обычно уходят под землю. В композиции бонсай основание большинства камней от трети до их половины должно быть скрыто под почвой, чтобы обеспечить определенную степень визуальности так же, как физической стабильности.
b. Если дорожка или водный поток входят в состав композиции, камни и используемый гравий должны иметь тот же самый цвет и структуру, как и другие составляющие.
c. Дорожка или поток должны быть шире к фронту и сужаться к тылу композиции. Это обеспечивает иллюзию глубины композиции.
d. Дальний конец дорожки или потока не должны быть видимы с фронта. Они должны исчезнуть позади скалы, дерева или насыпи. Это также обеспечивает не только иллюзию глубины, но и добавляет немного тайны композиции.

I. Положение деревьев
1. Положение дерева соотносится со степенью его вертикальности: прямостоящее, наклонное, каскад и т.д.
2. В групповой посадке самое большое и высокое дерево обычно вертикально, в то время как другие отклоняются от него.

J. Фронт каждого дерева

1. Фронт каждого дерева выбирается исходя из линии ствола и размещении ветвей.
2. Фронт обращен лицом к зрителю, который находится не обязательно со стороны фронта контейнера.
3. Линия передних деревьев должна формировать небольшую вогнутую дугу, которая визуально приглашает зрителя в сцену.
К. Ветви

1. Самая низкая ветвь каждого дерева должна располагаться под правильным углом к фронту дерева.
2. Ветви одного дерева не должны пересекаться с ветвями другого дерева. Ветви, которые превращаются в группу, часто устраняются.
3. Иногда маленькие деревья с низкими ветвями могут быть установлены на заднем плане, чтобы дать иллюзию глубины и расстояния.
V. Посадка в контейнер
A. Контейнер
1. Независимо от формы, контейнер должен быть мелким.
2. Используйте прямоугольный контейнер для посадки группы правильно прямостоящих деревьев.
3. Овальный контейнер может использоваться для неформальных, с изогнутыми стволами деревьев.
4. Контейнеры для сосен, можжевельников и другой хвои должны быть из неглазурованной терракоты.
5. Цветущие, с плодами и изменяющие цвет листьев деревья могут быть помещены глазурованные контейнеры подчиненных (матовых) цветов.
B. Плита
Композиции, для которых желательно подчеркнуть естественность, могут быть посажены на плите (камне).
C. Размер
Контейнер должен быть достаточно большим, настолько, чтобы роща заняла не больше, чем половину области контейнера.

A. Большинство контейнеров для групповых посадок имеют несколько дренажных отверстий, ни одно из которых, как правило, не бывает там, где необходимо нам для надлежащего выравнивания и закрепления деревьев с помощью проволоки. Поэтому необходимо создать дополнительные якорные позиции.
B. Пропустите проволоку необходимой длины (скажем, 50 см) через два дренажных отверстия и скрутите её концы вместе, оставляя немного недотянутыми. Эта проволока будет использоваться, чтобы прикрепить другие, которые и закрепят деревья в контейнере.

C. Плоскогубцами скрутите одну или две петли.

D. Отрежьте по крайней мере 30 см проволоки, которая будет использоваться для закрепления деревьев в контейнере. Прикрепите по проволоке к каждой петле, сделанной на «якорной» проволоке.

E. Слегка затяните якорную проволоку, чтобы закрепить дерево в основании горшка.

F. Повторите этот процесс, пока не подготовите крепление для каждого дерева.
G. Пересадка
Когда придет время для пересадки композиции, вытащите рощу как единый блок, подрежьте корни, добавьте новую почву и установите обратно на том же самом контейнере.
VI. РЕЗЮМЕ
Для того, чтобы композиция была артистичной и имела эстетическую ценность, все элементы должны быть в надлежащем масштабе, элементы должны дополнять друг друга, фокусы размещены должным образом и контур почвы не должен быть статичным.

Еще из советов по созданию рощи:
Выбирайте контейнер или плиту (камень) согласно следующим пропорциям: самое высокое дерево в роще должно быть 2/3-> 3/4 длины контейнера при создании леса с дальней перспективой (distant view forest) или длина контейнера должна составлять 2/3-> 3/4 высота самого высокого дерева при создании леса с ближней перспективой (near view forest).
Материал подготовлен Jur специально для http://www.bonsaiforum.ru. Перепечатка возможна только при указании активной ссылки на данный сайт.

Ниваки: 4 совета и 8 стилей

Татьяна Панасенко Сделала сад в стиле Niwaki

Я наконец-то обнаружила подробную книгу об искусстве Niwaki. Это те прекрасные японские деревья, которые выглядят как облака. Но какие деревья для этого подходят, не могла понять, пока не перечитала массу информации.

Хочу рассказать вам, как сделать сад в стиле Niwaki своими руками.

Как подбирать деревья: 4 совета от эксперта

Для создания собственного сада эксперт по растениям рекомендует:

  1. Определить лицо. Для начала следует осмотреть дерево со всех сторон и определить самую привлекательную часть. Это и будет лицом, относительно которого начинается формирование кроны. Обрезка производится постепенно, порой, чтобы достичь нужной формы потребуется ни один десяток лет.
  2. Подобрать стиль и форму. Главным правилом формирования сада в японском стиле является соблюдение треугольника во всем. В формировании кроны, веток, зеленых подушек. В зависимости от дерева подбирается соответствующая форма Ниваки.
  3. Произвести обрезку. В самом начале удаляются сухие и слабые ветки. Количество ветвей всегда должно быть нечетным. Обрезка производится в мае-июне, в период активного формирования почек.
  4. Ухаживать постоянно. Красота ниваки заключается в постоянном уходе, который растягивается на годы кропотливого труда. Формирование сосны обыкновенной производится различными растяжками, постоянной обрезкой и уходом.

Фрагмент телепередачи:

8 стилей, которые я нашла на форумах

Садовый бонсай в японском стиле:

Стиль 1. Текан

Справка: обрезка, произведенная на дереве с прямым ровным стволом. Это классическая форма, где соблюдается строгий принцип пирамиды. Нижние ветки больше, верхние меньше.

Растения:

  • сосна обыкновенная;
  • туя пирамидальная;
  • ель;
  • пихта;
  • кедр.

Процесс формирования дерева занимает несколько лет. На ветках формируют плоские тарелки, пушистые подушки или летящие облака

Стиль 2. Сокан

Справка: форма с раздвоенными стволами в виде буквы — V. Формирование кроны начинается от земли. Дерево может сходиться в единое целое или занимать противоположные стороны с разной высотой.

Растения:

  • любые хвойники;
  • лиственные растения.

Ветви не должны перекрещиваться, они формируются в строгой параллели с землей. Для этого применяют различные растяжки и упоры

Стиль 3. Моеги

Справка: самый распространенный садовый бонсай. Извилистый ствол располагается в одной плоскости с ветками.

Растения:

  • хвойные;
  • лиственные;
  • кипарисовик;
  • можжевельник.

Лучше всего в формировании стиля использовать можжевельник стрижка которого производится круглый год формируя красивые лапы. Из лиственницы получаются очень красивые фигуры, но ствол сложнее поддается деформации

Стиль 4. Кэнгай

Справка: ствол направлен вниз, может быть ниже уровня земли. Хорошо смотрится на импровизированной скале или возвышенности.

Растения:

  • хвойные;
  • гинкго билоба;
  • падуб;
  • можжевельник;
  • тис.

Форма, поникающая способна украсить альпийскую горку или рокарий из можжевельника или туи

Стиль 5. Сякан

Справка: наклоненное дерево, высаживается на берегу водоема. Напоминает парящие облака или рассеивающийся туман.

Растения:

  • хвойные;
  • лиственные;
  • клен;
  • тутовник,
  • карагач.

В большей части используются хвойники для формирования сякан, реже встречаются фигуры из лиственных деревьев

Стиль 6. Киотская форма

Справка: это пни с отрастающими молодыми побегами. Применяется в садах из камней.

Растения:

  • криптомерия;
  • ель обыкновенная.

Пни окруженные порослью из ели хорошо смотрятся в сухих садах с импровизированными прудами и реками

Стиль 7. Котобуки

Справка: форма приносящая счастье, напоминает иероглиф. По поверью японцев считается символом благополучия.

Растения:

  • любые хвойники;
  • клен;
  • тис;
  • самшит.

Каждый старается достичь гармонии в садовом искусстве, где центром является дерево оберег котобуки

Стиль 8. Монкабури

Справка: дерево высаживается над входом в дом состоящее из одной ветки. Приносит обладателю успех и удачу.

Растения:

  • сосна;
  • кедр.

Длинная горизонтальная ветвь, нависающая над входом в сад или дом оберегает его от злых духов. Обрезка производится постепенно, чтобы перенаправить основную силу в нависающую ветвь

Когда участок небольшой, а на нем хочется посадить большое количество деревьев, то искусство бонсай самое подходящее для формирования экзотического сада своими руками.

Главное в обрезке деревьев и кустарников соблюдать принцип треугольника

Что надо запомнить

  1. Определять лицо. Выбрать самую красивую сторону у растения и произвести стрижку. Из сосны формировать бонсай легче всего.
  2. Подбирать стиль. От выбранной формы зависит оформление сада, достижение гармонии и особой философии.
  3. Производить обрезку. Стрижка и обрезка ветвей у сосны, кедра, ели, клена производится в мае-июне в период формирования почек, у можжевельника круглый год. Формирование кроны можно осуществлять секатором, ножницами и обыкновенной прищипкой.
  4. Ухаживать за японским садом. Если не ухаживать за японским садом, то деревья потеряют форму, заболеют и погибнут.

НИВАКИ или САДОВЫЙ БОНСАЙ – ЧТО ЕСТЬ ЧТО и КАК СОЗДАТЬ ШЕДЕВР В СВОЕМ САДУ. Часть 2 (техника и алгоритм создания ниваки)

В первой части мы подробно рассмотрели основные стили ниваки согласно довольно строгим японским канонам. Теперь от теории перейдем к практике и ознакомимся с техниками формировки деревьев, которые применяются японскими садовниками и насчитывают уже не одно столетие.

Также далее рассмотрим пошаговый алгоритм для тех, кто желает самостоятельно создать на своем загородном участке оригинальный элемент ландшафтного дизайна в виде ниваки. Он включает основные этапы формировки растения для получения ниваки соответственно выбранному стилю.

ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НИВАКИ

1. Сукаши (透かし, техника удаление ветвей). Удаление ветвей с целью прореживания и придания определенной формы дереву.

При проведении кардинальной обрезки на начальной стадии формирования ниваки часто требуется удалять пилой без образования задиров довольно толстые скелетные ветви. Чтобы этого достичь ветки спиливаются в три шага: 1) – на расстоянии в 15 – 30 см от места соединения ветки со стволом делается снизу вверх пропил на треть ее диаметра; 2) – отступив еще дальше от проделанного пропила ненужная ветка срезается; 3) – придерживая оставшийся пенек, производится окончательное спиливание ветки у ее основания.

Ветви потоньше удаляются без образования пеньков с применением секатора. Срез осуществляют под прямым углом как можно ближе к основанию ветки. Места среза ветвей диаметром более 2 см следует защитить от инфекций, нанеся слой садового вара или специальной латексной краски с солями меди. Тонкие побеги срезают под острым углом над почкой, держа лезвия секатора с уклоном от нее.

2. Кири-модоши (切り戻し, техника возврата роста). Обрезка, которая применяется для омоложения растения и уменьшения объема «лап». Заключается в полном удалении прошлогоднего прироста вплоть до позапрошлогоднего. При этом дерево не должно быть ослабленным, чтобы нормально перенести обрезку.

3. Ороши-эда-шитатэ (降ろし枝仕立て, техника разгрузка веток). Применяется для стимулирования молодого более здорового прироста ветвей. Заключается в сильной, почти до ствола, обрезке веток.

4. Фукинаоши-шитатэ (吹きなおし仕立て, тахника создания заново). Применяется опытными мастерами с целью переформирования внешнего вида дерева путем уменьшения высоты и обрезки скелетных ветвей.

Так как кардинальные изменения осуществляются за один раз, садовник должен обладать немалым опытом, чтобы не погубить дерево. Как правило, используется для сильно заросших деревьев.

5. Фюсе-зукури (伏せ造り, техника корректировки формы и направления роста ветвей). Предназначена для изменения направления роста и формы отдельных ветвей.

Применяются для этого растяжки и распорки с использованием шпагата, бамбуковых реек и мягкой проволоки диаметром 1.5 – 2 мм. При корректировке формы ветвей, помимо задающей осевое направление бамбуковой рейки, для «лап» может также использоваться небольшая бамбуковая шпалера.

Устанавливая растяжки, шпагат на ветках лучше завязывать самозатягивающимся узлом, тогда при их утолщении он будет немного растягиваться.

Бамбуковые распорки закрепляются или шпагатом, или при помощи проволоки. Чтобы последняя не соскальзывала, на распорке пропиливаются желобки, в которые плотно наматывается проволока с оставлением длинных свободных концов для крепления к ветке.

Для защиты коры в местах крепления растяжек и распорок подкладывается мешковина. Ее лучше не наматывать, а именно подкладывать, что позволит избежать врастания при утолщении растущих веток.

Чтобы на коре не появлялись перетяжки из-за врастания обвязок, после первичного утолщения веток растяжки и распорки надо или перевязывать или снимать.

6. Формирование ствола. Некоторые из стилей ниваки выдвигают определенные требования к форме и ориентации ствола. Так стиль моёги требует изгибов ствола, которые очень редко встречаются у произвольно растущих деревьев. Поэтому для изменения его формы активно используются растяжки и бамбуковые палки, с помощью которых можно корректировать как молодое еще растущее, так и уже сформировавшееся растение. У взрослых деревьев этот метод в основном применяется для усиления выразительности уже имеющихся изгибов.

При формировании молодого растения его изначально можно высаживать как под углом к горизонту (такой вариант применяется и для ниваки в стиле сякан), так и прямо; изгибать один естественно сформированный ствол или формировать «зигзаги» кардинальной обрезкой, когда ствол формируется боковыми побегами определенной длины и направления.

Чтобы растяжки не выворотили дерево из земли, их используют попарно – формирующая изгиб крепится вверху ствола, а защитная с противоположной стороны внизу у основания. Чтобы сформированный изгиб через некоторое время не выпрямился до исходного состояния, растяжки закрепляют не менее чем на два периода утолщения ствола (конец весны + конец лета).

7. Мидори-цуми (緑摘み, техника прищипывания побегов хвойных деревьев). Ее целью является формирование густых и плотных «лап» с большим количеством коротких побегов.

Достигается такой эффект за счет того, что удаляя свечки у растения стимулируют закладку почек ниже места среза и укорачивают сам побег.

Осуществляют эту операцию, когда молодая хвоя отходит от свечки примерно на 45 и наименее травмируется при прищипывании, сохраняя декоративный внешний вид.

8. Мо-миаге (もみあげ, техника прореживания хвои). При ее применении выщипывается вся старая хвоя, что позволяет поддерживать на должном уровне эстетику растения и избежать выпадения слоя хвои под деревом.

Молодая хвоя прореживается. При этом регулируется месторасположение и количество закладываемых на месте хвоинок почек, а значит и новых побегов. Осуществляют эти операции осенью, когда рост хвои прекращается.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ НИВАКИ

Шаг 1. Японская традиция допускает формирование ниваки как из достигшего расцвета взрослого дерева, так и из еще растущего. Во втором случае намного легче сформировать желаемые изгибы ствола и нужное расположение скелетных ветвей, но это требует значительного периода времени.

Выбираемое растение должно быть здоровым, чтобы без осложнений выдержать довольно стрессовую кардинальную обрезку. Работы по формированию ниваки нужно проводить ранней весной, когда у дерева еще не пробуждаются почки.

Шаг 2. У выбранного дерева осуществляем санитарную обрезку больных, сухих, сломанных или трущихся ветвей. Это необходимо для лучшего восприятия строения дерева при выборе стиля будущего ниваки.

Шаг 3. Определяем в каком из стилей будем формировать дерево – при этом самое пристальное внимание следует уделять форме ствола и расположению скелетных ветвей. Если дерево у нас молодое и еще растущее, то выбор будущего стиля не так критичен, поскольку в этом случае имеются широкие возможности по корректировке формы ствола и ветвей.

Шаг 4. Выбираем наиболее удачно подчеркивающую вид будущего ниваки сторону дерева (японские мастера называют ее «лицом») и ветку, которой будет оно оканчиваться (так называемую «голову»). Для «головы» лучше всего подходят короткие и тонкие ветки.

Шаг 5. Не менее важным, чем определение стиля, является выбор скелетных или ветвей первого порядка, которые будут составлять основу формы ниваки. При этом должно быть достигнутое гармоничное сочетание довольно строгих японских канонов и природная естественность внешнего вида дерева, сформированная как бы под действием природных сил.

Основным при этом является правило треугольника – форма будущего ниваки должна вписываться именно в эту геометрическую фигуру.

При этом также желательно выполнение принципов соподчинения (чем ниже уровень, тем более сильные и толстые ветви его образуют) и нечетных чисел (на каждом из уровней располагается нечетное количество веток).

При этом необходимо проследить, чтобы выбранные скелетные ветви разных уровней не были параллельны друг другу, не соприкасались и их проекции не пересекались.

Также желательно, чтобы эти ветви были ориентированы параллельно поверхности земли. Если выбранные ветви не в полной мере удовлетворяют требованиям, их положение можно в определенных пределах скорректировать применением техники фюсе-зукури.

Определившись с выбором, все остальные скелетные ветви удаляют, не допуская образования «пеньков».

Шаг 6. Теперь переходим к формированию кроны. Для этого на оставшихся скелетных ветвях удаляют ненужные ветки второго порядка и выше. Формирования «лап» зависит от выбранного силуэта для кроны. В классическом варианте ниваки осуществляется обрезка всех не параллельных земле веток, а оставшиеся прореживаются с соблюдением правил треугольника и соподчинения, только на этот раз не в вертикальном, а горизонтальном направлении.

Поскольку у хвойных пород почки закладываются на месте хвоинок, то с целью контроля образования новых побегов следует приблизительно на 2/3 проредить хвою верхних уровней, для чего используется техника мо-миаге.

Шаг 7. Устанавливаются растяжки и распорки для ветвей и, при необходимости для выбранного стиля, осуществляются операции по корректировке формы ствола.

Шаг 8. На следующий год отдохнувшее от кардинальной формировки дерево подвергается корректирующей обрезке. Сроки ее проведения в весенне-летний период зависят от вида дерева. При этом для сдерживания роста следует удалять самые сильные побеги и, при необходимости, укорачивать свежий прирост остальных побегов. Также с целью сориентировать молодые побеги параллельно земли к ним применяется техника фюсе-зукури.

По прошествии нескольких лет такая корректирующая обрезка позволит получить «лапы» с четко выраженной формой, в которых скорость роста отдельных побегов будет распределяться равномерно. После этого дальнейшая обрезка направлена уже не формирование ниваки, а на поддержание достигнутого результата.

При подготовке публикации использованы материалы:
Книги: Jake Hobson. «Niwaki. Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way»
Сайта:

Поделитесь информацией – не оставляйте друзей в неведении:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *