Обеспечение питьевой водой


____________________ № 30.07.2009 № 335

В=рмар поселок\ пос.Урмары

Об утверждении муниципальной целевой

программы «Обеспечение населения

Урмарского района качественной питьевой

водой на 2009 – 2020 годы»

В целях улучшения качества жизни, сохранения здоровья населения Урмарского района и развития общественной инфраструктуры

Урмарское районное собрание депутатов

р е ш и л о:

Утвердить муниципальную целевую программу «Обеспечение населения Урмарского района качественной питьевой водой на 2009-2020 годы».

1. Отделу строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Урмарского района, отделу сельского хозяйства и экологии, земельных и имущественных отношений администрации Урмарского района, главам городского и сельских поселений (по согласованию) обеспечить реализацию данной Программы.

2. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя главы – начальник отдела сельского хозяйства и экологии, земельных и имущественных отношений администрации Урмарского района Петрова Л. И., начальник отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Урмарского района Тихонов А. И..

Глава Урмарского района В. Н. Кириллов

Согласовано

Министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

А.Н. Гончаров

Утверждено решением Урмарского районного Собрания депутатов от 30.07.2009 г. № 335

Муниципальная целевая программа «Обеспечение населения Урмарского района качественной питьевой водой на 2009-2020 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Муниципальная целевая программа «Обеспечение населения Урмарского района качественной питьевой водой на 2009-2020 годы»

Основания для разработки Программы

Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»;

Указ Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. № 45 «О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике»;

Указ Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. № 65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы»;

Указ Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2004 г. № 109 «О дополнительных мерах по обеспечению жителей Чувашской Республики качественной питьевой водой»;

Указ Президента Чувашской Республики от 02.12.2008 г. № 123 О республиканской целевой программе «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы»

Муниципальный заказчик

Программы

Администрация Урмарского района

Основной разработчик

Программы

отдел строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Урмарского района

Цели программы

обеспечение населения Урмарского района питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;

улучшение качества жизни и здоровья населения;

восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения

Задачи Программы

развитие систем забора, транспортировки воды и водоотведения;

создание групповых систем водоснабжения;

повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;

предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

в результате реализации мероприятий Программы:

доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения):

населенных пунктов увеличится с 53,8 до 73,7 процента;

среднесуточное водопотребление в сельских населенных пунктах увеличится с 39 до 80 л. На 1 человека;

доля нормативно-очищенных сточных вод возрастет с 5 до 75 процентов

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2012 годы;

2013-2015 годы;

2016-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 346,705 млн. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Чувашской Республики — 346,380 млн. рублей;

средства местного бюджета – 0,325 млн. рублей;

объемы финансирования по этапам:

I этап – нет;

II этап – 40,000 млн. рублей;

III этап – 306,705 млн. рублей.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета Урмарского района.

Программа предусматривает софинансирование мероприятий из федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной, бюджетной и экологической эффективности

в результате реализации Программы к 2021 году:

доля сельских населенных пунктов, обеспеченных централизованными системами водоснабжения, увеличится до 73,7 процента;

среднесуточное водопотребление в сельских населенных пунктах увеличится до 80 л. на человека.

Социально-экономическая эффективность Программы будет выражена в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения.

Экологическая эффективность Программы будет выражена в реализации права населения на здоровую окружающую среду, обеспечении экологической безопасности населения, улучшении качества питьевой воды, сохранении экосистем, повышении уровня экологической культуры.

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Администрацией Урмарского района, финансовый отдел администрации Урмарского района

Администрация Урмарского района ежеквартально, к 7 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, и к 15 февраля ежегодно до 2021 года представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

1. Общие сведения о районе

Урмарский район располагается в центральной полосе Чувашской Республики, с востока граничит с Республикой Татарстан. Граничит также:

Цивильским и Козловским районами на севере;

С Канашским на западе и Янтиковским – на юге.

Площадь района 59,8 тыс. га (3,2% от площади Чувашской Республики).

Население района на 01.01.2009 года составляет 27,507 тыс. человек.

В районе 51 населенный пункт, на территории района 15 сельских поселений и одно городское поселение.

Районный центр – поселок городского типа Урмары с населением 6,201 тыс. человек.

2. Водные ресурсы

2.1. Поверхностные воды

Реки, протекающие на территории района, являются малыми водостоками. Реки южной части района – р. Шарбаш, р. Сугутка и их притоки относятся к бассейну р. Кубня.

По р. Кубня проходит юго-восточная граница Чувашской Республики и Республики Татарстан.

Реки северной половины района – р. Аря, Малый и Средний Аниш относятся к бассейну р. Волги.

Реки района преимущественно мелкие. На очень многих ручьях и реках созданы небольшие водохранилища, которые являются противоэрозионными сооружениями. Значительная часть плотин находится в аварийном состоянии.

2.2. Подземные воды

Район расположен в пределах Волго-Сурского артезианского бассейна пластовых напорных вод.

Учитывая значительную расчлененность территории поверхностными водотоками и оврагами, а также сравнительно высокое положение ее относительно основного базиса эрозии- р. Волги, водоностные горизонты верхней гидрогеологической зоны в значительной степени сдренированы, а горизонты нижней гидродинамической зоны отличаются повышенной минерализацией.

Каптаж подземных вод осуществляется, как правило, посредством одиночных скважин.

Подземные воды являются основным источником водоснабжения всех потребителей района.

Из-за высокого физического износа сетей и водоразборных колонок, все они введены в эксплуатацию до 1970-1975 г.г., ежегодно увеличивается число аварийных ситуаций, а порою часть из них выводится из эксплуатации

2.3. Зоны санитарной охраны

Подземные воды являются единственным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в Урмарском районе. Большинство эксплуатационных скважин пробурено без необходимого гидрогеологического обоснования и работают на неутвержденных запасах. На большинстве скважин отсутствуют систематические наблюдения за водоотбором подземных вод и уровнем воды, на многих скважинах не организованы зоны санитарной охраны, недостаточна высота обсадных труб, нет твердого покрытия вокруг оголовков скважин и т.д.

2.4. Хозяйственно-бытовая канализация

Из 51 населенного пункта система канализации только в районном центре п. Урмары. Очистные сооружения и канализация находятся в ведении МУП «Урмарыводхоз». Расположены очистные сооружения в 1,5 км к югу от районного центра. В настоящее время охвачено сетью канализации 40% площади жилого фонда.

3. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа

Муниципальная целевая программа «Обеспечение населения Урмарского района качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» (далее – Программа) разработано в целях:

обеспечения населения Урмарского района питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;

улучшение качества жизни и здоровья населения;

восстановления, охраны и рационального использования источников питьевого водоснабжения.

Решением Собрания депутатов Урмарского района от 30 июня 2005 г. №211 «О районной целевой программе «Обеспечения населения Урмарского района питьевой водой на 2005-2008 годы» были определены основные мероприятия по обеспечению населения Урмарского района качественной питьевой водой на 2005-2008 годы.

На реализацию задач, поставленных указанной программой, было выделено 8076,5 тыс. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 7684,49 тыс. рублей, средства местного бюджета – 352,01 тыс. рублей, внебюджетных источников – 40,0 тыс. рублей.

В рамках реализации районной целевой программы «Обеспечение населения Урмарского района питьевой водой на 2005-2008 годы»:

введена в эксплуатацию водопроводная сеть в д. Большое Яниково с протяженностью 5,1 км, построено пять пожарных резервуаров;

разработаны проектно-сметные документации по водоснабжению 15 населенных пунктов;

проведены экспертизы проектов, гидрогеологические заключения, химанализы воды.

За счет средств республиканского бюджета в Урмарском районе ведется модернизация очистных сооружений и канализации.

Конечным результатом реализации Программы является увеличение доли сельских населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения), за счет строительства систем водоснабжения с вводом в жилые дома.

Из-за несвоевременного проведения аварийно-восстановительных работ, ежегодных профилактических промывок, дезинфекции водопроводных сетей и сооружений, особенно в сельской местности, происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует несоответствие качества воды гигиеническим нормам.

В Урмарском районе 39,8 процента населения пользуются питьевой водой из общественных децентрализованных водоисточников, 90 процентов из которых колодцы. Вода из общественных колодцев, родников не защищена от загрязнения, неудовлетворительное их санитарно-техническое состояние создает угрозу возникновения и распространения заболевания людей кишечными инфекциями.

В настоящее время в районе эксплуатируется 76 артезианских скважин. Протяженность водопроводных сетей в районе около 110 км, водозаборных колонок – 423, из них физический износ до 80 процентов и требуют срочной замены.

В п. Урмары, в целях решения проблемы водоснабжения построен в 2002 году групповой водопровод (производительность – 28 л/сек., т.е. 2592 м3 в сутки). Протяженность водопроводных сетей в п. Урмары – 11,2 км. Износ сетей достигает 80%, реконструкции подлежат 7,4 км. Кроме этого в районе эксплуатируется порядка 700 колодцев и родников.

Для обеспечения населения Урмарского района качественной питьевой водой требуются значительные вложения финансовых средств.

4. Основные цели, задачи, целевые индикаторы

и сроки реализации Программы

Целями Программы являются обеспечение населения Урмарского района питьевой водой нормального качества и в достаточном количестве; улучшение качества жизни и здоровья населения; охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Для достижения целей Программы необходимо решение задач по строительству подземных водозаборов, предотвращению их загрязнения и обеспечению соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий.

Реконструировать очистное сооружение бытовых канализационных стоков и сетей канализации в п. Урмары 2009-2012 годы.

Реализация Программы 2016-2020 годы позволит:

увеличить долю сельских населенных пунктов, обеспеченных централизованными системами водоснабжения, с 53,8 до 73,7 процента;

реконструировать системы водоснабжения в Урмарском районе;

Исходя из экономической целесообразности строительство централизованных систем водоснабжения намечено в сельских населенных пунктах с числом жителей, равным или превышающим 150 человек.

Снабжение населения качественной питьевой водой без решения проблемы водоотведения невозможно, поэтому в первоочередном порядке будут обеспечены биологическими очистными сооружениями канализации населенные пункты с населением более 3 тыс. человек.

Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в таблице.

Индикаторы эффективности реализации Программы

Наименование индикаторов

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1

2

3

4

5

6

Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения):

городских поселений, %

сельских населенных пунктов, %

Среднесуточное водопотребление на 1 человека (в литрах) в сельских населенных пунктах

Доля нормативноочищенных сточных вод, %

100

59,2

55

8,3

100

62,5

61

9

100

66,1

67

12,3

100

69,8

73

18,2

100

73,7

80

53

5. Перечень программных мероприятий

Достижение целей и задач Программы осуществляется путем выполнения программных мероприятий по следующим направлениям;

5.1. Развитие систем водоснабжения в городском и сельских поселениях:

строительство и реконструкция систем водоснабжения и уличной водопроводной сети п. Урмары;

реконструкция, строительство и кольцевание водозаборных скважин;

строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения в сельских населенных пунктах;

проектирование систем водоснабжения.

5.2. Охрана и восстановление водных объектов:

облесение прибрежных защитных полос водных объектов;

изучение режима и баланса, оценка состояния подземных вод.

5.3. Очистка бытовых сточных вод:

Строительство и реконструкция очистного сооружения бытовых сточных вод и сетей канализации п. Урмары.

Мероприятия по реализации Программы изложены в приложении № 1.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы за II – III этапы составит 346,705 млн. рублей.

Распределение средств по источникам финансирования Программы и годам ее реализации приведены в таблице.

Распределение средств по источникам финансирования Программы

7. Механизм реализации Программы

Муниципальным заказчиком Программы является администрация Урмарского района.

Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Администрация Урмарского района координирует деятельность исполнителей Программы, а также отдел строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Урмарского района контролирует выполнение программных мероприятий, использование финансовых средств, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Администрацией Урмарского района.

Администрация Урмарского района ежеквартально к 7 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, и к 15 февраля ежегодно до 2021 года представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Обязательными условиями участия Урмарского района в Программе являются:

передача на обслуживание сервисным организациям всех действующих систем водоснабжения, построенных и введенных в эксплуатацию после 2000 года;

создание сервисных организаций, на баланс которых будут переданы объекты водоснабжения или с которыми будут заключены договоры на их ремонт и сервисное обслуживание;

проведение сходов граждан в каждом сельском населенном пункте, планируемом к участию в Программе, с целью разъяснения вопросов:

обязательности оплаты потребляемой питьевой воды по утвержденным тарифам, включающим затраты на доставку питьевой воды до потребителя и на восстановление и развитие системы водоснабжения;

обязательности строительства системы водоснабжения с вводом в жилые дома, при этом выполнение работ по вводу в дом сети водоснабжения, установке счетчиков учета воды, устройству канализационных сооружений оплачивается самими жителями.

Реализация мероприятий Программы по водоснабжению сельских населенных пунктов возможна при согласии с условиями финансирования работ за счет собственных средств не менее 60 процентов населения.

8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

и показатели ее эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит улучшить обеспечение населения Урмарского района питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. В результате реализации Программы к 2021 году доля сельских населенных пунктов, обеспеченных централизованными системами водоснабжения, будет увеличена до 73,7 процента, среднесуточное водопотребление на 1 человека в сельских населенных пунктах – до 80 л, доля нормативно-очищенных сточных вод – до 53 процентов.

Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения.

Экологическая эффективность мероприятий Программы выражена в реализации права населения на здоровую окружающую среду, обеспечении экологической безопасности населения, улучшении качества питьевой воды, сокращении поступления загрязняющих веществ в акватории водоемов, уменьшении антропогенной нагрузки на водные объекты и сохранении экосистем, повышении уровня экологической культуры.

Показателем экономической эффективности является достижение индикаторов Программы.

Водоснабжение населения

Чистая вода нужна не только для утоления жажды, приготовления пищи и стирки. Химическое соединение Н2O работает в организме на клеточном уровне. Являясь универсальным растворителем, вода участвует в обменных процессах, осуществляя транспортировку необходимых веществ сквозь клеточные мембраны и сосуды. Будучи практически несжимаемой жидкостью, вода поддерживает структуру клеток и органов, выполняя роль так называемого гидростатического скелета… И это лишь малая часть из длинного списка уникальных свойств воды. Даже без упоминания известных пословиц и афоризмов о воде можно смело сказать, что чистая вода, приходящая в наши дома — это жизнь.

Законодательные и нормативные документы

Учитывая прямое влияние воды на здоровье людей, задача качественного водоснабжения населения находится в ведении государства. Существует большое количество законодательных и нормативных документов, которые определяют внутреннюю государственную политику в сфере водоснабжения, регулируют отношения между федеральными и региональными субъектами, промышленными предприятиями, коммунальными службами и частными лицами в области действий, связанных с водоснабжением и водоотведением.

Перечислим некоторые основные документы, которым необходимо следовать при организации систем водоснабжения и водоотведения.

1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Регулирует право водопользования при добыче подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового или промышленного водоснабжения. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок выдачи лицензии прописан в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315. В лицензии на право пользования недрами указано целевое назначении работ, сроки действия лицензии (не более 25 лет), а также предельно допустимый объем добычи подземных вод в сутки (в год).

2. СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».

Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами централизованного водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

3. СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

Санитарные правила и нормы распространяются на подземные источники нецентрализованного водоснабжения, служащие для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд населения.

4. СанПиН 2.1.4.10749-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».

Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям, которые устанавливает данный документ. Указываются ПДК (предельно допустимая концентрация) неорганических, органических и биологических загрязнений, превышение которых может привести к различным заболеваниям.

5. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О водоснабжении и водоотведении».

Данный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, качество и безопасность воды в централизованных и нецентрализованных системах холодного и горячего водоснабжения и т.п.

6. Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы.

Программа вступила в силу в 2011 году. Ее основная задача — в ближайшие годы обеспечить гарантированный доступ всего населения России к чистой воде.

Потребители и источники воды

Тип источника водоснабжения для населенного пункта и промышленного предприятия может быть поверхностным, подземным или смешанным.

городские водоочистные сооружения

Города и поселки в основном берут воду из ближайших открытых водоемов. Перед подачей потребителю вода очищается от механических и химических загрязнений, проходит обеззараживание. Совсем небольшие поселения, коттеджные поселки и садовые товарищества могут организовать водоснабжение населения на основе высокопроизводительной артезианской скважины.

Немного истории

К 1991 г. централизованным водоснабжением в РСФСР было обеспечено 99% городов и 86% поселков. Среднее водопотребление на одного человека на составляло 327 л в сутки. Ресурсы поверхностных и подземных природных вод позволяли решать задачу практически полного удовлетворения потребности населения Российской Федерации в питьевой воде.

После распада СССР переход от плановой экономики и централизованного управления к рыночным методам негативно сказался на состоянии всего комплекса по снабжению населения страны чистой водой и очистке стоков. Причина была не только в износе водопроводных сетей, устаревании оборудования и технологий, но и в обычном стремлении снизить производственные затраты. В те же годы утечки воды и неучтенный расход достигали 1/3 от объема воды, поданного в сеть.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 2003 году правительство России предложило крупным российским компаниям активно участвовать в реформировании жилищно-коммунального комплекса, привлекать к управлению коммунальными предприятиями современный менеджмент, делать инвестиции в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры.

Источники воды для централизованного водоснабжения

На сегодняшний день в России разведано 3597 крупных месторождений подземных вод. Из них в настоящее время эксплуатируется только 46%. Причем для нужд питьевого водоснабжения из них используется меньше половины.

разведанные запасы подземных вод

Уникальность подземных артезианских источников заключается в их практической неисчерпаемости, стабильных физико-химических показателях и практически полном отсутствии болезнетворных бактерий. Именно поэтому артезианская вода является природным ресурсом государственного значения и для ее использования требуется оформить лицензию на право пользования недрами.

Забор воды из песчаных и более мелких скважин, а также из открытых поверхностных источников регулируется законодательством гораздо менее строго или не регулируется совсем. Эту воду чаще всего используют на личных загородных участках.

Для больших городов требуются миллионы кубических метров чистой воды в сутки. Однако, чистая вода нужна не только людям, но и предприятиям. Прекращение подачи воды способно остановить производство. Проблема в том, что использованная на заводах и фабриках вода содержит опасные и просто ядовитые вещества, от которых стоки необходимо очищать.

Централизованная водоподготовка

Заботясь о здоровье населения, государственные санитарно-эпидемиологические службы постоянно отслеживают состояние воды во всех значимых источниках централизованного водоснабжения. Для этого регулярно производится забор и анализ воды на химические, органические и биологические загрязнения. В зависимости от характера загрязнения для очистки воды используются различные методы.

лаборатория исследования воды

Для защиты конечного пользователя от инфекций в систему централизованного водоснабжения городов внедряют новые технологии очистки. Наверное, многие заметили, что с 2012 г. вода из крана в Москве больше не пахнет хлоркой. Это результат обновления методов водоподготовки на станциях Мосводоканала — вместо жидкого хлора применяется менее токсичный гипохлорит натрия. Также используются очень эффективные и абсолютно безопасные для человека технологии мембранного фильтрования и озоносорбции, то есть совместного озонирования и сорбции воды в гранулах активного угля.

Очистка использованной воды

От задачи водоснабжения неотделима проблема водоотведения сточных вод. Хозяйственно-бытовые стоки содержат не только химические и органические загрязнения, но и опасные для здоровья микроорганизмы. Городские хозяйственно-бытовые стоки проходят обработку на пригородных станциях аэрации.

очистка городских сточных вод

Из-за дефицита чистой воды и с развитием технологий очистки многие предприятия все чаще используют рециркуляционную (оборотную) воду. Пройдя производственный цикл, вода очищается от полученных загрязнений и используется вновь. Постоянство производственных загрязнений позволяет настроить фильтры на определенный тип веществ, что удешевляет процесс очистки. Оборотная вода для предприятия обходится дорого, но чистая вода со стороны может быть еще дороже. К тому же в этом случае использованную воду надо куда-то отводить. Следовательно, придется проектировать и строить дорогие системы водоотведения, в которых степень очистки требуется гораздо выше — ведь сброс воды будет осуществляться на грунт или в водоем.

В результате применения новых технологий по очистке и повторному использованию воды в последнее время в России уменьшилось количество загрязнений, попадающих в надземные открытые источники — реки, озера и т.д.

Защита артезианских источников

В результате массовой и практически бесконтрольной откачки огромных объемов воды из артезианского бассейна могут возникать так называемые депрессионные воронки. Над такими областями наблюдаются признаки истощения артезианских источников — понижается уровень воды. Во многих крупных городах мира в результате многолетней откачки уровень воды в артезианских скважинах упал на десятки метров.

В область депрессии начинается естественный приток воды из ближайших слоев. Если вода придет из загрязненного горизонта — например, расположенного выше слоя водоупорной глины, то загрязнению подвергнется весь артезианский горизонт.

Не менее опасны старые, давно неиспользуемые или неправильно пробуренные и обсаженные скважины. Опасность таких скважин в том, что через негерметичный канал в артезианский горизонт легко попадают загрязнения с поверхности или из промежуточных, более мелких водоносных слоев. Причем, такие скважины недостаточно просто заварить или забить пробкой — их надо полностью затампонировать (зацементировать) на всю длину ствола.

В описанной ситуации задача сохранения чистоты и работоспособности артезианского бассейна как источника качественного водоснабжения и стратегического запаса питьевой воды приобретает государственную важность.

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

<p>ым балансом, где сокращение масштабов вовлечения ограниченных водных ресурсов в экономический оборот позволяет сохранить устойчивость водных экосистем. В результате сокращения общих объемов изъятия водных ресурсов и их использования в технологическом процессе пропорционально сокращаются объемы очистки сточных вод и количество загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты. Сокращение и исключение потерь в водоподающих и распределительных сетях снижает риск развития таких опасных процессов, как подтопление селитебных территорий, загрязнение подземных вод. Основным направлением повышения рациональности водопользования является экономическое стимулирование сокращения удельного водопотребления, непроизводительных потерь воды и внедрения водосберегающих технологий. Ликвидация дефицита водных ресурсов В районах Российской Федерации, где дефицит водных ресурсов сложился в силу объективных природных факторов и не может быть уменьшен за счет обеспечения рационализации и комплексности использования водных ресурсов, необходимо осуществить строительство водохранилищ питьевого назначения, реконструкцию существующих водохозяйственных систем с целью повышения их водоотдачи, а также строительство групповых водопроводов и ряд других мероприятий, направленных на повышение обеспеченности водными ресурсами. Обеспечение населения Российской Федерации качественной питьевой водой Решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой намечается осуществлять в рамках разрабатываемой государственной программы «Чистая вода», к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциация подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и сельских поселений. Достижение гарантированного обеспечения водными ресурсами населения и объектов экономики будет способствовать сбалансированному пространственному развитию страны, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности. 2. Охрана и восстановление водных объектов Охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, предполагают решение ряда задач по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты, охране подземных вод от загрязнения, реабилитации водных объектов и ликвидации накопленного экологического вреда. Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо реализовать систему взаимосвязанных мер, ключевой из которых является обеспечение практического правоприменения принципов экологического нормирования на основе нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности, индивидуальные характеристики и цели использования водных объектов. Важной составляющей комплекса мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты является развитие технического регулирования в области очистки сточных вод. Другим направлением снижения антропогенной нагрузки на водные объекты является экономическое стимулирование сокращения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод. Значительная доля загрязняющих веществ поступает в водные объекты с водосборов в составе рассредоточенного (диффузного) стока. В связи с этим необходима разработка методов оценки объемов и степени негативного влияния рассредоточенного (диффузного) стока с хозяйственно освоенных территорий. Серьезным резервом снижения антропогенной нагрузки является также реализация мероприятий по ограничению трансграничного переноса загрязняющих веществ. В местах проживания населения с неблагополучной водноэкологической обстановкой необходимо восстановление водных объектов, в том числе малых рек, в целях ликвидации накопленного экологического вреда, а также осуществление мер по защите от техногенного загрязнения подземных вод. В результате осуществления указанных мер будут достигнуты высокие стандарты жизни населения посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, комфортных условий проживания будущих поколений жителей Российской Федерации, сохранения здоровья нации, а также сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов. 3. Обеспечение защищенности от негативного воздействия вод Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод включает в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений. Современные методы снижения ущерба от опасных гидрологических явлений, включая наводнения, требуют перехода от стратегии индивидуальной защиты объектов к комплексной системе мер, предусматривающей оценку и управление всеми рисками на основе сравнительной технико-экономической оценки вариантов защитных мероприятий и планировочных решений. Реализация комплекса мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от опасных гидрологических явлений, является необходимым элементом обеспечения стабильного экономического развития Российской Федерации, безопасности жизнедеятельности граждан и создания комфортных условий проживания. Достижение указанных стратегических целей позволит Российской Федерации занять лидирующие позиции при решении вопросов использования, охраны и управления водными ресурсами посредством развития научно-технического, производственно-технологического потенциала, увеличения объемов экспорта инновационных технологических решений в области водного хозяйства, современного оборудования, знаний, опыта создания и управления современными водохозяйственными системами. IV. Мероприятия и механизм реализации Стратегии Система мероприятий настоящей Стратегии сформирована в соответствии с целями и задачами ее реализации и состоит из мероприятий, направленных на достижение стратегических целей, и мероприятий по обеспечению эффективной реализации положений настоящей Стратегии, включая совершенствование системы государственного управления использованием и охраной водных объектов, в том числе в сфере международного сотрудничества, развитие системы государственного мониторинга водных объектов, научно-техническое и кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса, просвещение и воспитание населения в области рационального использования и охраны водных объектов. 1. Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики Повышение рациональности водопользования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах, на хозяйственно-бытовые нужды. Сокращение потерь воды в водопроводящих элементах водохозяйственных систем жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса требует реконструкции и модернизации систем водоподачи, восстановления и устройства облицовки каналов, реконструкции оросительных сетей, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования. Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве. В этих целях необходимо: установить прогрессивную шкалу платы за изъятие водных ресурсов сверх установленных норм водопотребления; ввести льготные ставки платы за изъятие водных ресурсов в целях функционирования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения; обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств; обеспечить на основе новейших технологических решений реконструкцию и модернизацию находящихся в государственной собственности трактов водоподачи в целях снижения потерь воды; реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по дифференциации водного налога и ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов, стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства; включить забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в перечень видов платного водопользования с применением экономически обоснованных ставок платы в целях стимулирования сокращения потерь воды в агропромышленном комплексе. Реализация мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов позволит обеспечить снижение водоемкости экономики Российской Федерации и повышение национальной конкурентоспособности. Повышение эффективности использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем будет способствовать адаптации водохозяйственного комплекса к функционированию в наиболее неблагоприятных условиях — в периоды затяжного маловодья. Ликвидация дефицита водных ресурсов В регионах, испытывающих дефицит водных ресурсов, должны быть осуществлены строительство и реконструкция гидроузлов для создания дополнительных регулирующих емкостей водохранилищ и увеличения водоотдачи, реконструкция водохозяйственных систем, проведение поисковых работ, постановка на государственный учет и вовлечение в хозяйственный оборот запасов пресных подземных вод, строительство групповых водопроводов и другие меры по развитию водохозяйственного комплекса. В частности, необходимо осуществить строительство водохранилища на р. Иртыш (Омская область) и водохранилища в балке Шурдере (Республика Дагестан), реконструкцию Большого Ставропольского канала, модернизацию водохозяйственного комплекса в низовьях р. Волги в Астраханской и Волгоградской областях, строительство Южной трансрегиональной водной системы на территории Ставропольского края, Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей. Устранение дефицита водных ресурсов предполагается осуществить на основе проектных решений, основанных на параметрах водопользования, установленных схемами комплексного использования и охраны водных объектов и водохозяйственными балансами. Реализация указанных мероприятий создаст надежную основу для обеспечения социально-экономического развития вододефицитных регионов. Обеспечение населения качественной питьевой водой Для обеспечения населения качественной питьевой водой в разрабатываемой государственной программе «Чистая вода» должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения страны чистой водой. В частности, программа должна предусматривать создание эффективной системы управления сектором водоснабжения и водоотведения, формирование социально ориентированной бизнес-среды и конкурентного рынка услуг по водоснабжению, ускоренное развитие инновационно-технологического потенциала, улучшение качества питьевого водоснабжения территорий на основе новых технологических решений. Учитывая высокую капиталоемкость сектора водоснабжения и водоотведения, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, развитие систем водоснабжения и водоотведения в средних и мелких населенных пунктах и сельской местности будет обеспечиваться с помощью государственных инвестиций в форме софинансирования региональных программ. Программой должны предусматриваться также меры по нормативно-правовому обеспечению в области снабжения населения чистой питьевой водой, прежде всего в части установления требований к качеству питьевой воды, технологическим системам и производственным процессам, информационно-аналитическому сопровождению и мониторингу реализации программы, пропаганде и информированию населения о достигнутых результатах. 2. Охрана и восстановление водных объектов Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба, а также мер по охране от загрязнения подземных вод. Основными направлениями действий, обеспечивающими снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, являются сокращение поступления в водные объекты загрязняющих веществ в составе сточных вод путем строительства и реконструкции очистных сооружений на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок, обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоохранных зон водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения. Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо реализовать следующие меры: внедрить систему нормирования, основанную на нормативах допустимых воздействий на водные объекты, учитывающих региональные природные особенности формирования качества водных ресурсов, цели преимущественного использования водных объектов, текущую совокупную антропогенную нагрузку, включая изъятие из русел нерудных строительных материалов; стимулировать сокращение антропогенной нагрузки на водные объекты путем введения прогрессивной шкалы платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод; внедрить механизм зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при инвестировании водопользователем средств в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод; обеспечить льготное кредитование мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации сооружений очистки сточных вод с внедрением инновационных технологий на условиях сниженных (субсидирование) процентных ставок за кредит; ввести механизм софинансирования пилотных проектов, отбираемых на конкурсной основе, региональных и муниципальных программ по очистке сточных вод ливневой канализации городов; осуществить обустройство зон санитарной охраны водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, и обеспечение соблюдения режима соответствующих зон санитарной охраны; регламентировать хозяйственное использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целях предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов; повысить защищенность подземных вод от техногенных загрязнений путем разработки требований к осуществлению использования земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод, которые могут быть использованы для целей централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечения эксплуатационной надежности водозаборов подземных вод, и ликвидации бесхозяйных гидрогеологических скважин, усиления ответственности собственников скважин за соблюдение режимов эксплуатации и охраны подземных вод; сформировать и обеспечить реализацию программ восстановления водных объектов (включая малые реки) в регионах с неблагоприятной водохозяйственной и экологической обстановкой, программ ликвидации накопленного экологического вреда, основанных на применении современных подходов и технологий реабилитации водных объектов, утративших способность к самоочищению. 3. Обеспечение защищенности от негативного воздействия вод Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод и снижение ущерба от них достигается реализацией мер, направленных на формирование эффективных систем предупреждения и защиты от наводнений в границах речных бассейнов. Для обеспечения защищенности от негативного воздействия вод необходимо: сформировать информационно-прогностические системы, интегрированные с подсистемами гидрометеорологического мониторинга, прогнозов и оповещения, обеспечивающие принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий наводнений. Создание таких систем потребует модернизации системы гидрометеорологических наблюдений, технического перевооружения и совершенствования методов оперативного прогнозирования опасных гидрологических явлений, создания автоматизированных систем мониторинга на реках с быстроразвивающимися паводками и реках, протекающих по территориям с большой плотностью населения. Эффективность систем достигается путем сопряжения с единой информационно-аналитической системой водохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также информационными системами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая законодательное определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями их использования для осуществления градостроительной</p>

Гигиеническое нормирование качества питьевой воды как движущая сила модернизации технологии водоподготовки

25 октября 2018

А. В. Бабаев, Е. А. Столярова

Рассмотрены вопросы развития отечественной нормативной базы по качеству питьевой воды и влияния тенденций расширения требований на технологию водоподготовки на примере Московского водопровода. В основу требований к качеству питьевой воды как в нашей стране, так и за рубежом положены критерии, сформулированные Всемирной организацией здравоохранения в середине прошлого века. В разных странах требования могут различаться в зависимости от национальной политики по питьевой воде, представленной в виде системы законов, стандартов и других нормативных актов. В Российской Федерации нормы качества питьевой воды определяются санитарно-эпидемиологическим законодательством, которое устанавливает предельное содержание всех нормируемых видов загрязнений. Действующие требования к качеству питьевой воды определяют технологические решения, реализуемые на сооружениях водоподготовки. Введение новых нормативных требований становится мощным толчком к реконструкции существующих сооружений и к дополнению технологии новыми современными методами. Так, ужесточение нормативов по содержанию побочных продуктов хлорирования и требований по эпидемической безопасности воды (нормирование вирусного и паразитарного загрязнения) привело к планомерной работе по модернизации московских станций водоподготовки с внедрением методов озоносорбции и мембранного фильтрования. Уже сегодня более 40% питьевой воды Москвы очищается на сооружениях, имеющих в своем составе блоки доочистки воды, позволяющие гарантированно очищать ее до нормативных требований. Вместе с тем действующие нормативные документы содержат противоречия, следствием которых является необходимость выполнения комплекса дорогостоящих мероприятий по улучшению качества питьевой воды. С учетом активной работы по пересмотру действующих требований следует особо обратить внимание на приведение в соответствие между собой отдельных нормативных актов.

Ключевые слова: качество питьевой воды, нормативные требования, ГОСТ, СанПиН, сооружения водоподготовки.

Понятие «качество питьевой воды» имеет конкретное определение, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения еще в середине прошлого века: питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и обладать благоприятными органолептическими свойствами.

Исходя из этого определения питьевая вода – это вода, которая не представляет риска для здоровья в течение всего времени ее потребления человеком, т. е. в течение всей жизни. Такая вода пригодна не только для питья, но и для применения в домашнем хозяйстве, включая личную гигиену.

На международном уровне критерии безопасности питьевой воды определены Руководством ВОЗ, Директивой ЕС и другими документами, но в каждом конкретном государстве они регламентируются национальной политикой по питьевой воде, включающей систему законов, других нормативных актов, стандартов и т. д. Примеры документов международного нормирования и их особенности приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Документ

Уровень

Особенности разработки

Руководство по качеству питьевой воды ВОЗ

Международный

С учетом результатов фундаментальных исследований; является основой для разработки стандартов государств

Директива ЕС 98/83

Международный,

региональный

С учетом региональных особенностей, уровня технического и экономического развития

Россия: СанПиН 2.1.4.1074-01

Франция: Закон о воде от 3 января 1992 г. № 92-3

Германия: постановление об изменении постановления о питьевой воде от 21 мая 2001 г.

Национальный

С учетом уровня технического и экономического развития, национальных и социальных особенностей

В России требования к качеству питьевой воды регламентируются федеральными законами. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», «требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании».

Конкретные требования к качеству питьевой воды определены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому «индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам» (пункт 2 статьи 19). «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (пункт 3 статьи 39).

Санитарно-эпидемиологическое законодательство устанавливает предельное содержание всех нормируемых видов загрязнений. Изменение показателей качества питьевой воды в российских нормативных документах представлено в табл. 2.

Таблица 2.

Показатель

Временный стандарт 1937 г.

ГОСТ 2874-54

ГОСТ 2874-73

ГОСТ 2874-82

СанПиН

2.1.4.559-96,

ОМЧ при 20–23°С через 48 ч, КОЕ/мл

≤30 –среднегодовое; ≤50 – отдельное среднемесячное;

≤75 – отдельные определения

Не нормируется

ОМЧ при 37°С через 24 ч, КОЕ/мл

Не нормируется

≤100

≤100

≤100

≤50

Количество кишечных палочек, КОЕ/л

≤3

≤3

≤3

≤3

Нормируется ОКБ и ТКБ

Первый государственный стандарт на качество питьевой воды в нашей стране – «Временный стандарт качества очистки водопроводно-хозяйственной воды» был введен в действие в 1937 г. Следует отметить, что это был первый в Европе и второй в мире (после США) официальный нормативный документ на качество воды. Принятый в 1914 г. в США стандарт не имел государственного статуса, а относился к деятельности водных компаний. Тем не менее в нем были сформулированы требования к качеству питьевой воды.

В СССР стандартом 1937 г. предусматривались конкретные нормативы в отношении бактериального состава, органолептических свойств воды (мутность, цветность, привкус и запах) и содержания остаточного хлора. Эти нормативы по некоторым показателям были гораздо более строгими по сравнению с действующими в настоящее время: средняя мутность – не более 0,5 мг/л, цветность – не более 15 град. Кроме того, для Москвы и Ленинграда устанавливались еще более строгие требования: мутность питьевой воды не должна была превышать 0,25 мг/л. Аргументировалось это тем, что водопроводно-канализационное хозяйство этих городов имело большие возможности с точки зрения финансирования и материального обеспечения по сравнению с другими городами и регионами.

К этому времени в Москве уже действовали Рублевская и Восточная (Сталинская) водопроводные станции. На Рублевской водопроводной станции (введена в эксплуатацию в 1903 г.) использовали безреагентную технологию очистки воды на медленных английских фильтрах. При проектировании станции были приняты рекомендации гигиенистов, касающиеся только обеспечения микробиологической безопасности воды. Учитывая хорошее исходное качество воды р. Москвы, реализованная технология успешно справлялась с такой задачей.

Введение в 1937 г. жестких нормативов потребовало проведения серьезных мероприятий на сооружениях водоподготовки. Для обеспечения установленных требований в Москве было введено постоянное хлорирование воды, а технология водоподготовки на действующих и вводимых сооружениях претерпела принципиальные изменения. К середине 1930-х годов все новые сооружения работали по двухступенчатой технологии очистки воды, включающей обработку коагулянтами, отстаивание и фильтрование на скорых фильтрах. Перед подачей в сеть вода обеззараживалась. Такая технология позволила выполнить не только требования стандарта по физико-химическим показателям, но и решить проблемы запаха, привкуса и бактериологической безопасности.

Впоследствии нормативная база пересматривалась каждые 10–15 лет, при этом требования к качеству питьевой воды стали менее строгими по сравнению с нормативом 1937 г. Однако принципиальных изменений в нормативной базе не происходило. В связи с этим все вновь вводимые сооружения опирались на традиционную двухступенчатую технологию очистки и при условии послабления требований к качеству питьевой воды решали основную задачу – обеспечение водой растущего города. В этот период основное внимание уделялось обеззараживанию воды, коагулянты применялись в минимальных количествах (на станциях волжского водоисточника практиковалось периодическое дробное коагулирование).

Ситуация коренным образом изменилась в начале 1990-х годов. Гигиенистами впервые было введено нормирование побочных продуктов дезинфекции (хлороформа), а также ужесточение требований по эпидемической безопасности воды (нормирование вирусного и паразитарного загрязнения).

Введение новых нормативных документов стало мощным толчком к реконструкции действующих сооружений и к дополнению традиционной технологии новыми современными методами (озоносорбция и мембранное фильтрование). Результатом стала планомерная работа (с учетом масштабов производства питьевой воды) по переводу всех станций водоподготовки на современные технологии. Уже сегодня в Москве более 40% питьевой воды очищается на сооружениях, имеющих в своем составе блоки доочистки воды, позволяющие гарантированно доводить ее качество до нормативных требований. Таким образом, движущей силой процесса модернизации очистных сооружений водоподготовки являются тенденции реформирования законодательства в области питьевой воды.

Нормативная база на качество питьевой воды претерпевает изменения с учетом результатов отечественных и международных гигиенических исследований. К основным факторам, оказывающим влияние на этот процесс, можно отнести следующие:

  • выявление новых видов загрязнений (фармацевтические, косметические и иные ксенобиотики);
  • разработка ПДК для новых видов загрязнений;
  • пересмотр величины ПДК для уже нормируемых веществ по результатам исследований.

В России за 70 с лишним лет нормирования качества питьевой воды (с 1937 г.) нормативы принципиально изменялись 6 раз, причем за последние 18 лет – 3 раза (в 1997, 2003 и 2007 годах).

В настоящее время в Российской Федерации основным нормативным документом на качество питьевой воды является СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменениями от 2009 и 2010 годов. Документ устанавливает санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, и содержит около 1500 нормативов по бактериологическим, вирусологическим, паразитологическим и химическим показателям.

Кроме того, на качество питьевой воды распространяются требования ГН 2.1.5.1315-03 с дополнениями (ГН 2.1.5.2280-07 и др.), содержащие более 1900 нормативов. И здесь необходимо обратить внимание на противоречия нормативных требований с распространением норм ГН на качество питьевой воды.

В соответствии с логикой гигиенического законодательства, СанПиН классификационных групп 2.1.4 распространяются на питьевую воду, СанПиН 2.1.5 относятся к категории «Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водоемов». Соответственно СанПиН 2.1.4.1074-01 содержат в своем составе таблицу исчерпывающих гигиенических нормативов, СанПиН 2.1.5.980-00 таких норм не содержат, они вынесены в отдельные документы – гигиенические нормативы (ГН 1315, ГН 2280 и пр.), являющиеся неотъемлемой частью санитарных правил. ГН как приложение к санитарным правилам используются при контроле сбросов сточных вод и не имеют отношения к питьевой воде. В 2003 г. действие гигиенических нормативов было распространено на питьевую воду. Это привело к далеко идущим последствиям. В одновременно действующих нормативных документах, изначально предназначенных для надзора за разными объектами контроля, содержатся дублирующие показатели, распространенные на питьевую воду. Показатели как ужесточают, так и послабляют требования к качеству питьевой воды. Из всей массы показателей два имеют принципиальное значение – это алюминий и хлороформ.

Остаточный алюминий появляется в питьевой воде в результате ее обработки коагулянтами. Впервые норматив на остаточный алюминий был введен в 1973 г. соответствующим ГОСТ на уровне 0,5 мг/л. Этот норматив сохранился и в СанПиН 2.1.4.1074-01, показатель вредности – санитарно-токсикологический. В 2003 г. требования ужесточили до 0,2 мг/л, при этом показатель вредности был изменен на органолептический. То есть ужесточение норматива произошло с целью удовлетворения эстетических потребностей населения, а не с точки зрения воздействия на здоровье человека.

Хлороформ. Для источников водоснабжения Москвы характерно значительное бактериальное загрязнение. Необходимость обеззараживания воды и поддержания санитарной надежности протяженной водопроводной сети (более 12 тыс. км) обусловливает обязательное применение хлорсодержащих реагентов. Такая практика характерна для всех крупных городов мира. Последствием является образование хлороформа – побочного продукта хлорирования. Нормирование этого показателя впервые было введено в Санитарных правилах в 1998 г. (в версии 1074) на уровне 200 мкг/л, что ниже рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (300 мкг/л). Несмотря на мнение экспертов ВОЗ, что процессом дезинфекции нельзя жертвовать в угоду контролю за образованием побочных продуктов, в России требования к содержанию хлороформа в питьевой воде постоянно ужесточаются. Последними гигиеническими нормативами (ГН 2003 и 2007 годов) этот показатель снижен более чем в 3 раза. Действующий в настоящее время норматив 60 мкг/л ниже требований Директивы ЕС.

Учитывая, что критерием безопасности питьевой воды является соответствие указаниям государственных нормативов, в целях выполнения существующих противоречивых требований необходимо проводить комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды. Соответственно это сказывается на инвестиционных и производственных программах предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и, как следствие, на тарифах на питьевую воду.

Учитывая, что в настоящее время активно ведется работа по пересмотру требований к качеству питьевой воды, надеемся, что в новых нормативных документах наконец-то будет наведен порядок и исключено дублирование требований.

Есть еще один аспект. Эволюция нормативной базы неразрывно связана с расширением знаний о влиянии загрязнений на здоровье человека. Логично предположить, что большинство изменений будут направлены в сторону ужесточения требований, в том числе и в связи с массовым распространением в источниках водоснабжения лекарственных и косметических веществ, а также других ксенобиотиков. При этом необходимо отметить важную особенность современного нормирования в нашей стране. Новые, как правило, более жесткие нормативы вводятся единовременно. В результате у предприятий водного сектора нет времени для подготовки и выполнения новых нормативов. Приходится проводить долгосрочные мероприятия по совершенствованию технологии после их внедрения! Поэтому уже сегодня хотелось бы видеть перспективу изменения нормативов для разработки долгосрочных планов реконструкции и модернизации сооружений водоподготовки. При этом принципиальным отличием системы международного, в частности европейского, нормирования от отечественного является поэтапное достижение новых нормативов. Надеемся, что данная практика приживется и в нашей стране.

Выводы. Государственная нормативная база в отношении качества питьевой воды постоянно реформируется. В России за 70 с лишним лет нормирования качества питьевой воды нормативы принципиально изменялись 6 раз, при этом за последние 18 лет – 3 раза в сторону ужесточения требований. Введение новых нормативных документов становится мощным толчком к реконструкции действующих сооружений водоподготовки и к дополнению технологии новыми современными методами. Однако, как правило, более жесткие нормативы вводятся единовременно, не оставляя руководителям предприятий водного сектора времени на проведение мероприятий по совершенствованию технологий на объектах. Учитывая, что в настоящее время ведется активная работа по пересмотру действующих нормативных документов на качество питьевой воды, надеемся, что будут ликвидированы противоречия существующих нормативных актов и учтен опыт европейского нормирования по узакониванию поэтапного достижения новых нормативов.

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ (последняя редакция)

7 декабря 2011 года N 416-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 19.12.2016 N 458-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 273-ФЗ, от 03.07.2018 N 177-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 480-ФЗ, от 01.04.2020 N 84-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 2. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава 3. Порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 7. Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения
    • Статья 9. Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 10. Обеспечение безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
    • Статья 11. Взаимодействие организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения
    • Статья 14. Договор водоотведения
    • Статья 15. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
    • Статья 16. Договор по транспортировке горячей или холодной воды
    • Статья 17. Договор по транспортировке сточных вод
    • Статья 18. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 19. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения
    • Статья 20. Организация коммерческого учета
    • Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 22. Вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации
  • Глава 4. Обеспечение качества питьевой воды, горячей воды
    • Статья 23. Обеспечение качества питьевой воды
    • Статья 24. Обеспечение качества горячей воды
    • Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды
  • Глава 5. Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 26, статья 27, статья 28, статья 29, статья 30). — Утратила силу
  • Глава 5.1. Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.1. Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
    • Статья 30.3. Контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов
  • Глава 6. Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию
    • Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов
    • Статья 33. Порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 34. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и порядок контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации
    • Статья 35. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 36. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 7. Организация планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 37. Техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38. Схемы водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38.1. Особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым
    • Статья 39. Показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 40. Инвестиционные программы
    • Статья 41. Производственные программы
  • Глава 7.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, расторжения договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон
    • Статья 41.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.2. Договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.3. Права и обязанности сторон по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.4. Расторжение договора аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 42. Заключительные положения
    • Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *