Усилитель стерео

До церемонии вручения Award 2015 года осталось всего несколько дней, и мы продолжаем вспоминать лучшие модели XXI столетия.

Сохранить и прочитать потом —

Хороший усилитель выполняет функции движущей силы любой Hi-Fi-системы, помогая музыке пройти путь от источника до колонок. Они различаются по ассортименту подключений и по оснащенности, однако для нас самый главный критерий – это качество звучания.

В этом обзоре мы собрали модели, получавшие звание «Продукт года» в категории Hi-Fi-усилителей. Они не обязательно оказывались лучшими аппаратами из тех, что можно было купить в соответствующем году – и чаще всего это было не так – однако это были лучшие варианты с точки зрения соотношения цены и качества.

В списке вы найдете ставшие классикой названия и хорошо знакомые бренды. Если вам попадутся какие-то из них в продаже (победители недавних лет еще иногда встречаются), не упустите возможности совершить по-настоящему выгодную покупку.

С какими-то моделями из списка у вас связаны особенные воспоминания? Какие-то из них были у вас – или все еще работают в составе вашей системы? Поделитесь своими историями в комментариях.

2000, 2001

NAD C370 – £449 на момент тестирования

Два года подряд NAD C370 был нашим любимцем, невзирая на не самую представительную внешность – впрочем, в этом он не одинок. Он обошел таких серьезных конкурентов, как Marantz, Rega, Cyrus и Arcam, продемонстрировав отменное качество во всех областях: от завидной мощи до контроля и деликатности.

2002

NAD C320BEE – £220 на момент тестирования

Эта аппарат принес компании NAD три победы подряд. Бюджетный усилитель C320BEE был создан на базе модели 1978 года NAD 3020 и стал образцовым примером того, как создавать лучшие по соотношению цены и качества продукты. Мы заключили, что C320BEE «по-настоящему великолепен для своей ценовой категории».

2003

Cyrus 8 – £800 на момент тестирования

В 2003 году титул «Продукт года» достался компании Cyrus, не раз становившейся обладательницей Award нашего журнала. Cyrus 8 отличала от конкурентов типичная для моделей этой марки стереопанорама – точная и широкая; по всем прочим параметрам он тоже оказался очень хорошим, и его победа была совершенно заслуженной. Это была одна из самых дорогих моделей, но мы сочли ее цену совершенно оправданной.

2004

NAD C352T – £350 на момент тестирования

Модель C352T обеспечила компании NAD триумфальное возвращение на верхнюю ступеньку пьедестала почета и в очередной раз доказала способность NAD создавать фантастические усилители по удивительно низким ценам. ВЧ и НЧ были очень хороши, однако больше всего нас очаровали мягкость среднего диапазона и безупречная интеграция всех элементов. А про хлипкий корпус мы вспоминать не будем.

2005

Rotel RA-03 – £500 на момент тестирования

Компания Rotel несколько раз получала Award «Лучшая покупка», а в 2005 году ее модель RA-03 завоевала главный приз. Этот великолепный усилитель отличали не только превосходное во всех отношениях качество, но и отсутствие капризов при подборе системы. Встроенный MM-фонокорректор для работы с проигрывателем винила также был вполне неплох.

2006, 2007

Roksan Kandy L.III – £650 на момент тестирования

Модель Kandy принесла компании Roksan три Award «Лучшая покупка», а ее обновленная версия получила звание «Продукт года». Практически все компоненты усилителя были модернизированы, результатом чего стал по-настоящему великолепный звук в любом жанре музыки. Если вас смущает буква «L» в названии, снимите крышку – и увидите, что внутренняя структура усилителя имеет L-образную форму.

2008

Roksan Kandy K2 – £750 на момент тестирования

Про Kandy K2 мы тогда же сказали, что это лучшая модель Kandy на тот момент; он превосходил своего блестящего предшественника, L.III, во всех отношениях. Его полнокровное, детальное и организованное звучание мы охотно рекомендовали всем и каждому. И, как это ни удивительно, мы отметили «исключительно высокое качество изготовления» и даже отдали должное стильному программируемому пульту ДУ.

2009, 2010

Cyrus 6XP – £900 на момент тестирования

Удивительно разносторонний усилитель 6XP можно было к тому же улучшать и настраивать различными способами. Однако и в своей стандартной форме он был очень хорош. Его звучание отличали редкие масштабность и динамичность, а глубина НЧ превосходила все, чего к тому времени удавалось достичь Cyrus. Этот усилитель так понравился нам, что и в 2010 году сохранил титул «Продукт года».

2011

Marantz PM6004 – £310 на момент тестирования

Компания Marantz не раз удостаивалась Award за свои бюджетные усилители, но PM6004 стал по-настоящему особенным. При его создании была применена совершенно иная, чем в предыдущих моделях, идея: интегрированные схемы были разделены на отдельные контуры предусилителя и усилителя мощности с дискретными компонентами. В результате получился отменно сбалансированный звук, сочетающий утонченность, глубину проработки и мощную атаку. Его наследник, PM6005, получал Award «Лучшая покупка» в категории бюджетных усилителей в 2013 и 2014 годах.

Как грамотно выбрать усилитель звука?

Следует сразу оговориться, что это задача не из легких, поэтому к ней следует подходить максимально ответственно и вдумчиво. Если приобрести неподходящую к конкретным колонкам продукцию, то это может вызвать их перегрузку и выход из строя. Бывают ситуации и не с таким плачевным исходом – просто акустическая система не сможет в полной мере раскрыть свой потенциал, обеспечив слушателя качественным звучанием. Обязательно нужно учитывать мощность самих колонок и усилителя. При этом разграничивают понятия номинальной и пиковой мощности – в первом случае звук будет воспроизводиться без искажений, при втором типе нагрузок колонки способно проработать очень короткое время.

Усилители могут быть ламповыми или же воспроизводить звук при помощи интегральных микросхем. Первая разновидность позволяет обеспечить минимальное количество шумов и искажений даже в случае кратковременных перегрузок. Подобные устройства подойдут для любителей музыки с устаревших носителей, например, виниловых пластинок, аудиокассет. Усилители на интегральных микросхемах представляют собой более современную продукцию, характеризующуюся более точным воспроизведением звука. Искажений здесь несколько больше, однако при прослушивании современных музыкальных жанров, например, клубной, электронной музыки или же хип-хопа, это не столь заметно.

При выборе также учитывают немаловажный параметр – сопротивление усилителя. Подобный показатель должен быть хоть немного ниже по сравнению с колонками. На исправность аппаратуры это нисколько не влияет, однако при неверном соотношении параметров реальная выходная мощность получится примерно в два-три раза меньше по сравнению с действительными возможностями акустики. Стоит отметить, что в продаже встречаются усилители, которые могут оснащаться селектором импенданса либо несколькими каналами с изменяемой мощностью. Подобная продукция принадлежит к универсальному классу, так как она способна совмещаться абсолютно с любой акустической продукцией.

Когда мы выбирали устройства для включения в рейтинг лучших усилителей звука, то опирались, главным образом, на все обозначенные параметры. Мы постарались включить в обзор побольше универсальных изделий, чтобы каждый любитель качественного звучания мог подобрать для себя оптимальный вариант. Однако учитывались и другие факторы – соотношение цены и качества аппаратуры, а еще отзывы пользователей.

Фонокорректоры

Страстным любителям винила сложно представить мощный и качественный звук без фонокорректора. Современные акустические системы ориентированы на цифровое звучание, именно это и порождает проблему, решаемую только этими устройствами.

1NAD PP-2

Бюджетный вариант для улучшения звука с нецифровых носителей, имеющих шумы. Без излишних настроек и сложных манипуляций возможности этого фонокорректора приводят звучание к должному уровню объема и качества.

Подойдет любителям рока и поп-музыки, в то время как детализации будет недостаточно для раскрытия классических и джазовых записей.

Вес компактного корпуса всего 450 граммов. Стоимость составляет около 10000 рублей.

Плюсы:

  • значительное улучшение звучания;
  • раскрывает нюансы аранжировок;
  • компактный размер;
  • доступная цена.

Минусы:

  • не рекомендован для инструментального исполнения классической музыки.

Цены на NAD PP-2:

2Pro-Ject Phono Box

Фонокорректоры этой марки предназначены для работы со старыми аудиоисточниками и некачественными носителями.

Устройство отлично справляется с поглощением шумов и помех, звук становится более объемным, но все же цифрового звучания ожидать не стоит.

Связано это с довольно бюджетным исполнением электроники и характерным диапазоном от 20 до 22000 Гц. Стоимость приобретения около 6000 рублей.

Плюсы:

  • значительное поглощение шумов;
  • компактный размер;
  • небольшой вес в 570 граммов;
  • низкая цена.

Минусы:

  • отдельный блок питания.

Цены на Pro-Ject Phono Box:

Удовольствие от качественного звука нельзя заменить ничем. Будь то прослушивание музыки или просмотр фильма, звучание может значительно улучшить общее впечатление от картины или композиции. Познакомившись с рейтингом популярных моделей, потенциальным покупателям удастся рассмотреть распространенные недостатки и выгодные преимущества усилителей, пользующихся популярностью среди профессионалов и любителей, чтобы приобрести технику с идеальным качеством воспроизведения.

Данный рейтинг субъективный и не является рекламой. Статья добавлена: 17 августа 2017 в 01:15 Рейтинг статьи: 4 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Самое интересное в продолжение:

Audio Analogue Primo Settanta

Стильная аудиотехника — не новое явление в Hi-Fi, однако даже опытных экспертов не оставит равнодушным внешний вид стереоусилителя Audio Analogue Primo Settanta.

Не такой, как все другие

В стереоусилителе Audio Analogue Primo Settanta классические Hi-Fi традиции оказались в натуральном смысле повернуты под другим, абсолютно отличным к нам углом. Все дело в том, что при вполне стандартных пропорциях корпуса задняя и передняя панели управления находятся не на длинных, а на коротких его сторонах. Аппарат вышел очень узким по ширине и необычно длинным по глубине.

По названию понятно, что внутри него находится традиционная аналоговая схемотехника, впрочем, органы управления усилителя, которые находятся на лицевой стороне, имеют исключительно цифровое происхождение. Использовав эту возможность инженерам удалось добиться минимализма в управлении. Единственный элемент, который сохранил свой привычный вид, это рукоятка управления громкости. Выбор входов усилителя производится последовательным нажатием единственной маленькой кнопки, которая расположена рядом с кнопкой включения питания.

Характер — признак благородства

При первом взгляде на модель она озадачивает и в то же время радует. Причиной этому есть — уже вспоминавшийся нами цифровой регулятор громкости. Большая алюминиевая ручка может совершать короткие обороты в левую и правую сторону, по окончании чего упирается в ограничитель. Это не только необычно, но и не совсем удобно — так как угол поворота довольно небольшой. Наглядная индикация уровня громкости реализована путем последовательных включений синих светодиодов окружающих регулятор, что выглядит необычайно стильно и изыскано и, несомненно, приятно для глаз.

Звучание Audio Analogue Primo Settanta в действительности можно характеризовать как мягкое, аналоговое с легкой вуалью во всех слышимых диапазонах частот. Однако при всей полной аналоговости подачи, эмоциональный фон музыки пропадает где-то в недрах стереоусилителя, и в колонках мы слышим лишь ровные и чистые звуки. Аппарат в присущей только ему манере сможет исполнить музыкальный материал и это заметно на любом контенте. Бас довольно упругий, слишком деликатный и это делает воспроизведение рок композиций неожиданно интеллигентным и вкрадчивым.

В исполнении камерной музыки и джаза присутствует некоторая нехватка воздуха, которую создает совершенно непредвиденный завал самого верхнего края частотного диапазона. Но зато при воспроизведении поп-музыки и электроники все вышеназванные особенности с легкостью превращаются в неоспоримые достоинства. При воспроизведении всех этих же жанров отлично себя показывает довольно яркая и акцентированная середина. Классическая музыка в звучании ведет себя совершенно по-разному в зависимости от стиля произведения и темперамента, но большее всего Audio Analogue Primo Settanta любит медленные спокойные мелодии.

Регулятор громкости трогать осторожно!

Довольно необычный способ управления громкостью может стать причиной поломки регулятора, для этого особо темпераментных или просто нетрезвых гостей, которые любят сделать звук погромче, к стереоусилителю лучше не подпускать. Для того чтобы аппарат полностью раскрыл свои способности необходимо серьезно подумать над подбором акустики. Для этого аппарата, чем легче будет нагрузка, тем лучше он себя проявит.

  • Плюсы: оригинальная форма корпуса и стильный дизайн
  • Минусы: Неудобная регулировка громкости, чувствительность к нагрузке

Стереоусилители

Хотите получить качественное стереозвучание — покупайте стерео усилитель. Удаление всевозможных шумов, помех и, соответственно, улучшение звукового сигнала при использовании аудиоисточников различного типа — основные задачи, с которыми должен справляться данный прибор. Интегральные стерео усилители считаются одними из самых востребованных.

Коэффициент искажений

Он состоит из двух показателей — коэффициента интермодуляционных искажений и коэффициента гармонических искажений. Оба из них задаются в процентах и определяют уровень искажений звука на выходе усилителя. Как правило, усилители Hi-Fi класса соответствуют стандарту DIN 45500, который задает такие значения этих параметров:

  • Коэффициент интермодуляционных искажений – не более 3% в полосе частот 250 – 8000 Гц;
  • Коэффициент гармонических искажений – менее 1% в полосе частот 40 – 12500 Гц.

Именно на эти значения и следует ориентироваться.

Рабочий диапазон частот

Органы слуха большинства людей способны воспринимать звуки с частотами от 20 Гц до 20 кГц. Идеальный усилитель должен иметь в этом диапазоне прямую амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Реальные усилители обычно редко имеют прямую АЧХ, как правило, она имеет некоторую неравномерность в рабочем диапазоне частот, особенно в его высокочастотной области. Поэтому желательно выбирать усилитель с максимально широким частотным диапазоном, оптимальная верхняя граница которого должна в несколько раз превышать 20кГц.

Число усилительных каналов

Количество каналов выбирается в зависимости от конфигурации акустической системы по принципу «каждая колонка акустики должна работать только от своего канала, и ни один канал не должен работать более чем на одну колонку». Только такой принцип обеспечит максимально качественное звучание. Следует отдельно сказать о выборе усилителей для воспроизведения музыки и AV-ресиверов для домашнего кинотеатра. Первые из них должны иметь два канала для воспроизведения стереоформатов, в которых записана большая часть музыки. Домашний кинотеатр может быть оснащен акустикой с конфигурацией от самой доступной 5.1 до топовой 9.2. Это и есть критерий для выбора количества каналов в AV-ресивере.

Теперь — акустика

Если перечень моделей усилителей и AV-ресиверов, присутствующих на рынке, легко умещается на 3–4 страничках журнального текста, то с акустикой дело обстоит куда сложнее. В ценовом диапазоне от $200 до $1200 такой список будет в несколько раз больше. А если прибавить перечень акустических систем центрального канала, тыловых АС и сабвуферов, то скрижали информации вырастают до невероятных объемов. Можно, конечно, решить все эти проблемы одним махом — крупные магазины часто продают готовые наборы домашних кинотеатров, укомплектованные всеми необходимыми компонентами (зачастую весьма неплохими). Мы не говорим о «театрах в одной коробке», считая, что истинные аудиолюбители, как говорится, «предпочтут помучиться» и выберут все элементы самостоятельно. Крамольная мысль: стоит ли всегда стремиться к приобретению комплекта кинотеатральных колонок, изготовленных одной фирмой? Представляется интересным изучить возможность подбора отдельных элементов акустики, в особенности если вы, как и автор, совершенно равнодушны (о, ужас!) к цвету отделки. Не исключено, что такая идея может дать превосходный результат. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем дать несколько небесспорных советов, которые, впрочем, не раз выручали автора. Покупку предваряет процесс выбора, который можно осуществить, на начальном этапе пользуясь справочными данными.

Напольник против полочника

Как бы нас не уговаривали покупать аккуратные колоночки для книжной полки, народ с большей охотой продолжает выбирать акустику напольной конструкции — у нее, как правило, динамики большего диаметра, больше объем корпуса, а, следовательно, глубже бас. Примечательно, что по всем правилам АС полочного типа надо устанавливать на стойки, поэтому в итоге они займут столько же места, сколько и напольники, а суммарные затраты (АС плюс стойки) будут соответствовать стоимости напольной системы более высокого класса. Если вы — специалист в области аудио, то допустимую мощность, которая может быть подведена к акустике, и чувствительность колонок следует рассматривать в комплексе, учитывая размер комнаты. Остальные потребители могут спокойно обойтись без расчетов: вся современная акустика Hi-Fi-класса готова к работе в типичных городских квартирах. Если есть возможность, обратите внимание на колонки, имеющие большую массу и габариты. Впрочем, эта рекомендация имеет второстепенное значение, как не имеет решающего значения и конкретный материал диффузоров (иначе все производители динамиков давно бы использовали один-единственный конструкционный материал).

Больше полос

Аудиофилы из числа минималистов скорее всего предпочтут классический двухполосник (два динамика: высокочастотник и СЧ/НЧ-головка), но если вы решили купить напольные колонки, лучше поищите среди них 3- или так называемые 2,5-полосные АС, в которых громкоговорители низкочастотного диапазона дублируются, чтобы уменьшить рабочее смещение диффузоров (обычный способ снизить нелинейные искажения). Любители авторитетных мнений могут сами убедиться, что лучшие профессиональные контрольные аудиомониторы и дорогие High End-системы часто делаются по четырех- или даже по пятиполосным схемам. Желающие проверить этот факт могут посмотреть сводную таблицу параметров акустики; числа в графе «количество полос», как правило, возрастают с увеличением цены. Кстати, известно, что принц Чарлз (наверное, вместе с королевой Великобритании) слушает пятиполосные колонки… Эти рассуждения можно не принимать к сведению в отношении тыловых АС для домашнего кинотеатра (они вполне могут быть и двухполосными). Акустика центрального канала обязательно должна быть очень хорошо экранированной. Это избавит ваш кинескопный телевизор от появления цветовых пятен на изображении. Проверка элементарная: поднесите громкоговоритель к экрану работающего телевизора.

Меньше вариантов

Теперь можно создать таблицу предпочтительных вариантов, сведя в нее данные по моделям АС, которые устраивают по цене, количеству полос и величине импеданса. С чувством некоторого удивления вы обнаружите, что список стал заметно короче. Вооружитесь телефоном или через интернет узнайте реальные цены на выбранные модели. Выяснится, что часть моделей на рынке попросту отсутствует, часть можно купить только без прослушивания, например, с доставкой на дом или по заказу с предоплатой. Покупать такие АС, конечно, не стоит. Нет смысла реагировать и на заклинания типа: такая же акустика — у господина N. В вашей комнате она может звучать совершенно по-другому. Вообще, в области аудио личные предпочтения и субъективизм ваших знакомых — плохие советчики.

2012

Rotel RA-10 – £350 на момент тестирования

Победа RA-10 удивила многих, поскольку название Rotel давно уже не ассоциировалось с позицией лидера класса. Тем не менее, этот усилитель получил награду вполне заслуженно; его восхитительному и захватывающему звучанию можно было внимать часами. Фаворитом гонки считался Marantz PM6004, однако ему пришлось уступить первенство Rotel.

2013, 2014

Arcam FMJ A19 – £650 на момент тестирования

Линейка «Full Metal Jacket» (Цельнометаллическая оболочка) стала двукратным обладателем титула «Продукт года» в 2013 и 2014 годах; когда-то давно компания Arcam была лидером категории усилителей, и ей удалось вернуть себе первенство. Звучание Arcam A19 отличают редкие стабильность и слаженность; благодаря необычайной прозрачности он подходит практически для любой системы.

Подготовлено по материалам журнала «WHAT HI-FI?», октябрь 2015 г. www.whathifi.ru

Эту статью прочитали 40 577 раз Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателяПолезные советы

Интегральный стереоусилитель Denon PMA-2500 NE

Интегральный усилитель с USB-ЦАП для аудио высокого разрешения и использующий схемотехнику, применяющуюся в High-end моделях

• 2 x 160 Вт (4 Ом) выходная мощность

• Модифицированная одинарная двухтактная схема усилителя мощности на полевых транзисторах ультравысоких токов (UHC) с новыми барьерными диодами Шоттки

• ЦАП, генератор синхронизирующих импульсов Master ClockDesign

• USB-B вход для аудио высокого разрешения с частотой дискретизации до 384 кГц с разрядностью 32 бит для PCMсигналов и DSD файлов 11.2 МГц (2,8/5,6/11,2 МГц)

• Схема подавления помех для устранения негативных воздействий на качество звука, вызванных частотными шумами компьютера, подключенного к усилителю по USB-B

• Дисплей OLED для индикации источника и частот дискретизации

• Режим Analog Mode для высокого качества звучания при воспроизведении аналогового аудио без помех, создаваемых в цепи цифрового управления, питание на цифровой вход и дисплей не подается при таком режиме.

• Усовершенствованный алгоритм обработки AL32 Processing Plus

• Конструкция прямого механического крепления на базе для снижения нежелательных вибраций

• Конструкция шасси из 6 независимых блоков для исключения посторонних шумов

• Парные трансформаторы с монтажным узлом, исключающим ток утечки

• Силовой трансформатор с отдельными блоками питания для аналоговых и цифровых схем

• Широкий динамический диапазон воспроизводимого аудио, поддержка файлов высокого разрешения от современных аудио источников

• Высококачественный регулятор громкости для точной настройки

• Входы цифровые: 2 Оптических и 2 Коаксиальных

• Встроенный MM/MC фонокорректор

• Поставляется в серебристом цвете, исполнение Premium

Характеристики стереоусилителя Denon PMA-2500NE

Выходная мощность 2 х 80 Вт (20 Гц – 20 кГц, 8 Ом, КНИ 0,07%); 2 х 160 Вт (4 Ом, 1 кГц, КНИ 0,7%)
Диапазон частот 5 Гц – 100 кГц (0, — 3 дБ)
Коэффициент гармоник 0,01%
Входная чувствительность/входной импеданс 135 мВ/47 кОм (линейный вход), 0,2 мВ/100 Ом (вход MC-фонокорректора), 2,5 мВ/47 кОм (вход MM-фонокорректора)
Отношение сигнал/шум 110 дБ (линейный вход), 74 дБ (MC), 89 дБ (MM)
Регулировка тембров ВЧ: ± 8 дБ на 10 кГц, НЧ: ± 8 дБ на 100 Гц
Технология цифровой обработки Advanced AL32 Processing Plus
ЦАП PCM1795
Функция Analog Mode 2 режима: 1) отключает только цифровые цепи, 2) отключает цифровые цепи и дисплей
Функция Source Direct пускает сигнал в обход темброблока и регулятора баланса
OLED-дисплей отключаемый, с функцией регулировки яркости
Входы 4 линейных RCA, вход MM/MC-фонокорректора, нерегулируемый вход RCA для прямого доступа к оконечной секции, 2 оптических (24 бит/192 кГц), 2 коаксиальных (24 бит/192 кГц), асинхронный USB (PCM 32 бит/384 кГц, DSD 2,8/5,6/11,2 МГц)
Выходы 6,3 мм для наушников, выход для записи (RCA)
Прочая коммутация два ИК-порта (вход/выход), заземляющая клемма
Выход на АС 4 пары винтовых позолоченных клемм
Блок питания 2 трансформатора, которые смонтированы таким образом, чтобы излучаемый ими магнитный поток взаимно подавлялся; быстрые диоды Шоттки в выпрямителе; высокоемкостные конденсаторы
Потребляемая мощность 310 Вт, в режиме standby: 0,2 Вт
Пульт ДУ RC-1207, универсальный
Габариты (ШхВхГ) 434x182x431 мм
Вес 25 кг

Denon – один из немногих аудио брендов, который продолжает совершенствовать свои Hi-Fi компоненты, и, накапливает, обновляет и претворяет в жизнь свои Hi-Fi аудио технологии. Серия 2500NE разработана с учётом современных требований при прослушивании аудио с привлечением как наших заслуженных ветеранов, так и молодых талантливых инженеров, которые следовали достижениям Denon и тому опыту, который был накоплен за многие годы и десятилетия. И производительность PMA-2500NE выходит далеко за рамки модели PMA-2000 предыдущей серии Denon стерео. С его уникальными алгоритмами обработки звукового сигнала и самыми современными средствами подключения PMA-2500NE действительно является шедевром звуковых технологий. Благодаря наличию USB-B входа на задней панели и встроенного высокопроизводительного цифроаналогового преобразователя PMA воспроизводит файлы высокого разрешения до 384кГц/32бит и DSD файлы до 11.2МГц с компьютера в безупречном качестве. Для лучшего воспроизведения аналогового аудио, усилитель имеет режим Analog Mode, при котором отключение всех незадействованных участков цифровых входных цепей и дисплея, позволяет наслаждаться качеством неизмененного звука.

Для достижения безупречного баланса между детальностью и мощностью звука, усилитель PMA-2500NE использует полевые транзисторы ультравысоких токов (UHC-MOS), способные производить достаточно тока в одной двухтактной конфигурации, обеспечивающей превосходную линейность в выходном каскаде по звуковому диапазону музыкальных источников. Техника параллельного использования нескольких схем усилителя для обеспечения стабильного тока, решила проблему «загрязненности» звука, вызванной неравномерной производительностью среди отдельных схем. А для достижения музыкального выражения, наполненного звуковыми нюансами, Denon продолжает концентрировать внимание на усиление, производимое одной парой каскада усиления. Усилитель PMA-2500NE наделен высоковольтными, емкими полевыми транзисторами UHC-MOS (максимальный ток 210 А). К тому же, парные полевые транзисторы + каскадный усилитель поддерживают постоянное напряжение UHC-MOS, улучшая стабильность температуры, для должного использования превосходных акустических характеристик UHC-MOS.

Традиционная двухэтапная конфигурация схемы усилителя была заменена на одноэтапную конфигурацию усилителя с высоким коэффициентом усиления для более прямого пути прохождения сигнала. Получение безупречно чистого звука стало возможным за счет уменьшения количества устройств, через которые проходят звуковые сигналы, сокращая путь прохождения сигнала до абсолютного минимума. Защитная схема для выходного каскада усилителя мощности также была значительно улучшена. Ограничитель тока был устранен в пользу системы, которая контролирует изменения температуры силового транзистора в режиме реального времени, также пропускная способность каскадных транзисторов была увеличена с 1,5 А до 2,0 A. В результате чего пропускная способность мгновенного тока усилителя была увеличена более чем в два раза (110 А), по сравнению с традиционными конструкциями, также была значительно улучшена способность управления акустическими свойствами (коэффициент затухания: более 700, 20 Гц – 20 кГц).

Стереофонический усилитель Обычно бытовые стереофонические усилители, изготавливаемые промышленностью или радиолюбителями, содержат два канала.

Каждый канал выполнен по одной и той же схеме и имеет идентичные параметры. Однако для создания стереоэффекта нет необходимости строить каждый канал на весь спектр усиливаемого низкочастотного сигнала. Дело в том, что созданию стереофонического звучания почти не способствуют низшие частоты до 300…400 Гц воспроизводимого сигнала. Основную роль в получении стереофонического эффекта играют средние и высшие частоты звукового диапазона.

Это обстоятельство позволяет значительно упростить конструкцию усилителя и снизить требования к воспроизводимой полосе частот. Оказалось возможным выполнить усилитель по трехканальной схеме. Два канала отводятся для воспроизведения средних и высших частот звукового диапазона, а третий канал — только для низших частот.

Построение стереофонических усилителей по упрощенным трехканальным схемам позволяет значительно уменьшить интермодуляционные искажения.

Усилитель рассчитан на работу от звукоснимателя электропроигрывающего устройства, магнитофона или радиоприемника. Он содержит: два канала усиления средних и высших звуковых частот и один общий низкочастотный. Частота разделения каналов 400 Гц.

Трехканальные стереофонические усилители уже публиковались на страницах журнала «Радио» №10/1965 с.47, однако они были весьма сложны и малодоступны для изготовления широкому кругу радиолюбителей. Предлагаемый вниманию читателей усилитель содержит всего пять радиоламп.

  • Выходная мощность низкочастотного канала 3 Вт;

  • Канала высших и средних частот 1 Вт;

  • Полоса рабочих частот по электрическому тракту 20…20000 Гц;

  • Регулировка тембров раздельная: по ВЧ + 9…- 5 дБ на частоте 10 кГц, по НЧ + 5…- 9 дБ на частоте 20 Гц;

  • Чувствительность усилителя 60 мВ;

  • Уровень фона — 50 дБ.

Принципиальная схема

Каскады предварительного усиления НЧ выполнены по двухкаскадной схеме на лампах Л1 и Л2 типа 6Н2П (рис.1).

Рис.1. Принципиальная схема усилителя

В сеточные цепи триодов лампы Л1 включены тонкомпенсированные сдвоенные регуляторы громкости R5, R6. Регуляторы тембра включены между первым и вторым каскадами усилителя. Тембр НЧ регулируется сдвоенными резисторами R18, R19, а тембр ВЧ сдвоенными резисторами R16, R17. Дополнительный подъем усиления на НЧ достигается цепями коррекции R7C9 и R15C10.

Стереобаланс канала ВЧ и СЧ регулируется резистором R14. Баланс НЧ канала устанавливается автоматически с помощью фильтра R23, C20, R24, C21, R25, C22, R26.

Фазоинверсный каскад собран по схеме с раздельной нагрузкой на лампе Л3 типа 6Н2П. В режиме «Моно» с анода и катода лампы Л3 снимаются одинаковые по величине и противоположные по фазе напряжения, которые поступают на управляющие сетки ламп оконечного каскада. Амплитуда этих напряжений равна амплитеде напряжения на управляющей сетке лампы Л3, то есть коэффициент усиления фазоинверсного каскада по напряжению равен единице. Это свойство фазоинвертора с раздельной нагрузкой используется в режиме «Стерео».

Сигнал верхнего (по схеме) канала инвертируется лампой Л3, а нижнего — нет. Таким образом, обеспечивается двухтактный режим работы оконечного каскада низкочастотного канала в режиме «Стерео». Необходимая фазировка каналов средних и высших звуковых частот обеспечивается изменением полярности подключения одного из громкоговорителей Гр1 или Гр3.

Для каналов СЧ и ВЧ лампы Л4, Л5 типа 6П14П оконечного каскада включены по однотактной схеме, а для канала НЧ по двухтактной. Раздельное воспроизведение НЧ, СЧ и ВЧ достигается шунтированием первичной обмотки выходного трансформатора конденсаторами С35 и С36, а также применением специальных высокочастотных трансформаторов Тр2 и Тр4.

Для уменьшения нелинейных искажений и повышения устойчивости работы оконечного каскада в него введены цепи частотнозависимой отрицательной обратной связи: последовательная ООС по току (R43 и R44 в цепях катодов ламп Л4 и Л5) и параллельная ООС по напряжению (R46, C33, R45, C32 в цепях экранирующих сеток ламп Л4 и Л5). Для повышения устойчивости работы каскада последовательно с управляющими сетками включены резисторы R41 и R42.

Блок питания усилителя выполнен по обычной схеме. В цепи фильтрации питающего напряжения каскадов предварительного усиления включены конденсаторы C23, C15 с рабочим напряжением 200 В. Для защиты их от пробоя при включении усилителя, служит резистор R36, образующий совместно с резистором R37 делитель напряжения. Накальная цепь лампы Л1 питается выпрямленным током, а на накальные цепи других ламп подается напряжение +60 В, что обеспечивает значительное снижение фона частотой 50 Гц.

Конструкция и детали

Усилитель смонтирован на дюралюминиевом шасси размерами 344х142х56 мм. Примерное расположение деталей на шасси показано на рис.2, а фото усилителя — в заголовке статьи.

Рис.2. Шасси усилителя

  • Силовой трансформатор используется от радиолы «Латвия». Он собран на сердечнике из пластин УШ26, толщина набора 26 мм. При питании от сети напряжением 220 В сетевая обмотка 1-2 содержит 1084 витка провода ПЭЛ 0,31, повышающая 3-4 — 1290 витков провода ПЭЛ 0,2, накальная обмотка 5-6 содержит 35 витков провода ПЭЛ 1,0, а 7-8 — 34 витка провода ПЭЛ 0,41.

  • Трансформатор Тр3 собран на сердечнике из пластин Ш24, толщина набора 25 мм. Первичная обмотка 2-3-4 содержит 2х1200 витков провода ПЭВ 0,12, вторичная 8-9 — 120 витков провода ПЭВ-2 0,8. Сердечник трансформатора Тр3 имеет повышенное, в сравнении с обычным, сечение магнитопровода, что способствует уменьшению нелинейных искажений в области НЧ.

  • Трансформаторы Тр2 и Тр4 собраны на сердечниках из пластин Ш16, толщина набора 12 мм. Первичные обмотки 1-2 и 4-5 трансформаторов содержат по 1000 витков провода ПЭВ-2 0,12, вторичные 6-7 и 10-11 по 100 витков ПЭВ-2 0,8. Возможно применение стандартных ВЧ трансформаторов.

  • Дроссель Др1 рассчитан на ток 120 мА. Он выполнен на сердечнике из пластин УШ16, толщина набора 24 мм, обмотка дросселя содержит 1600 витков провода ПЭЛ 0,2.

  • Разъем Ш1 — унифицированный, шестиконтактный.

  • Переключатель В3 «Моно-стерео» взят от приемника «Сакта», где он выполняет функции переключателя»Музыка-речь».

  • Электролитические конденсаторы С31, С34, С15, С23 типа КЭ-2-Н.

Низкочастотная акустическая система усилителя состоит из громкоговорителя Гр2 8ГД-РРЗ от радиоприемника «Рига-10», размещенного в закрытом ящике размерами 400х400х500 мм. Ящик заполнен рыхлой хлопчатобумажной ватой. Высокочастотные громкоговорители Гр1 и Гр3 типа 1ГД-28-140 размещены в абонентских громкоговорителях «Москвич» с закрытой задней стенкой, также заполненных ватой.

Для расширения рабочей полосы ВЧ, желательно параллельно каждому ВЧ громкоговорителю Гр1, Гр3 через конденсатор 1 мкФ включить громкоговорители 1ГД-3, применяемые в радиоле «Симфония». Разместить дополнительные громкоговорители можно в том же корпусе громкоговорителя «Москвич».

Канд.техн.наук В.Коршунов, инж. Б.Богосов, инж. В.Золотых. «Радио» №3/1973 год

Радиолампы, использованные в статье:

  1. 6Н2П
  2. 6П14П

От редакции

Предлагаемая вашему вниманию статья, на наш взгляд, полезна тем, что в ней затрагиваются фундаментальные, можно сказать — извечные, вопросы High Fidelity. Автор, хорошо понимающий суть проблемы, не понаслышке знаком с тяготами, которые преследуют неподготовленных к самостоятельному выбору покупателей. Для начинающих аудиолюбителей материал ценен тем, что авторский опыт изложен в виде краткого перечня практических советов: «не так страшен черт, как его малюют»…

Форумы профильных порталов интернета заполнены вопросами: как усилитель Х работает с акустикой Y? Ответы либо отражают специфические вкусы владельца конкретной системы, либо порождают сонм встречных вопросов. Кроме того, словесное описание характера звучания редко содержит достаточное количество сведений, необходимых для индивидуального выбора аудиотехники. С чего начать несчастному неофиту, удрученному обилием самой разной по классу и цене аппаратуры? С приобретения акустики (опытные мужи советуют на ней не экономить)? Или — с усилителя? Какой из возможных вариантов поведения выбрать? Возьмем на себя смелость дать потенциальному покупателю достаточно простые рекомендации, которые родились из опыта, благоприобретенного автором на практике…

Нескучная теория

Если быть серьезным, то вопросы, связанные с объективной оценкой тонкостей взаимодействия усилителя и акустической системы, не могут быть решены в одночасье (и, кстати, до сих пор никем в мире полностью не решены). Технические эксперты Stereo&Video не первый год всесторонне изучают проблему, разрабатывая оригинальные методики для получения исчерпывающей оценки данного явления (до публикаций, правда, дело пока не дошло). «Парное» взаимодействие — одновременно и проблема, и счастье Hi-Fi-индустрии. Отсутствие общих решений порождает армию аудиофилов, готовых до бесконечности переслушивать и менять комбинации «колонка/усилитель». В свою очередь, это способствует повышению доходов производства, каждый год выбрасывающего на рынок новые модельные ряды аппаратуры. В то же время серьезный разработчик, выпуская конкретный усилитель (или акустику), старается с запасом наделить модель свойствами универсальной коммуникативности. Иначе акустика Y никогда «не выйдет замуж» за усилитель X! Cомнения потребителя понять можно, однако в большинстве случаев, когда речь идет о бюджетной Hi-Fi-аппаратуре, эти беспокойства попросту излишни. Казалось бы, проблемы совместимости должны решаться на высоком уровне при конструировании готовых систем (музыкальные центры, AV-комплексы и т.п.). И что же мы видим, кроме общих слов? Полное отсутствие возможности модернизации путем замены компонентов системы плюс явное желание производителя экономить на всем и вся. Может быть, проблема решена в дорогостоящей аппаратуре, недоступной широкому кругу потребителей? Действительно, когда бюджет неограничен, разработчика выручает лобовой подход: монстр-усилитель с почти беспредельными возможностями и покорная акустика, не имеющая права даже чуть-чуть покапризничать (все гладко: и АЧХ, и импеданс, и фазовая характеристика)… Есть еще один путь — создание так называемой активной акустики, которая имеет встроенные многополосные усилители и прецизионные кроссоверы активного типа. Такие системы прижились в профессиональной среде; для домашнего использования предложение подобной техники крайне ограниченно — хлопотно и нерентабельно для массовой Hi-Fi-индустрии делать высококачественную активную акустику. Сказочный High End стоит больших денег, но потребитель снова недоволен. Выясняется, что среди состоятельных аудиофилов число несчастных искателей абсолютной гармонии растет в геометрической прогрессии. Увы, таковы парадоксы потребления.

Напоследок…

Покупая акустику с рук или на рынке, попросите подключить пару АС к усилителю. На среднем уровне громкости внимательно прослушайте работу каждого динамика, приблизив к нему ухо. Вы должны отчетливо слышать работу в частотных полосах от самой верхней головки до басовой. Осторожно приложите подушечки пальцев к краям диффузоров НЧ- и СЧ-динамиков вблизи подвесов — вы должны ощутить уменьшение амплитуды колебаний при поочередном «ощупывании» басового динамика и СЧ-драйвера. Этот эффект укажет на отсутствие короткого замыкания в цепях кроссовера. Внимание! Никогда не касайтесь купольных мембран высокочастотных излучателей — металлические и шелковые полусферы микронной толщины очень легко повредить! На приличной громкости хорошо ощущается поток воздуха в трубе фазоинвертора. Плотно прижмите ладонь к отверстию фазоинвертора и убедитесь, что звучание несколько изменилось. Снижение уровня баса свидетельствует, что труба фазоинвертора случайно не перекрыта изнутри демпфирующим материалом (очень распространенный дефект сборки). Разумеется, было бы неплохо принести свой свежеприобретенный усилитель и испытывать его при работе с разными АС, но далеко не в каждом салоне согласятся с вашим предложением. Оптимальный выход — получение комплектов акустики под залог для проведения испытаний в домашних условиях. Однако в нашей действительности этот вариант выглядит совсем уж фантастическим.
Перечисленные рекомендации, конечно, не являются исчерпывающими или обязательными. И все же… Не забудьте испытать свою систему упомянутым сигналом (315 Гц с уровнем 0 дБ), запишите где-нибудь на видном месте показания регулятора громкости на усилителе, соответствующие началу искажений, и никогда их не превышайте. Помните, акустика боится не громкого, а искаженного сигнала.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *